"Танцы без слуха". Как работает уникальный театр Казахстана, покоривший мир

23 Апреля 2023, 10:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Анна Мирская 23 Апреля 2023, 10:00
23 Апреля 2023, 10:00
2784
Фото: Анна Мирская

Театр танца "Sensitive", основанный в Петропавловске - единственный в стране театр для детей с нарушением слуха. Танцевальный коллектив известен далеко за пределами Казахстана благодаря своим собственным вибрациям, ритму и драйву. В копилке наград труппы республиканские и международные кубки. Они изучают все новые направления современной хореографии. Например, сейчас это контемпорари и модерн. О том, как "Sensitive" совсем не "тихо" заявили о себе и продолжают удерживать планку, ломать стереотипы и доказывать свою конкурентоспособность, узнал корреспондент BaigeNews.kz.

Художественный руководитель театра Ольга Ростовщикова. Пусть к успеху коллектива был непрост. Но тогда, годы назад, юная девушка верила в саму идею проекта и коллектив неслышащих по спортивным бальным танцам состоялся во всех смыслах.

"Впервые с неслышащим миром я познакомилась в 2006-2007 учебном году, когда меня пригласили работать в школу-интернат для детей с нарушением слуха. Я не знала, как с ребятами общаться. Для меня это был первый и серьёзный барьер. Как объяснить им саму технику хореографии, как объяснить счёт, ритм, как прививать им музыкальный вкус, это чувство ритма танцевального. Вопросов было много. Но я в них тогда влюбилась и до сих пор всех люблю. Они были и продолжают быть отзывчивыми, всегда пойдут на встречу, помогут и поддержат", - говорит художественный руководитель театра танца "Sensitive" Ольга Ростовщикова.

Ольга вспоминает первую встречу с нежной улыбкой. Общение новобранцев и руководителя проходило в письменной форме: они буквально переписывались. У каждого был свой блокнот и ручка. Только так получалось объяснять, что требуется от танцора. Ольга убеждена, что её воспитанники лишены физического слуха, но не эмоционального.

Айнур оказалась участницей коллектива благодаря старшей сестре, которая страдает тем же недугом и училась в той же школе. Айнур пришла на смену, заменила сестру, когда та покинула театр.

"Руководитель меня заметила и позвала меня танцевать. До этого я танцевала народные современные танцы на базе школы. Сначала было непривычно, потому что, когда я в школе училась, у нас были танцы только с девочками. Мы не танцевали с партнёрами. Нужно было взаимодействовать с парнями. Слишком тяжело, когда в паре оба не слышат, но должны действовать слаженно и понимать друг друга. Я вообще не понимала, как это танцевать. Оттачивала это умение я долго - потребовался целый год", - рассказала артистка театра танца "Sensitive" Айнур Саинова.

Не все танцоры оказались в коллективе случайно. Большинство через танцы искали новые возможности для самовыражения. А вот Даниял и вовсе планировал связать с этим свою жизнь.

"До того, как оказаться в Sensitive я занимался танцами в школе. Конечно, наравне со всеми. У нас был свой хореограф. После окончания среднего образования начал выступать с коллективом слышащих ребят в Областном центре творчества детей и юношества. Можно сказать, что сюда я пришёл уже с опытом. Тогда я узнал о таком необычном проекте, как театральная постановка "Мы с тобой одной крови". Над ней работала Ольга Николаевна. Я был счастлив поучаствовать в таком интересном проекте, и это была моя первая серьёзная работа. Безумно понравилось то, что получилось в итоге, и я решил остаться в коллективе. А сегодня это и хобби, и любимая работа. Несмотря на то, как сложно нам, неслышащим, создавать танцевальные номера, сейчас мне намного легче работать", - признался артист театра танца Даниял Конгожин.

Молодой человек считает, что среди слышащих и неслышащих преградой стоят ориентиры. Например, первыми движет музыка, вторыми – вибрации и счет. Даниял выступает и в сольных номерах, но без направляющей руки руководителя коллектива не обходится.

"Ольга Николаевна задает ритм, направляет. Мы друг друга чувствуем. Я уверен, что танцы – это дело моей жизни и я буду продолжать профессионально танцевать даже спустя десятилетия. Первая моя победа была на конкурсе в Караганде. Мы танцевали в дуэте с Миленой, и наша пара заняла первое место. Это оставило незабываемые впечатления и мотивировало двигаться дальше и усерднее работать над собой", - дополнил Даниял Конгожин.

Художественный руководитель коллектива – источник бесконечного потока идей, которые приводят к успеху. Таланливые ученики Ольги Ростовщиковой заслуживают признание во всем мира. Ее сбывшаяся мечта - "Sensitive".

"Вы можете сопоставить, что на сцене нужно слышать музыку, просчитывать её ритм, счёт, одновременно исполнять хореографию, то, что требует от тебя хореограф. Это и технический момент, это и артистизм, и эмоциональность, если это бальные танцы, то это работа с партнёром параллельная, зеркальная работа, а если ещё это коллектив, ещё когда человек не слышит. Это очень тяжело. Сегодня ребята уже не только считывают с меня жесты, то есть я с ними уже разговариваю где-то дактиль, где-то жестовыми словами на пальцах. Но сегодня они уже ко мне привыкли, именно к артикуляции, мимике моего лица. И бывают моменты, как у любого хореографа, нужно поругать, а где-то похвалить. И когда я их ругаю, я не всегда показываю это жестами на руках. Они мне говорят, зачем так кричать, мы тебя не слышим", - объясняет худрук.

Фото автора

По её словам, реальных конкурентов у танцевальной труппы нет. При появлении на конкурсе коллектив нередко встречает взгляды разочарования соперников, которые знают, что по итогу соревнования останутся позади "Sensitive".

"Когда приезжаем на конкурс часто говорят: "СКО приехало, значит они победят, заберут Гран-при и уедут". Но по факту так оно и есть. Я задала как-то раз вопрос: "А в чем ваша проблема, почему вы не работаете систематично, у вас будут такие же результаты". Просто мы работаем постоянно: пять дней в неделю, надо – семь дней, надо – мы с утра до обеда работаем, перерыв – вечером, до ночи. У нас репетиции до четырёх утра были, потому что мы понимаем ответственность", - говорит Ольга.

Танцоры попытались объяснить, как не слыша мелодию и её ритм, они чётко попадают движениями в музыку.

"Говорящим легче, они музыку слышат, быстро усваивают информацию. А нам это очень сложно. Нужно каждые шаги прорабатывать, технику прорабатывать. Нам сначала показывают движения в спокойном темпе, как раскручивать. Одну восьмёрки показывают, и мы учим, потом дальше идём и так подряд. И музыку изучаем по ритму. Бас. Пол трясется, и мы чувствуем по нему. Ольга Николаевна считает, и мы на неё смотрим, и мы тоже про себя считаем", - рассказывает Айнур Саинова.

Среди участников коллектива есть и те, кто несмотря на недуг, в танцах с малого возраста. К примеру, Екатерина Воропаева на танцевальной площадке оказалась в три года. Профессионально работала в таких направлениях как народные и современные танцы. Лишь на пороге совершеннолетия она познакомилась с уникальным проектом "Sensitive".

"Ольга Николаевна предложила мне попробовать себя в бальных танцах на конкурсе в Москве. Там мы заняли второе место. Потом пути разошлись, но через несколько лет меня пригласили поучаствовать в театральной постановке "Мы с тобой одной крови" и после я пришла на работу в "Sensitive". Для меня танцы – это искусство, в которое я полностью погружена с детства. Родные меня поддерживают в стремлении развиваться в этом направлении. И в перспективе вижу себя только на сцене. Конечно же, бальные танцы намного сложнее других видов, в этом и интерес: научиться, преодолеть себя. Здесь главное понимание с партнёром, ведь вы на сцене одно целое. Я хочу выразить благодарность Ольге Николаевне, которая меня поддерживает, помогает, понимает, как сильно порой мы нервничаем. Она всегда на нашей стороне и всегда настраивает на позитив. Как руководитель она отличная, и с ней мы привезём с конкурсов ещё больше кубков и наград", - уверена артистка театра танца Екатерина Воропаева.

Фото автора

Особенно рады за успехи неслышащих танцоров их родители. Ирина Кузьмина, в отличии от своего сына, солиста ансамбля, в его способностях не сомневалась. Наоборот, даже подтолкнула, уговорила попробовать себя в танцах.

"Сын в коллективе "Sensitive" с первого дня его основания. Женя сначала участвовал в соревнованиях по шахматам, занимал призовые места. Появилась Ольга Ростовщикова, увлекла, мы поверили ей. Наши дети впускают в свой мир только искренних людей. Если слышащий человек может в какой-то момент спрятать свои чувства за какими-то фразами. Эти ребята понимают человека и принимают его по глазам, по мимике, по жестам. Недаром Марк Твен сказал, что доброта – это то, что может услышать глухой и слепой. И именно Ольга Ростовщикова смогла найти эту тонкую грань и увлечь ребят. Поэтому они ей доверяют, несмотря на то, что она как руководитель бывает и строга, и требовательна иначе они не достигли бы таких высот. Это труд, большое терпение и профессионализм – найти дорогу к этим детям", - считает Ирина Кузьмина.

Сам же Евгений признается, что с детства был увлечен только спортивными передачами. Но когда увидел одну из программ о бальных танцах, был очарован: шикарные наряды, изящные движения, четкость и ритм.

"Я просто влюбился. А в школе у нас таких занятий не было. Неслышащим танцевать очень сложно, это не объяснить. Но у нас получается, ведь мы выкладываемся на все сто, максимально прорабатываем технику и оттачиваем движения, вникаем в музыку, чувствуем вибрацию. Сейчас это моя жизнь, и я в будущем хочу посвятить себя танцам. В бальном танце важно доверие, взаимное ощущение в движениях. Мы с коллективом часто путешествуем. Это тоже приятный бонус. Мои партнерши часто меняются. То замуж выходят, то в декрет, то на учебу. Но ничего, с каждой девушкой коллектива могу танцевать, потому что мы все друг друга понимаем", - говорит Евгений.

Молодому человеку врачи пытались вернуть слух. Но незнакомый мир стал для него невыносим, и Евгений выбрал уже ставшую комфортной тишину.

Каждый участник "Sensitive" обладает своей неповторимой индивидуальностью, интересен и усерден в работе. Однако их всех объединяет нелёгкий путь, страсть к танцам и стремление к саморазвитию.

"Сына спрашиваю: - Как ты танцуешь, ты же музыку не слышишь? – Мама, я не знаю, как, это внутри меня. В любом ребёнке, несмотря на какие-то его особенности, мы должны видеть талантливого человека, и развивать это всё. Горжусь. К тридцати годам он уже заслуженный артист Казахстана среди неслышащих, состоялся в профессии, конечно, очень горжусь. Для них очень важно, для таких особенных людей – состояться в работе и чувствовать себя нужным для коллектива", - дополняет Ирина Кузьмина.

Уже 17 лет подряд коллектив участвует в престижных международных конкурсах и неоднократно побеждает своих здоровых сверстников. В прошлом году, готовясь к чемпионату мира, который проходил в США, ансамбль решил сделать в виде визитки казахский стилизованный танец. В итоге номер завоевал всю судейскую коллегию своим колоритом.

"За нашу творческую деятельность мы с гордостью можем перечислить места, в которых побывали и посостязались: Болгария, Испания, Италия, Арабские Эмираты, Российская Федерация, Кыргызстан. И, как говорят, сбылась и наша американская мечта… Действительно, мы были в Америке, мы были в Лос-Анджелесе. И там взяли Гран-при. Это всё случилось при поддержке руководства нашей области. И я очень горжусь ребятами, что они такие большие молодцы, что несмотря ни на что, чтобы ни происходило, они выходят и танцуют, и дарят людям радость. Когда проходят концерты, наши отчётные встречи, у нас всегда полный зал. Значит это людям интересно, и они хотят это видеть", - завершила беседу Ростовщикова.

Фото из архива героев

А сейчас в планах у лишённого слуха коллектива новая цель – открытие особенного театра, где в постановках могут участвовать и другие неслышащие люди. Чтобы, как и они, другие смогли найти себя, полноценно жить и иметь возможность самовыражаться. Актеры хотят, чтобы в образовательных заведениях Казахстана появились курсы, лекции или даже целые отделения для неслышащих хореографов.

Наверх