Статистика по больным аутизмом у казахстанских ведомств разная – эксперт

<p>По мнению спикера, для установления причин возникновения аутизма и его лечения в государстве необходимо объединить три министерства: здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты населения, а также привлечь к работе общественные организации.</p>

2 Апреля 2018, 19:55
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из открытых источников 2 Апреля 2018, 19:55
2 Апреля 2018, 19:55
11424
Фото: из открытых источников

В двух министерствах страны разнятся данные по количеству больных аутизмом в Казахстане. Министерство здравоохранения считает исходя из количества пациентов, которые обратились в медучреждения, а Министерство образования и науки - исходя из числа нуждающихся в определённых условиях для обучения в организациях образования. Поэтому искажается реальная картина, что препятствует эффективному лечению больных детей. Об этом в интервью корреспонденту BNews.kz заявил генеральный директор Республиканского научно-практического центра психического здоровья Минздрава РК Николай Негай.

- Как сегодня в Казахстане обстоит ситуация с аутизмом?

- Эта проблема по всему миру достаточно серьёзная. С 2000 года идёт рост фактов заболевания практически в несколько раз. В Казахстане статистика собирается в двух организациях: Министерстве образования и науки, а также в Министерстве здравоохранения. Однако она разная. Причина заключается том, что задача МОН РК – проведение обследования детей для назначения их обучения. В Министерстве здравоохранения эти факты фиксируются исходят из обращения больных за медпомощью. У нас за последнее пять лет количество зарегистрированных случаев детей с аутизмом повысилось в 1,8 раза. В целом распространённость в стране составляет 2,6 на 100 тысяч детского населения. Это официальные данные Минздрава и они не отражают истинной картины. У нас есть различные на это причины, в том числе затруднения с гипердиагностикой или с гипадиагностикой. По регионам - выявляемость разница в сотни раз.

- Вы отметили, что статистика в министерствах разнится. У кого статистика по больным с аутизмом выше?

- Выше, конечно, в образовании, потому что у нас практически всеобщее образование, то есть все школьники задействованы, и при каких-то нарушениях они направляются на обследование. А в здравоохранении цифра меньше, потому что факт фиксируется только по обращениям.

- Что препятствует установлению реальной картины заболевания среди казахстанцев?

- На сегодняшний день существует проблема в межведомственной регуляции данного вопроса. В системе здравоохранения единого лекарства и конкретного лечения при расстройстве аутистического спектра не существует. Есть только вспомогательный метод. Здравоохранение занимается лишь диагностикой. Один из больших пластов – это психосоциальное образование, второй – медикосоциальные экспертизы. В данном случае необходимо взаимодействие трёх госорганов: Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, Министерства социальной защиты для того, чтобы понять, откуда берется заболевание и решить. На самом деле эту проблему можно решать. Нам по силам достаточно эффективно и четко оказывать соответствующую помощь, но только вместе. Порознь - это некоторые полумеры. Наиболее эффективно с этим работают общественные организации, которые предоставляют все необходимые виды помощи в своих услугах. Мы тесно взаимодействуем с ними, помогаем в той мере, в какой могут госорганы. Эту работу нужно усиливать ради наших детей.

- Учёные всё еще не установили причину заболевания. Есть ли гипотеза, почему растёт количество больных?

- Это очень сложный вопрос, над которым работают все учёные мира. Одна из основных теорий, что это некая наследственность, связанная с социальными факторами. Однако конкретная причина заболевания ещё не выявлена. Какие-то её ответвления, например, синдром Ретта: да, это определённые генетические изменения, которые могут иметь спектр аутистических расстройств. Но невозможно сказать, что есть одна жёсткая причина. Но факт есть факт - идёт рост заболеваемости.

- Какие общие действия позволят выработать меры по борьбе с аутизмом?

- Изолирование – бесполезная мера в проблеме аутизма. Здравоохранение диагностирует и лечит. Лечит в большей части биологическими средствами – это медикаментозная терапия. На сегодняшний день биологического метода лечения аутизма не существует. Мы только можем помочь при гиперреактивности. В отношении лучшего мирового опыта – мы изучаем его совместно с общественными организациями. Предлагаемые практики должны быть адаптированы в Казахстане с учётом законодательства, местных условий и финансирования. Для этого должна быть создана рабочая группа из представителе всех госорганов и общественных объединений. Тогда мы сможем избрать наиболее лучшие пути, которые у нас есть. Необходим диалог: нужно сеть за стол и выработать чёткие меры для реализации мероприятий в пользу наших детей.

- Как общественные организации помогают министерствам в этой работе?

- Общественные организации помогают изменить нормативно-правовые документы, повернуться лицом к детям. Они помогают в приобретении детьми навыков коммуникаций и выходу в социальную среду. В этой части ими проводится большая работа. Они не ограничены своими компетенциями, могут достаточно широко действовать. Если в Минздраве это лечение и диагностика, в МОН – образование, в Минтруда – вопросы инвалидности, а всё вместе – это единственный путь к результату. Только прилагая общие силы, можно действительно выравнять ситуацию.

- Не ограничены ли пациенты с аутизмом в правах к доступу образования?

- У нас внедряется инклюзивное образование, которое нацелено на их углубление в общество. Законодательство говорит о том, что их права не ограничены, то есть они могут с остальными одинаково учиться. Но они в той или иной мере всё равно ограничены: не могут наравне со всеми осваивать весь поток информации в учреждениях образования.

- На какую помощь могут рассчитывать дети с аутизмом?

- При расстройствах аутистического спектра мероприятия, которые действительно эффективны, это медикосоциальная коррекция и обучение коммуникациям. Это лечение достаточно эффективно, если его правильно и профессионально применять. То есть мы можем добиться, чтобы в будущем не было инвалидизации.

Наверх