Спектакль казахстанского театра вновь покорил Санкт-Петербург

11 Апреля 2022, 15:14
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Спектакль казахстанского театра вновь покорил Санкт-Петербург 11 Апреля 2022, 15:14
11 Апреля 2022, 15:14
7053

Национальный русский театр драмы имени Михаила Лермонтова представил российской публике спектакль "Мой папа — Питер Пэн". Его в 2020 году в самый разгар пандемии коронавируса поставил на малой сцене художественный руководитель театра, заслуженный артист РК Дмитрий Скирта. Корреспондент BaigeNews побывал на показе, который проходил в северной столице в рамках традиционного международного фестиваля "Встречи в России" под патронажем театра-фестиваля "Балтийский дом".

"Лермонтовку" и "Балтдом" связывают давние и прочные отношения ещё с начала двухтысячных, когда на одном из первых фестивалей "Встречи в России" впервые обсуждался вопрос об учреждении Ассоциации деятелей русских театров зарубежья. Однако практическое воплощение эта идея получила лишь в 2017 году. Это, впрочем, не помешало алматинскому театру русской драмы неоднократно принимать участие в фестивале.


Фото: BaigeNews.kz

"Этой весной наш театр в пятый раз представил Казахстан на фестивале не в статусе наблюдателя. Каждый предшествующий показ в Санкт-Петербурге становился событием, начиная со спектакля Рубена Андриасяна "Эзоп". Мы всегда стремились показать жителям и гостям северной столицы самые актуальные инновационные постановки, которые наглядно демонстрируют современные тенденции репертуарной политики. Так, в своё время эксперимент Игоря Пискунова "Танго" по авангардной пьесе Мрожека стал настоящим технологическим прорывом и произвёл впечатление даже на продвинутых критиков. Бурные дебаты в когорте театроведов в 2008 году вызвало абсолютно новое прочтение Чехова Азербайджаном Мамбетовым — его спектакль "Дядя Ваня", поставленный на сцене Театра имени Лермонтова, вошёл в золотой фонд фестиваля. В последний раз мы привозили в Питер "Отель двух миров" восемь лет назад, в прошлом году планировали удивить публику нестандартным "взрослым" взглядом Полины Неведомской на сказку Островского "Снегурочка", но помешала пандемия", — рассказал пресс-секретарь НРТД имени Михаила Лермонтова Алексей Гостев.

Стоит отметить, что спектакль "Мой папа — Питер Пэн" впервые игрался не в родных декорациях. В Питере использовали специально изготовленные местными художниками декорации по оригинальным эскизам. Чёрный кабинет «малой сцены» в питерском варианте представлял собой выгородку на большой, что тоже добавляло сложностей в адаптации пространства. Но таковы предлагаемые экономические обстоятельства.

Жанр спектакля обозначен как фантазия для взрослых детей, его "фишка" заключается в том, что главную роль в нём исполняет девятилетний ребёнок. Как на зрителя, так и на профессиональных критиков бесхитростная и искренняя игра Яна Быкова произвела неизгладимое впечатление.


Фото: BaigeNews.kz

"Это даже не игра, а способ существования: мальчик работал строго по системе Станиславского!" — выразила восхищение в ходе обсуждения спектакля московский критик Любовь Лебедина.

Пьеса драматурга Карен Климовски, известной своими либеральными и пацифистскими взглядами, сегодня активно ставится как в России, так и за её пределами. И это несмотря на то, что некоторые театроведы считают пьесу сырой и поверхностной. Однако режиссёру Дмитрию Скирте она показалась многослойной, поскольку в ней поднимается не только извечная проблема отцов и детей, но и вскрываются скрытые "гнойники" современного общества. в котором при всей кажущейся свободе выбора человек дезориентирован и боится принимать на себя ответственность даже за собственную жизнь, не говоря уже о близких, которых однажды приручил.


Фото: BaigeNews.kz

В основе сюжета — рефлексии молодого мужчины, который в юном возрасте получил сильную психотравму, вызванную потерей отца в трагических обстоятельствах. Долгие годы он винит себя в смерти отца и тщетно пытается освободиться от этой инграммы. Зритель, наблюдающий за развитием истории увлекательной поначалу игры между мальчиком и его фантазёром-отцом, конечно, с первых минут догадывается, что финал будет жёстким и, возможно, непоправимым. Эти предчувствия подогреваются и сценографией, и музыкальным оформлением.Только режиссёр Скирта выстраивает финал таким образом, что в сердцах зрителей остаётся свет и надежда.

Безусловный плюс спектакля в том, что в нём нет моралите и дидактики, оценочных клише и однозначных выводов. К сожалению, отдельные критики попытались исследовать материал в жёстких рамках их собственных чёрно-белых установок, когда непременно нужно ответить на вопросы "кто виноват" и "что делать". Но современный мир не терпит прямолинейных подходов.

В постановке заняты ведущие молодые артисты труппы — Влад Букаткин, Виктория Павленко, Илья Бобков, Анастасия Сметанина.


Фото: BaigeNews.kz

На российскую премьеру "Питера Пэна" пришли многие бывшие алматинцы. Один из зрителей, известный казахстанский художник Сергей Ледяев, проживающий сегодня в Санкт-Петербурге, шёл поддержать соотечественников, не питая особых надежд, поскольку не является большим поклонником русской драмы. Но, посмотрев спектакль, не смог скрыть изумления и потрясения.

"Это настоящий театр, погружающий, захватывающий зрителя с самых первых минут и не отпускающий ни на минуту до конца. Я впервые вижу на взрослой сцене актёра-ребенка — и это удивительно: он не играет, а живёт на сцене, то же самое можно сказать про всех актеров, их всего пятеро. Вообще, минимализм — это то, что я очень люблю в жизни и искусстве, этот спектакль минималистичен в средствах, но по уровню выразительности, искренности, энергетике, напротив, очень многоуровневый, многогранный. Ещё мне было интересно ощущать работу постановщика Дмитрия Скирты, который незримо присутствовал в этом спектакле как дух, как воздух, которым дышат актёры", — поделился впечатлениями Сергей Ледяев.

Традиционный, XXIV фестиваль в «Балтийском доме» совпал с первым мини-юбилеем Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, учреждённой в 2017 году. Понятно, что нынешняя «встреча в России» омрачена известными обстоятельствами, когда «русский мир» испытывает небывалый психологический прессинг, даже если мы говорим об искусстве, заявляющем о приверженности гуманистическим традициям. Тем не менее представляющая принимающую сторону на правительственном уровне статс-секретарь — вице-министр культуры РФ Алла Манилова ясно дала понять, что русские театры за рубежом получат необходимую финансовую поддержку на постановку премьер и закупку оборудования. Она также заверила участников конференции в том, что фестиваль "Встречи в России" в Санкт-Петербурге, равно как и федеральный проект «Большие гастроли», в зарубежной программе которого участвуют русские театры зарубежья, будут продолжены, а их объёмы увеличены.

Следует добавить, что по понятным причинам этой весной не состоялся запланированный мини-фестиваль в Алматы, посвященный 30-летию СНГ. Напомним, именно в этом городе подписали Декларацию об образовании СНГ. Комментируя для BaigeNews итоги фестиваля и конференции, директор НРТД имени Михаила Лермонтова Юрий Якушев отметил, что при всех сложностях международной обстановки и даже с учётом новых вызовов эта встреча была полезной и необходимой.


Фото: пресс-служба театра "Балтийский дом"

"Меня лично радует, что от протокола намерений наши партнёры перешли к практическому решению самых насущных и наболевших вопросов. За 2021 год Ассоциация провела 30 мероприятий, в которых приняли участие порядка 340 театральных специалистов и 94 тысяч зрителей. Сегодня особенно остро стоит вопрос сохранения русского языка в тех странах, где существуют русские театры. Прозвучала серьёзная заявка на расширение помощи, связанная с развитием образовательных программ. Их расширят, увеличат, будут предоставляться квоты в театральные вузы России. Будет организована летняя школа на базе театра-фестиваля "Балтийский дом" по примеру уже действующих на базе СТД России, русского театра имени Грибоедова в Тбилиси. Принято решение оказать содействие театрам, осуществляющим постановки на русском языке, в поставке оборудования, помощь в постановке спектаклей и так далее. В ближайшем будущем ведущие педагоги театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга проведут в странах-участницах мастер-классы по различным специальностям, будут организованы практические семинары по театральному свету и звуку, гриму и пастижу. Мы со своей стороны поддержим все начинания и примем активное участие в проектах", — рассказал Юрий Якушев.


Наверх