У истинных мастеров нет учеников, они не хотят конкуренции – изготовитель домбры

15 Июня 2018, 16:53
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Сахибам Садырова 15 Июня 2018, 16:53
15 Июня 2018, 16:53
11777
Фото: Сахибам Садырова

Судьбы музыкальных инструментов схожи с людскими, они также имеют свой облик, характер, чувства. И их жизнь в человеческих руках: как прикоснуться к ним, так они и зазвучат. Домбра взаимосвязана с акыном, её струны способны передать его настроение, преобразовать душу в музыку, поведал Тежекенов.

59-летний алматинец Айтмухамед Тежекенов изготовил около 2000 домбр. Его работы хранятся не только в музеях, но и домах президентов разных стран. Заказы умельцу поступают от известных деятелей искусства. Работы мастера оцениваются от 1000 долларов, передаёт корреспондент BNews.kz.

Айтмухамед Тежекенов познакомился с домброй в детстве. Ещё будучи школьником ходил на кружок и учился играть на ней. Однако звучание инструментов из магазинов не наполняло его сердце прекрасной музыкой. Повзрослев, парень из Восточного Казахстана решил соорудить собственную домбру.

"Тогда не было вручную изготовленных домбр, все были из магазина. Я играл на них и чувствовал, будто не сыт. Подумал, лучше изготовлю себе под стать. В доме никто не был связан с музыкой, родители не играли на домбре. Но видать дар папы передался. Он был мастером по дереву. Я взял его рабочий материал и из фанеры стал собирать корпус домбры", - вспоминает ремесленник.

В молодости мастера не существовало ни Интернета, ни производителей, которые могли бы подсказать, как правильно изготовить домбру. Тежекенов, зная, как выглядит музыкальный инструмент в магазинах, интуитивно в 20 лет сделал первую свою домбру.

"В школе играл на домбре, в магазинах присматривался, как выглядит домбра. Советоваться было не с кем, поэтому приходилось самому справляться. Получилась она хорошая. Знакомые уговаривали её продать, а я взял и подарил, хотя нужно было на память оставить", - поделился мужчина.

С этого всё началось: у домбриста стали появляться другие инструменты, сделанную вручную. Позже он стал свои работы посвящать близким.

"Это моя вторая домбра. В 1988 году ещё в ауле делал. На ней даже выцарапал дату изготовления. Посвятил её сыну, тогда он совсем крохотный был. Делал оформление, фантазию включал, старался творчески оформить. Тогда ещё толком не знал, как делать домбру, поэтому она получилась" чуть больше по размеру, - говорит мастер и протягивает домбру 30-летней давности.

Именно с этим инструментом преподаватель по труду из ВКО отправился в Алматы для исполнения своей мечты. В крупной мастерской по изготовлению домбры его встретил директор, которому новичок рассказал, что хочет поучиться ремеслу и развивать талант.  

"Мне было недостаточно работать на селе. В 29 лет я узнал, что в Алматы есть мастерская по изготовлению домбры. Тогда, оставив профессию учителя, взял изготовленную из фанеры домбру и приехал в мастерскую. Начальник сказал, что я правильно сделал и приняла на работу. С тех пор стал как предприниматель заниматься этим", - поведал Айтмухамед Тежекенов.

В мастерской работали 15 лучших профессионалов по изготовлению домбры. К мастерам выстраивалась очередь из заказчиков. Тогда стоимость домбры у них была равнозначна месячной зарплате рядового сотрудника.

"У нас был штат, склад. Руководство нам привозило материалы. 15 человек между собой соревновались и в месяц изготавливали около 10 домбр. Но мы были молоды, горячи, интерес был огромный, не знали выходных, не останавливались и работали. Там я научился собирать курмана домбру, есть ещё тутас жабылган домбра, которую я делал. В то время спрос был большой на домбру. Приезжали со всех уголков страны. Известные акыны, просто любители выстраивались в очередь. Каждый месяц 25 числа был художественный совет. Люди из искусства отбирали инструменты. Мы к тому времени изготавливали инструменты и отправляли им. Они оценивали, отбирали и часть возвращали. Наша домбра стоила 100-150 сомов, на то время это была месячная зарплата рядового работника. Не секрет, тогда хорошо зарабатывали, труд оправдывался", - делится мужчина.

Мастер набрал хороший опыт и завоевал доверие известных акынов. Работы умельца даже хранятся в доме главы государства, некоторые Нурсултан Назарбаев подарил своим коллегам.

"Когда Президент был избран в 1991 году, мы сидели 15 мастеров, занимались работой. Неожиданно к нам приехали и попросили дать лучшую домбру. Назарбаев собирался в Узбекистан и должен был везти с собой гостинцы. У меня была хорошая домбра, как раз её закончил. Её выбрали и отвезли Президенту РК, он подарил узбекскому главе государства. После этого часто стали забирать инструменты для президента. Узнал, что в Японию отвозили. В доме Нурсултана Абишевича хранятся три мои домбры", - сказал Тежекенов.

За всю свою жизнь мастер изготовил почти 2000 домбр. Стоимость каждой оценивается от 1000 долларов.

"Потерял счёт своим работам: больше 30 лет работаю. В месяц в среднем я делаю пять домбр, иногда и до 10. В год получается 60, в целом – 1860. Где-то 2000 домбр я изготовил за свою жизнь. В своё время кюйши Каршымбай Ахмедияров сказал, что стоимость хорошей домбры не должно быть меньше стоимости лошади. Одна лошадь стоит примерно 1000 долларов. Не каждая домбра, а та, что хороша в звучании и по качеству. Вот мои столько стоят. Те, кто разбирается в домбре, люди искусства понимают это. Некоторые делают дешевле настолько, насколько оценивают свой труд и опыт. Некоторые даже за 10 тысяч долларов предлагают домбру", - отметил собеседник.

По мнению мастера, сегодня ценность домбры не так велика, как раньше. К примеру, в 1940 годах величайшего мастера домбры Эммануиль Романенко привёл из России советский композитор Ахмет Жубанов. В Казахстане для него открыли мастерскую, посадили рядом акына, который по звучанию инструмента изготовлял домбру. Сегодня в стране нет цехов по ручному изготовлению казахских национальных инструментов. Ремесленникам приходится сидеть в арендованных помещениях.

"У нас именитых мастеров – по пальцам перечислить, а называющих себя мастерами – сотни. Уровня Романенко мы не достигли, потому что нет внимания, нет помощи, которые оказывали ему. Государство не уделяют внимание ремеслу домбры. Правда в том, что ни в Алматы, ни в Астане нет специализированных цехов по изготовлению домбры. Вот если бы в городе был открыт цех... Пусть даже материалы не покупают, зарплаты не надо, просто было бы помещение. Все мастера сидят во времянках либо на съёмных квартирах. Предлагают работать в школах, но там зарплата 30 тысяч тенге. Проработал в двух школах за эти деньги, но даже бензин не оправдал", - заявил умелец.

Из-за отсутствия поддержки многим изготовителям приходится реализовывать свой товар на базарах.

"Профессионал никогда не пойдет продавать домбру на базар. Хорошего мастера люди ищут сами. Есть звёзды, которые звонят и просят привезти инструмент. Но я иду на принцип: кому нужно, тот сам приедет и заберёт. Нужно уважать мастера и домбру", - считает спикер.

Есть два вида домбры: курама и чаппа. Хорошая домбра должна быть из качественного материала. В изготовлении чаще используется клён, ореховое дерево, берёза и груша.

"Я люблю эти деревья. Из других тоже можно изготовить. К примеру, красное дерево, палисандра. Но из них чаще делают мебель, они не музыкальные. Для верхней дека домбры используем исключительно ель. Мы изготавливаем все казахские национальные инструменты. Но сложнее всего производить домбру, поскольку сложно найти её звучание, ведь спрос и требования к ней у аудитории большие", - говорит мастер.

Айтмухамед Тежекенов считает, что у истинных мастеров нет учеников, потому что они не хотят конкуренции. Свои знания мастер передал сыну – Таланту.

"У сильнейших мастеров Камара Касымова, Эммануиля Романенко, Гинуллы Исмагулова не было учеников, потому что мы жадные. Ко мне многие приходили и просились быть учениками, даже платно хотели заниматься. Я не против, пусть приходят, учатся. Можно за неделю освоить всё. Если способный, то сам продолжит. Но раскрывать все тайны мастерства не буду. Потому что мастер все свои знания и навыки передаёт наследнику. Поэтому я научил сына и сегодня он превосходит меня в мастерстве. Самое главное, чтобы звучание было хорошее. Я до сих пор в поиске. Ни один мастер не скажет, что достиг предела в звучании домбры. Каждая домбра как рождение человека неповторимо. Одинаково изготовить их невозможно. У них свой образ, музыка. Добра – это наследие, которое должно передаваться из поколения в поколение, становиться лучше и главное цениться", - заключил мастер по изготовлению домбры Тежекенов.

Наверх