Снятие пенсионных, нехватка вагонов и искусственный ажиотаж. Кто виноват в удорожании цемента

8 Июня 2021, 19:30
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
ivd.ru 8 Июня 2021, 19:30
8 Июня 2021, 19:30
3646
Фото: ivd.ru

Снятие пенсионных, нехватка вагонов и искусственный ажиотаж. Кто виноват в удорожании цемента, корреспондент BaigeNews.kz решил разобраться вместе с заместителем председателя правления НПП "Атамекен" Арманом Мамбетаевым.

Палата предпринимателей встретилась с представителями цементных заводов Казахстана, по итогам специалисты НПП сделали анализ и выявили основные причины роста цен на цемент.

С мая прошлого года и до мая этого года цемент подорожал на 10-12 процентов. Этот показатель заводы считают объективным и обосновывают его удорожанием электроэнергии.

"Цементный завод это, по сути, энергоемкое производство. Плюс, подорожала железная дорога. Как услуги "КТЖ" так и услуги вагонов. Это порядка 16 и 13 процентов соответственно", - сказал Арман Мамбетаев.

Стоимость упаковки составила 100-150 тенге

За год подорожали и бумажные мешки из-под цемента на 16 процентов.

"Если объехать строительные рынки, то мы видим, что мешок цемента в 50 килограммов стоит 2200 тенге. По факту стоимость тонны цемента в фасованном виде - порядка 40 тысяч тенге. Производители не подтверждают подорожание цемента со своей стороны. Заводы говорят, что цемент в рассыпном виде стоит от 22-23 тысяч тенге. С учетом логистики цена составляет 27-28 тысяч тенге. Но такого существенного роста до 40 тысяч тенге нет. Откуда разница в 13 тысяч тенге? Это существенная разница, особенно для строителей. Они уходят в минус", - говорит зампред НПП "Атамекен".

О том, что на рынке создан искусственный ажиотаж считает и министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов. На одном из брифингов он заявил, что Казахстан может ввести разрешение на импорт цемента.

"Если не будет хватать цемента, то министерство рассматривает вопрос разрешения импорта. В настоящее время у нас импорт закрыт. Мы разрешим импорт и тогда мы просто восполним рынок цементом и цены спадут. Но это может повлиять на наших производителей, они у нас крупные налогоплательщики и мы это тоже рассматриваем", - сказал глава МИИР.

Насколько правильным будет данный шаг и чего стоит опасаться впоследствии, разъяснило руководство НПП "Атамекен".

По словам заместителя председателя палаты предпринимателей, в стране действует временный запрет на импорт цемента именно из третьих стран. В основном цемент завозят из Ирана. Но к качеству иранского цемента очень много вопросов, в том числе несоответствие маркировки заявленной прочности, что создает определенные риски при строительстве домов и различных сооружений.

"К примеру из России вы можете завезти цемент, здесь запретов нет. Но по стоимости наш цемент дешевле российского. Если у нас цена повысится, естественно, экономически выгодно будет завозить из России. Наш цемент дешевле, чем в Узбекистане и Кыргызстане", - сказал Арман Мамбетаев.

Сейчас на 12 заводах Казахстана производят 15 миллионов тонн цемента, в то время как потребность строительной отрасли не превышает 10 миллионов тонн. 2 миллиона тонн цемента в прошлом году экспортировали в Узбекистан и Кыргызстан. При этом три цементных завода: в Семее, Жамбылской области и Рудном практически простаивают.

Почему же тогда на рынке наблюдается дефицит стройматериала?

"Мы начали разбираться и увидели на рынке дефицит. Цемент есть, но объем ограниченный. Готовы продать лимитировано 5 тонн, 10 тонн. То есть на рынке есть ажиотажный спрос на цемент", - говорит Арман Мамбетаев.

Сейчас Казахстан переживает строительный бум. В последние годы сдаются 16-18 миллионов квадратных метров жилья.

"Конец осени начало весны - сбыта нет, заводы стоят. Начиная с марта и до октября-ноября идет пик - два квартала, когда заводы работают и производят более 70 процентов всего цемента. На этот пик как раз приходится и потребление населения и производство цемента. По сравнению с прошлым годом производство цемента за 5 месяцев выросло на 25 процентов. Даже при этом не успеваем за той потребностью, которая есть на рынке", - рассказал заместитель председателя НПП "Атамекен".

К стройке подтолкнуло и снятие пенсионных средств.

"Мы видим в этом свой эффект. Потому что, у кого были участки, кто приобрел участки, они начали строиться, это опять же покупка цемента, арматуры, кирпича и так далее", - считает спикер.

Но самой главной причиной дефицита в НПП "Атамекен" считают нехватку вагонов у КТЖ.

"Анализируя с информацией заводов, на заводе цемента много, они не могут его отгрузить. Не хватает вагонов на погрузку и доставку сырья на заводы и для того, чтобы вывезти готовую продукцию. Это проблема из-за которой создается определенный ажиотаж, а где ажиотаж там и рост цен в два раза. На подъездных путях у Нур-Султана стоит 7 тысяч тонн цемента, или 150 тысяч мешков, еще 160 тысяч мешков под Алматы", - рассказал Арман Мамбетаев.

Сейчас палата предпринимателей ведет переговоры с "КТЖ", чтобы цемент, наконец, доехал до пункта назначения и ажиотажный спрос был снят.

"Мы будем в ручном режиме этот процесс регулировать. У "КТЖ" идут ремонтные работы и оборачиваемость вагонов у настоящее время упала", - пояснил спикер.

Он отметил, что если ситуация кардинально не улучшится, то осенью и зимой будут определенные вопросы по деятельности строительных компаний.

"Строители говорят, что объективные увеличения затрат себестоимости на цемент понятны. Но возникает еще один вопрос: почему дорожает бетон? Подорожание здесь более 50 процентов. Сейчас с этим вопросом мы дополнительно разбираемся, запрашиваем у цемзаводов, почему идет такой существенный рост", - сообщил заместитель председателя НПП "Атамекен".

В палате также сообщили, что планируют провести анализ по каждому строительному материалу, выяснить причины подорожания, а затем предложить точечные меры для бизнеса. В это же время собственное расследование проводит Агентство по развитию и защите конкуренции, чье заключение ожидается в конце июня.

Наверх