Депутатский запрос о несоответствии казахстанских дорог нормативам качества озвучил Юрий Жулин на заседании мажилиса, передает BaigeNews.kz.
"Качество автодорог регулярно подвергается справедливой общественной критики. Отремонтированные дороги приходят в негодность уже на следующий год. Между тем, проблема связана не только с недобросовестными подрядчиками. При тех условиях, на которых сегодня проводятся тендера, по мнению тех же дорожных строителей, качественно отремонтировать дорогу заведомо невозможно. К примеру, при среднем ремонте — наиболее распространенном и бюджетозатратном виде дорожных работ в городах — демпинг доходит до 40 процентов! При этом, 20 процентов скидки подрядчик вправе даже не обеспечивать гарантией, не обосновывать снижение цены", — заявил он.
Делая столь большие ценовые скидки, подрядчик экономит на стройматериалах, зарплатах рабочих, но только не на своей прибыли. Понятно, что создается поле для коррупции, отметил депутат.
Также ему кажется странным, что при наличии у подрядчика строительной лицензии заказчик не вправе требовать подтверждения трудовых и материальных ресурсов. Но саму лицензию достаточно получить один раз и впоследствии можно не подтверждать.
"Очевидно, что сегодня в тендерах на средний ремонт городских дорог пора отходить от принципа, "кто дал меньшую цену — тот и выиграл". Приоритет низкой цены не экономит бюджетные средства и не способствует качеству. Главным критерием должны быть опыт работы, наличие собственной материально-технической базы, квалифицированные кадры", — заявил он.
Поэтому депутат предлагает рассмотреть следующие предложения:
- Независимо от наличия строительной лицензии, требовать от подрядчиков подтверждения квалификационного состава работников — не менее 50 процентов штатных единиц с подтверждением пенсионных отчислений не менее 3-х лет, наличия не менее 30-процентой собственной дорожно-строительной техники.
- При выборе подрядчика в случае иных равных условий предусмотреть условные скидки потенциальным поставщикам, зарегистрированным на той территории, где проводится тендер.
- Предоставить заказчику право требовать от подрядчика, предлагающего скидку, обоснование — за счёт чего он может позволить снижать цену.
- Ввести обязательную ведомственную экспертизу на средний ремонт дорог.
- В проектно-сметных расчетах на средний ремонт ввести обязательный инфляционный коэффициент по регионам.
- Пересмотреть расценки на работу механизмов с учётом рыночных цен.
- Исключить "лазейку" с использованием высокого показателя уплаченных налогов в госзакупках для финансово неустойчивых предприятий.
- На основе данных налоговых органов о степени риска предприятий внедрить реестр добросовестных поставщиков с предоставлением им условных скидок в госзакупках.