Прокуратура Актюбинской области назвала причины хищения нефти в регионах
<p>Первый заместитель прокурора Актюбинской области Суиндиков Нурдаулет рассказал о том, какие факторы способствуют хищению и теневому обороту нефти и что нужно сделать, чтобы устранить их, передает <a href="http://bnews.kz/ru">BNews.kz.</a></p>
«Во-первых, несмотря на требования об автоматизации учета, отдельные компании все еще практикуют «дедовские» методы. Сырье из скважин поступает в отдельные емкости, а не в централизованный коллектор. Затем объем добытой нефти измеряется мерной линейкой. Это дает возможность недобросовестным работникам скрыть и продать часть нефти.
Конкретный пример. Сейчас межведомственной следственно-оперативной группой по обращению ТОО «Сагиз Петролеум Компани» расследуется уголовное дело.
На сегодня установлено, что операторы, мастера и охранники одного из месторождений по ночам продавали нелегалам часть добытой в емкости нефти. Выявлено хищение таким образом 530 тонн нефти. Расследование продолжается», - рассказал прокурор.
В качестве одной из причин хищения нефти прокурор назвал бесхозные или законсервированные месторождения и технологические потери.
«К примеру, преступная группа из 5 человек (Каиркулов и др.) украла с одного законсервированного месторождения свыше 50 тонн нефти. По приговору суда они лишены свободы от 3 до 6 лет с конфискацией имущества. Некоторые компании списывают большие объемы нефти на технологические потери и собственные нужды. АО «СНПС-Актобемунайгаз» за 2014-2016 годы списало 88 тысяч тонн нефти на техпотери. Эти объемы определены на основании нормативных документов советского периода. ТОО «Сагиз Петролеум Компани» за эти же годы использовало для горячей промывки скважин 2 тысячи тонн нефти. Четкой методики расчетов таких потерь нет.
На наш взгляд, подобная ситуация не может исключать злоупотребления со стороны недобросовестных работников нефтедобывающих компаний, которые могут скрыть под видом потерь похищенное сырье. Помимо этого, основным орудием таких преступлений являются нефтевозы», - добавил Суиндиков Н.М.
По словам прокурора, их численность в области с 2012 года снизилась втрое: с 1 200 до 400 единиц. Это в основном результат уголовно-правовых мер и судебных конфискаций. Вместе с тем, к использованию таких автомашин и к перевозке нефти не установлены особые требования, позволяющие исключить или минимизировать использование нефтевозов в нелегальных операциях.
Прокурор также добавил, что похищенная нефть легализуется путем составления фиктивных документов, а также с использованием нефтеналивных терминалов и нефтеперерабатывающих заводов малой мощности.
Чтобы обойти разрешительные процедуры нефть вывозится из страны под видом иного нефтесодержащего продукта.
Для этого незначительно изменяют состав. Добавляют либо извлекают определенные вещества. Получают некий нефтесодержащий продукт, придают ему название, разрабатывают паспорт качества, называемый стандартом организации.
Сегодня существует более 100 разновидностей таких продуктов, имеющих стандарты организаций. По сути, это та же нефть. Просто все эти манипуляции, как уже сказано, придуманы для того, чтобы экспортировать ее в обход ограничений.
В качестве примера можно привести дело в отношении транснациональной преступной группы из 9 граждан Молдовы, Казахстана и Армении. В 2012-2013 годы она вывозила нефть за пределы страны, к примеру, под видом «Остатка атмосферной перегонки». Преступники осуждены к лишению свободы сроком от 8 до 10 лет с конфискацией имущества.
За последние 5 лет (2012-2016 годы) в области расследовано 160 уголовных дел по фактам хищения нефти (2012г.-23, 2013г.-49, 2014г.-20, 2015г.-29, 2016г.-39), установленный ущерб по которым составил свыше 7 млрд тенге.
Конечно, многое из сказанного общеизвестно. Уполномоченные органы принимают меры по исключению этих факторов, способствующих хищениям нефти.
Прокурор также сообщил, что команда экспертов по итогам анализа также разработала ряд предложений.
Первое. Использование только автоматизированного учета добычи нефти.
Сейчас законодательство позволяет применять иные способы учета, кроме автоматизированного. Предлагается оставить только автоматизированные замерные установки с утверждением единых требований к таким устройствам.
Это выведет из применения мерные емкости и линейки, что должно привести к минимизации условий для хищения нефти со скважин.
В Административном кодексе предлагаем предусмотреть приостановление эксплуатации скважин в случаях неисполнения предписания об установке автоматизированных приборов учета.
Второе. Внедрение современных технологий по охране месторождений.
Случаи хищения нефти с месторождений говорят о неэффективности существующих методов охраны. Сами охранники принимают участие в схемах хищения.
В этой связи, предлагается внедрение современных, электронных охранных систем с дистанционным наблюдением за объектами.
Речь идет о системах, позволяющих в режиме онлайн следить за передвижением людей и техники, вести фото- и видеофиксацию охраняемой территории, подавать тревожные сообщения.
Третье. Нормативная регламентация определения и утверждения объемов нефти, используемых для собственных нужд, а также технологических потерь.
Определение четкой методики расчета, согласование конкретных расчетов с уполномоченными органами, на наш взгляд, позволит минимизировать условия для вовлечения нефти в теневой оборот.
Также мы предлагаем рассмотреть целесообразность установления специального налога или иного платежа в бюджет на использование нефти на техпотери и собственные нужды. Это будет стимулировать недропользователей на внедрение технологий добычи с минимальными потерями.
Четвертое. Совершенствование информационной системы учета и контроля.
На сегодня эта система Минэнергетики в основном состоит из сведений самих недропользователей. Для должного учета, анализа и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов предлагаем интегрировать информационные системы всех заинтересованных структур. Это даст возможность в автоматическом режиме отслеживать и сравнивать данные о перемещении нефти из различных источников.
К примеру, недропользователь получил разрешение экспортировать нефть ЖД транспортом.
В единую информационную систему экспортер вносит сведения об отправке вагонов с указанием объемов нефти. КТЖ вносит информацию о количестве принятых вагонов и нефти. Таможенник вкладывает сведения о задекларированном товаре. Пограничник - о количестве вагонов и нефти, пересекших границу. И все эти данные будут автоматически сравниваться между собой.
Внедрение такой системы также исключит необоснованное вмешательство госорганов в деятельность недропользователей и других субъектов. Если нет расхождений между различными источниками информации, то нет и необходимости проведения проверки.
Схожая практика введена в соседней России, где действует государственная система учета и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов «Нефтеконтроль».
Пятое. Внедрение специальной отчетности на перевозку нефти. Сейчас транспортировка нефти ведется с минимальным пакетом документов, хотя она относится к стратегическому сырью.
При этом, оборот продуктов переработки нефти находится под контролем налоговых органов. Это бензин, дизельное и авиационное топливо. Все операции с данными нефтепродуктами отражаются в базе налоговиков и подлежат подтверждению продавцом и покупателем.
Предлагается внедрить такую же систему отчетности и по нефти. Это позволит минимизировать объемы незаконного оборота нефти.
Шестое. Контроль за эксплуатацией нефтевозов. Перемещение нефтевозов на сегодня никем не контролируется. Полиция проверяет их только на предмет соблюдения правил дорожного движения. Поэтому предлагается, чтобы услуги по перевозке нефти оказывались на основании специального разрешения. Для этого, к примеру, можно отнести нефть к категории опасных грузов.
Также предлагается обязать собственников оборудовать нефтевозы системами фиксации передвижения и дистанционного контроля. Это так называемый GPS-контроль.
Подобная практика уже используется российскими транспортными компаниями. Она позволяет отслеживать машину в пути следования и контролировать объем перевозимого груза.
Кроме того, как вы знаете, и у нас на многих служебных автомашинах госорганов устанавливается GPS-контроль.
Седьмое. Регламентация процедур разработки и утверждения стандартов организаций на нефтепродукты.
Предлагается нормативно упорядочить процесс разработки стандартов организаций на виды нефтепродуктов, а также внедрить их согласование или утверждение уполномоченными органами.
Действующие стандарты организаций также нужно подвергнуть процедуре изучения и согласования с компетентными структурами. В качестве альтернативы можно отменить все существующие стандарты организаций и ввести единые национальные стандарты.
Озвученные и другие предложения по устранению причин и условий для хищения нефти направлены нами в Генеральную прокуратуру. Генеральная прокуратура поддержала их и внесла в правительство. Надеемся, что ответственные министерства с должным вниманием изучат наши предложения и в ближайшее время предпримут необходимые меры по их реализации.
Самое читаемое
- Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Путин сделал заявление по Украине
- Маулен Ашимбаев рассказал о своём знакомстве с Перизат Кайрат
- Почему экс-начальника ДП Алматинской области повысили после убийства в Талгаре?