Во время беседы Рафаэль уточнил, что он не является разработчиком «солнечного» самолета ни первого, ни второго. Он отмечает, что его вклад в разработку самолета будущего совсем невелик, по большей части он выступает испытателем.
«Я лично сам самолет не создавал, я как пилот использовал свои задумки в применении существующих технологий на существующий уже самолет. Я могу лишь отчасти назвать его своим детищем. Дизайнер, конструктор его придумал и собирал, я только применил солнечные технологии», - сказал Рафаэль Домжан.
Фото Бауыржана Жуасбаева
По его мнению, переход на альтернативные источники энергии - требование времени. Кроме того, что «зеленая технологии» должны быть энергоемкими, они должны быть еще доступными.
«Цель моего первого полета была узнать - долетит ли самолет? Способен ли он преодолеть полет на солнечной энергии. Это было достаточно рискованно. Цель была практическая – рассчитать его вес, время полета и понять, что все предыдущие теоретические калькуляции в реале и в технике сбылись. Сейчас господин Марио (Генеральный директор CESM Марио Эль Кури – компания, которая разрабатывает солнечные батареи для самолета SolarStratos) подтвердит, что его команда, разрабатывавшая солнечные панели, прикрепляла на крылья и корпус самолета на обыкновенном клеящем растворе. Мы сомневались, не отлетят ли они в ходе полета в атмосфере от ветра, воздуха», - вспоминает Рафаэль Домжан.
Фото Бауыржана Жуасбаева
Как он отметил, «это сейчас все звучит забавно».
«На SolarStratos я еще не летал, а в том первом солнечном самолете, который тестировался, было интересно, что нет шума, турбин и двигателя. Это было нечто особенное», - сказал пилот.
Фото Бауыржана Жуасбаева
Генеральный директор CESM Марио Эль Кури добавил, что используемые солнечные панели для самолета существенно ничем не отличаются от тех, что используются в быту.
«Наша цель была не просто создать красивую, новую, технологичную и дорогую технологию, мы хотели, чтобы энергия солнца была максимально доступной. Использовать существующие солнечные технологии, выжимая из них все до последнего лимита. Я бы хотел отметить, что солнечные панели, используемые для самолета Рафаэла Домжана не просто легкие, но и устойчивые к износу, и к тем непредвиденным обстоятельствам, которые могли возникнуть в атмосфере. Каждый килограмм имеет большое значение. Даже каждый килограмм массы тела Рафаэля. Наша задача - создать максимально легкие, устойчивые, которые не утяжеляли собственный вес и не оторвались во время полета», - сказал Марио Эль Кури.
Фото Бауыржана Жуасбаева
Сейчас Рафаэль Домжан готовится к полетам, в 2018 году он полетит в стратосферу, а в 2019 году планирует покорить космос. Оказывается, полететь в стратосферу изъявили желание известные личности, имена которых не раскрываются.
«У нас уже есть два кандидата, они являются первыми лицами двух государств, мы знаем имена этих кандидатов. Но прежде чем мы их озвучим, мы продолжим испытания самолета, прежде чем брать таких пассажиров – вторых пилотов. Окончательные имена будут озвучены. Но на край стратосферы я полечу один», - сообщил пилот-испытатель.
Инноватор признается, что есть небольшой страх перед полетом, ведь дома его ждем супруга. А в Астану на ЭКСПО-2017 он приехал в составе делегации на национальный день Швейцарии.