В Национальном банке РК прокомментировали ситуацию с обменным курсом тенге, передает
BaigeNews.kz.
Заместитель председателя Нацбанка Алия Молдабекова пояснила, почему тенге не укрепляется сильнее вслед за ростом цен на нефть.
В финрегуляторе отметили, что с начала июня курс тенге торгуется в диапазоне 425,6-428,7 за доллар США, при этом цены на нефть превысили отметку 75 долларов за баррель впервые за два последних года.
«Рост нефтяных котировок поддерживается снижением запасов в хранилищах и надеждами инвесторов на увеличение спроса в летний период в связи с постепенным снятием ограничений на передвижение. Однако сдерживающее влияние на тенге оказывает ряд внутренних факторов. Во-первых, спрос на валюту устойчиво поддерживается за счет восстановления деловой активности и реализации отложенного спроса на импорт товаров, по которым наблюдалось затишье в период локдаунов. В частности, реализуется отложенный спрос на средства производства и промежуточные товары», - отметила Алия Молдабекова.
По ее словам, явным свидетельством восстановления экономической активности и повышения спроса на иностранную валюту является увеличение объемов торгов на Казахстанской фондовой бирже. Если в январе-мае 2021 года средний объем торгов в день составлял 125 миллионов, то в июне объем вырос до 146 миллионов долларов. Рост импорта за январь-апрель 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11,5% и достиг 11,4 миллиарда долларов за счет импорта потребительских непродовольственных товаров и средств производства.
По данным Нацбанк, наибольший рост показал импорт автомобилей, которых завезли на 200 миллионов долларов больше, чем годом ранее. В топе по ввозу в Казахстан также находится бытовая техника: компьютеры, мониторы и проекторы, телефоны, холодильники.
«Порядка 40% всех импортных товаров завозится из России, и этот тренд усиливается. За январь-апрель 2021 года товаров из России импортировали на 16% больше, чем за январь-апрель 2020 года. Рост цен на импортируемые из России товары и соответствующие ожидания нашего бизнеса влияют на увеличение объемов закупки», - сказала замглавы Нацбанка.
Во-вторых, по ее словам, необходимо отметить сезонность. Конечно, с учетом продолжающегося распространения коронавируса и сохранения ограничительных мер рост спроса на валюту, связанный с сезоном отпусков, не такой значительный, но все равно присутствует.
«Также в первой половине июня завершался период выплаты дивидендов, в основном речь идет о компаниях с долей иностранного капитала. То есть эти компании конвертируют дивиденды акционеров в валюту для перевода за рубеж в материнские организации. Это напрямую влияет на курс, так как спрос на валюту в такие периоды растет», - пояснила Молдабекова.
В-третьих, спрос на валюту продолжает поддерживаться влиянием фискального стимула и использованием пенсионных накоплений.
«С точки зрения предложения мы не видим больших изменений. Основными источником продаж валюты остаются компании-экспортеры и конвертация активов Национального фонда для исполнения трансфертов в бюджет. Все эти факторы влияют на баланс спроса и предложения на валютном рынке. Текущий возросший спрос на иностранную валюту не дает тенге укрепиться сильнее, несмотря на относительно высокую цену на нефть», - отметила замглавы Нацбанка.