"Люди, у которых встрепенулось сердце" — история оралманов Казахстана

Более миллиона этнических казахов вернулись на историческую родину в Казахстан. Как они себя чувствуют, какая сложилась ситуация с кандасами?

10 Октября 2020, 08:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
"Люди, у которых встрепенулось сердце" — история оралманов Казахстана 10 Октября 2020, 08:00
10 Октября 2020, 08:00
67390

С момента обретения независимости в Казахстан вернулись свыше миллиона этнических казахов или более 316 тысяч семей. Большая часть из них обосновалась в южных регионах. В основном, это репатрианты из Узбекистана, Китая, Монголии, Туркменистана и России. По данным фонда "Отандастар", 74,6 процента возвращенцев — лица трудоспособного возраста.

Сегодня кандасы (в вольном переводе означает "однокровные") — так теперь официально называют в Казахстане вернувшихся на историческую родину бывших соотечественников — составляют почти шесть процентов всего населения страны, но удалось ли репатриантам интегрироваться в общество и стать "своими", как они меняют наш социум и какой вклад вносят в развитие Казахстана. Эти вопросы корреспондент BaigeNews.kz решил задать доктору исторических наук, профессору и одному из первых репатриантов из Китая Турсынхану Кайыркену.

Массовый исход родился из-за репрессий

— Репатриация этнических представителей в Казахстане выступает важным способом укрепления общегражданской стабильности и сохранения национальной самобытности. Историки называют возвращение оралманов восстановлением исторической справедливости после потерь населения в годы сталинского террора и голодомора, когда казахский народ лишился почти двух третей своего демографического потенциала. Только в первые десять лет независимости страна приняла свыше 180 тысяч этнических казахов. В последующем около сотни тысяч стали пребывать ежегодно.

— Турсынхан Закенович! И все-таки, почему казахи, которые не родились и никогда не жили в Казахстане стали возвращаться?

— Мы были колониальной страной, казахский народ как целостная нация превратилась в колонию. До того, как страна попала под колониальный протекторат России и Китая, территория Казахстана была намного больше, чем сегодня.

В XVI веке, когда Российская империя еще не ступила на территорию восточного Урала, на нашей земле существовало Казахское ханство. Казахи расселялись от Волги до Алтая, от Сибири до Сырдарьи.

Во второй половине XIX века, когда Российская и Китайская империи делимитировали границу между собой, часть казахов вместе с историческим расселением перешла к территории Китая.

После создания Советского Союза многие казахские земли остались в ведении союзных республик ССР. В период коллективизации 20-х и 30-х годов, огромное количество казахов было уничтожено или голодом, или политическими репрессиями и расстрелами.

В этой ситуации значительная часть населения была вынуждена бежать в другие страны. В годы национально-освободительного движения в 1916 году, а также после голода и репрессий общее количество казахского населения, бежавших в Китай, превышало 300 тысяч человек.


фото: russiainphoto.ru

(В одном из отчетов, опубликованных ПРООН, говорится, что около пяти миллионов этнических казахов проживает за пределами Казахстана в более чем 40 странах. Самый большой процент этнических казахов за рубежом это потомки тех, кого покинул СССР в 20-30-е годы, убегая от политических беспорядков, репрессий — прим. ред.).

Подумайте, что стало с разорившимся народом, у которого не было своих политических прав и свобод. В первой половине двадцатого века казахский народ испытал самые большие трудности за всю свою историю. Например, я сам потомок казахов, бежавших в 30-е годы в Китай.

Наша историческая родина — село Калжыр в Маркаколе. У моего деда Кайыркена было пастбище у берегов Маркаколя, а зимовка была у подножия гор в месте под названием Шыганши. Вернувшись в страну в 1993 году, я, в первую очередь, посетил эти места. Все семь моих предков покоятся на большом кладбище в том же Шыганши.

Многое из того времени нам рассказали представители старшего поколения. Шыганши — это село на границе с Китаем. На той стороне Алтайский край округ Китая. Помню из детства, что все население там было казахами. А значит, когда начались гонения, казахи с этой стороны перекочевали к своим родственникам на той стороне.


фото: e-history.kz

Из Маркаколя и Катон-Карагая, что в Восточно-Казахстанской области, в Китай переселилось сразу население двух волостей. Переселение начали Абдыкарим Ережепулы и Искак Изетулы. Они управляли волостью еще при царе. С образованием Советского Союза на них стали оказывать давление как на зажиточных хозяйственников. Дело усугублялось тем, что эти два человека были связаны с Алаш Ордой, которая на тот момент уже оказалась под запретом.

Жившие в волости, которой руководил Искак, были нашими родственниками, в частности, мой дед Кайыркен и отец Закен успешно перекочевали вместе со всей волостью. А вот при перекочевке второй волости, которая была под управлением Абдыкарима, возникли непредвиденные трудности. Так, пересекая Алтайский край, люди Абдыкарима наткнулись на местных белогвардейцев в районе Бауыршын у места Ком-Канас и подверглись резне.

Это место с тех пор называют "местом гибели каратайцев" (ответвление казахского рода найман ). Уже затем в 1938 году по поручению советского консула в Китае волостник Абдикарим был тайно отравлен в районном центре Алтайского края в городе Шар-сумбе. В следующем году советские агенты захватили в плен Искака и вернули в СССР, но часть откочевавшего населения все равно осталась в Китае.

(В целом, казахское население в Казахстане уменьшилось с 3 миллионов 630 тысяч в 1926 году до 2 миллионов 31 тысячи человек в 1939 году — прим. ред.).

"Мы мечтали попасть на родину"


— Я и сам родился на берегу реки Черный Иртыш. Отец ушел из жизни с с глубокой тоской по родине. Он рассказывал мне о широко распростертом озере Маркаколь с прозрачной водой, о неистово бурных потоках вытекающей из озера реки Калжыр (правый приток Иртыша), о диких алтайских медведях, которые иногда забредали к ним, пока он косил траву. И он не смог увидеть, как Казахстан обретал свою независимость. Если бы он был жив, он был бы первым, кто вернулся бы на свою родину. Но я думаю, что я смог исполнить его мечту, вернувшись на родную землю.

(18 ноября 1991 года, за месяц до обретения независимости в Казахстане вышло постановление правительства "О порядке и условиях переселения в Казахскую ССР лиц коренной национальности, изъявивших желание работать в сельской местности, из других республик и зарубежных стран. А в июне 1992 года был принят закон "Об иммиграции", где этническим казахам было предоставлено право возвращения на "историческую родину" прим. ред.)

Казахстан — родина для всех казахов, живущих по всему миру. Подумайте сами, во всем мире у казахов один язык, одинаковые традиции, внешность и менталитет. Несмотря на все богатое разнообразие и географическую разбросанность мест обитания, мы являемся однородной нацией. Мы потомки одного предка, жили вместе, тесно общались, от ханов до бедняков подчинялись одним традициям и были единой большой страной.

Как смогли бы удержать себя казахи, когда Казахстан обретал независимость? Мы мечтали попасть на родину!

Мы тоже мечтали об этой независимости. Еще когда Казахстан не обрел независимость, мы гордились тем, что есть Казахская ССР. А как только Казахстан стал независимым я был первым казахом, который пришел в казахстанское посольство в Пекине. Тогда главным послом был Мурат Ауэзов, а его помощником был Бигали Турарбеков. Они мне сказали, что я стал первым казахом, посетившим посольство и который пожелал вернуться в Казахстан.

"Для нас это хорошая примета", — сказали они в приподнятом настроении.

Переступая тогда порог посольства, я впервые увидел синий флаг Казахстана и этот момент запомнился мне как самый счастливый в моей жизни. А вы говорите, почему не рожденный в Казахстане казах хочет вернуться к корням. Надеюсь, я исчерпывающим образом ответил на ваш вопрос.

Кроме этого, что ни говори, а Китай все же является авторитарным государством, и казахам сохраниться там как нация — невозможно. И происходящее сегодня в Синцзяне тому подтверждение. Одним словом, возвращение казахов в Казахстан идет на пользу как возвратившимся, так и на пользу нашей независимости.

"Местные разговаривают на казахском стесняясь"

— Чем оралманы отличаются от казахов, которые постоянно живут в Казахстане?

— Конечно, жившие в разных странах оралманы-кандасы и местные казахи имеют некоторые различия. Например, казахи, проживающие в разных странах, впитали в себя культуру той или иной титульной нации. Это естественный процесс культурной диффузии между людьми, сосуществующих вместе долгое время.

Например, коренные казахи впитали в себя советский и русский менталитет. Но среди них есть и те, в ком "казахская кровь" все же сильнее. Это нас радует. Это послужит основой для того, чтобы в будущем мы могли сплотиться как целостная нация, не разделяясь на местных и оралманов.

— Бытует мнение, что вернувшиеся на Родину казахи плохо интегрируются среди коренного населения, живут обособленно в группах с такими же переселенцами и чувствуют себя чужими. Как вы считаете, так ли это, и почему так происходит? Хорошо ли оралманам (кандасам) живется в Казахстане?

— Я с этим не согласен. Неправильно говорить, что оралманы живут сами по себе и чувствуют себя чужими. В какой части Казахстана вы видели, чтобы оралманы жили обособленно? В свое время была идея создать для них отдельные села. Но мы были против этого предложения. Потому что они должны были адаптироваться к казахстанской жизни.

Единственное, что может быть создает некоторое препятствие для интеграции оралманов — это языковой барьер. В государственных органах и крупных компаниях и во всех элитных местах не используется казахский язык. Я могу сказать, что это морально-психологический удар для возвращенцев.

Поэтому при возвращении им было трудно просто так подойти и начать разговор с таким же казахом. В нашей стране, отправляясь в путь на самолете, поезде либо даже на пассажирском автобусе люди разговаривают на русском языке. Местные казахи даже между собой разговаривают на казахском стесняясь. Думают, что его не поймут и как-то не так воспримут. Но все это со временем и по мере закрепления позиций нашей независимости, все это недопонимание отпадет само собой. Сейчас возвращенцы наравне с коренным населением трудятся и живут хорошо. У дела у них идут неплохо.

"Вернулись, потому что встрепенулось сердце"

— Из каких стран чаще всего возвращались и возвращаются казахи? Какие регионы Казахстана они выбирают для проживания? С чем это связано?

— На сегодня очень много казахов прибыло из Китая, Узбекистана и Монголии. Некоторые связывают это с низким уровнем жизни в этих странах. Они видят, что казахи из Турции и Европы и России приезжает мало. Однако, по мне, это ошибочное суждение.

Казахи приезжают из Китая или Узбекистана не потому, что не смогли там реализоваться. Так обычно считают те люди, которые сами ставят личные выгоды выше национальных интересов и которые живут по эгоистичному принципу "рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше". Вот и сравнивают других людей в рамках собственной ущербной шкалы ценностей.

Они считают, что назад из Китая, Монголии и Узбекистана вернулись казахи с низким уровнем жизни и, стало быть, им все равно получил ли Казахстан независимость или нет? Но я верю в том, что это, прежде всего люди, у которых встрепенулось сердце, когда они услышали об объявлении Казахстана суверенным государством.

Я верю именно в это. Я сам вернулся в Казахстан уже 27 лет назад именно из-за этого чувства, чувства гордости за свою родину!

Но до сих пор мне часто задают вопросы "Зачем вы вернулись в Казахстан?" или "Где лучше в Казахстане или в Китае"? Простите, но для меня это надоевшие, по сути, детские вопросы. Те, кто их задает, совершенно не понимает, какую бурю эмоций они поднимают внутри нас этими наивными вопросами.

Если же говорить о регионах, которые оралманы выбирают для проживания, то в первые годы независимости оралманы оседали больше на юге страны. Сейчас идет расселение от Зайсана к востоку до Петропавловска вдоль Иртыша, а также далее от реки в Акмолинскую, Актюбинскую и Западно-Казахстанскую области. Потому что государство хочет направить возвращенцев на север с целью перекрыть огромные эмиграционные потоки и потери населения в северных и центральных регионах. Процесс внутренней миграции в Казахстане также ориентирован на север. Это очень правильно. Потому что это имеет важное стратегическое значение для нашего государства.


фото: akorda.kz

Вклад оралманов, "двойные" возвращенцы и дела пропаганды

— Как вы считаете, оралманы меняли и меняют Казахстан? Влияют ли они на наше общество?

— Вы задали очень правильный вопрос. Прибывшие казахи очень быстро интегрируются в общество. Для того, чтобы это процесс проходил быстрее в свое время обсуждался вопрос создания для оралманов специальных адаптационных центров. Однако реальность показала, что репатрианты хорошо адаптируются и без этого.

Особенно молодежь. Они быстро осваиваются и создают семьи. И благодаря молодым, активнее начинают общаться друг с другом их родители. Сейчас детей оралманов нельзя отличить от детей местных казахов. С обретением независимости более одного миллиона казахов вернулись на родную землю, что оказало большое влияние на социальную, культурную и духовную жизнь страны.

Они активно работают в различных отраслях экономики. Сколько предпринимателей своими силами открывают предприятия, трудоустраивают многих людей, оплачивают налоги государству. Также среди оралманов — многие ученые, врачи, учителя, люди искусства — все они служат на благо нашей страны.

Даже если это простой фермер, он открывает собственное дело, поднимает детей и воспитывает их на пользу обществу.

После того, как прибыли оралманы, сколько бесхозных населенных пунктов возродилось. Вновь открылись опустевшие школы. Возвращение оралманов способствовало укреплению государственного языка. С их приходом пополнилось этнокультурное достояние нации.

— Достаточно ли делает Казахстан для того, чтобы отандастар чувствовали себя как дома? Почему некоторые из них уезжают вновь туда, откуда приехали?

— Я очень благодарен всем политическим инициативам и решениям, принятым законам и мероприятиям, которые были предприняты Елбасы для возвращения казахов в страну. Что правительство может сделать больше, чем уже сделано!? В настоящее время эта политика и принятые ранее законы дают самые большие возможности для того, чтобы соотечественники возвращались в Казахстан. Конечно, если не учитывать некоторые административно-бюрократические барьеры, то местные казахи относятся к репатриантам очень внимательно.


Напомню слова Нурсултана Назарбаева, сказанные на Первом курултае казахов в 1992 году в Алматы.

"Мы выражаем вам благодарность за то, что вы с таким воодушевлением откликнулись и прибыли, словно ласточки, со всех четырех концов света, за то, что где бы вы ни были, вы показали себя истинными сыновьями и дочерями своего народа, проявив самые искренние чувства к своей исторической Родине и к своим соотечественникам", — так тогда сказал Нурсултан Абишевич.

Однако не стоит забывать, что хоть и временно, но оралманы входят в определенную социальную категорию. И их все еще нужно поддерживать в административном, правовом и моральном отношении. В таких развитых странах, как Германия, Израиль, Южная Корея, действуют комплексные программы для возвращения своих соплеменников в страну. Мы должны перенять их опыт.

А что касается оралманов, которые решили вернуться туда, откуда приехали, но на это есть две причины.

Во-первых, у них не хватает самосознания и силы воли по отношению к Родине. Как говорится в пословице "Ит тойған жеріне, ер туған жеріне" (собаку тянет туда, где она наелась, а мужчину тянет к родине — прим. автора), такие "двойные" возвращенцы измеряют свое счастье только уровнем достатка. Для них становление казахов как государства и наша независимость ничего не стоят. Они попросту едут туда, где живется лучше.

Во-вторых, есть те, кто использует возвращение в политических целях. Например, китайское правительство не хочет, чтобы казахи возвращались в Казахстан, и поэтому всячески пытается создать искусственные барьеры, чтобы не выпускать казахов.

Для них вернувшиеся назад являются пропагандистской демонстрацией того, что в Казахстане плохо. Подобная пропаганда используется, чтобы остудить рвение других казахов переехать на родину. Иногда это делается намеренно и не стоит этому удивляться. Если одна нация полностью переехала из одной страны, то не указывает ли это на то, что у той самой страны проблемы в национальной политике? Кроме того, если казахи дружно переедут, то Казахстан усилится, а это вызывает опасения. Конечно, кто захочет этого?

Наша кровь, наша родня

— Некоторые коренные казахи считают, что политика государства по возвращению оралманов неверная. Они полагают, что в страну зачатую возвращается малограмотный контингент людей с иждивенческим настроением, без желания получать образование и устраиваться на работу, без желания приносить пользу обществу страны, которая фактически не является их родиной. Что вы думаете по этому поводу?

— Действительно, мнения о том, что возвращенцы — это малограмотное население и обуза для государства, имеют место быть. Это в корне неверно. В первую очередь, в Казахстан вернулась интеллигенция. После этого вернулись их семьи и родители, а затем и остальные родственники. Или он должен был вернуться один и оставить своих родных там?

Мы ошибемся, если скажем, что судьбу государства решают исключительно люди, получившие высшее образование. В Казахстане многие с высшим образованием. Но ведь даже они с дипломом не могут найти работу. Мы настолько безрассудно ударились в высшее образование, что даже не хотим обучаться в колледжах.

А в развитых странах — наоборот. У них большой спрос на выпускников колледжей. По мне, на сегодняшний день нам нужны рабочие руки, которые будут заниматься конкретным хозяйством. Особенно в агропромышленном комплексе. Репатрианты из Китая и Монголии — многие из них являются специалистами по разведению скота, выращиванию овощей и земледелия. Помимо этого, они платят налоги и растят новое поколение. Кто сказал, что среди этого поколения не появятся те, кто в будущем пригодится Казахстану.


на фото молодежь на четвертом Всемирном Курултае казахов в 2011 году в Астане

Отдельно подчеркну, что слова о том, что оралманы не хотят получать образование — это бред. Это придумано людьми, которые хотят разделить казахов и показать репатриантов в плохом свете.

Но несмотря на это, процесс переселения уже не остановить. Повторю, что это стратегическая политика нашего государства. С момента обретения независимости в страну вернулся миллион наших братьев. Они нам не чужие.

Посмотрите, как Европу захватили беженцы из Ближнего Востока, Африки. Китайские эмигранты заполонили Канаду и США. В отличие от них оралманы — это наша кровь, наша родня.

Поэтому хочу пожелать, чтобы местные относились с добротой и понимаем к тем, кто вернулся назад, будь то казахи или представители других национальностей. Потому что Казахстан стал для всех нас общей Родиной. На этой земле мы живем в равноправии, свободно и дружно. Конституция страны, ее обширная территория и прекрасные традиции дают нам такую возможность. Подытожив сказанное, хочу пожелать нашей стране мира, благополучия и процветания.

— Рахмет!

Наверх