Миллион тенге отсудил правозащитник из ВКО за незаконное уголовное преследование
<p>Александр Харламов подозревался в тяжком преступлении — "возбуждении религиозной розни".</p>
На днях Усть-Каменогорский городской суд частично удовлетворил иск Александра Харламова к департаменту внутренних дел (ДВД) Восточно-Казахстанской области и к министерству финансов Казахстана. Суд установил обоснованность требований истца о возмещении морального вреда в результате незаконных уголовных преследований и решил взыскать с республиканского бюджета в пользу правозащитника один миллион тенге, передаёт корреспондент BNews.kz.
Однако, Харламов намерен обжаловать это решение в апелляционном порядке и добиваться удовлетворения иска в полном объёме.
Напомним, с 2013 по 2018 год правозащитник проходил обвиняемым по делу о "разжигании религиозной розни". Впервые в поле зрения полицейских шахтерского городка он попал из-за того, что выложил свои атеистические размышления в социальных сетях. В марте 2013 года 66-летний Харламов был задержан и водворён в изолятор временного содержания отдела внутренних дел (ОВД) города Риддер. А после ему было предъявлено обвинение и санкционирована мера пресечения в виде ареста. В рамках дела он примерно полгода отсидел в следственной тюрьме, два раза подвергался принудительной психиатрической экспертизе. Но в итоге, республиканская психиатрическая комиссия в Алматы признала Харламова психически здоровым. Дело стало резонансным. В защиту правозащитника тогда встали не только казахстанские, но и международные правозащитные организации.
Спустя несколько месяцев мера пресечения с ареста была заменена на подписку о невыезде, а позже и вовсе прекращено в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения.
В ноябре 2016 года на него было заведено ещё одно уголовное дело по аналогичному обвинению. В этот раз уголовное преследование началось после того, как он написал и выпустил брошюрку под названием "Самая гениальная книга", где также изложил свои мысли и размышления. Были изъяты 82 экземпляра брошюр, флеш-карты, процессоры. Но и в этот раз правоохранителям не удалось доказать вину правозащитника. Спустя восемь месяцев дело также было прекращено за отсутствием состава преступления.
"Мне достаточно было указать в иске первое дело, по которому я прошёл такие "круги ада", как содержание под арестом в следственной тюрьме и принудительное психиатрическое обследование (в тюремных условиях) в Алматы — с перспективой оказаться в психиатрической клинике, а также судебный процесс. Более того, я в течение более пяти лет в качестве подследственного был ограничен в передвижениях и в других правах. Поэтому размер взысканной судом компенсации считаю смехотворным и, можно сказать, издевательским", - говорит Александр Харламов.
На суде представитель министерства финансов исковые требования не признал. Пояснив, что моральный вред истцу был причинён сотрудниками полиции, следовательно, ущерб возместить обязан департамент внутренних дел области. В свою очередь, представитель правоохранительных органов области также исковые требования не признал. В тоже время факт незаконного возбуждения уголовного дела не отрицал, отметив, что моральный вред должно возместить министерство финансов. Кроме того, стороны ответчиков посчитали сумму требуемую истцом завышенной.
В итоге, суд решил взыскать с республиканского бюджета в пользу Харламова компенсацию морального вреда в сумме одного миллиона тенге и судебные расходы в сумме 100 тысяч тенге; а исполнение решения суда возложить на министерство финансов. Во взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 млн тенге с ДВД ВКО судом было отказано.
.И по первому, и по второму делу Александр Харламов подозревался в тяжком преступлении — "возбуждении религиозной розни". Он также подозревался в создании новой религии. Хотя сам правозащитник отвергает обвинения и позиционирует себя атеистом, придерживающимся научного мировоззрения.