- Главная
- Новости
- Ночуют на полях и просят помощи: уборка урожая в Акмолинской области превратилась в хаос
Ночуют на полях и просят помощи: уборка урожая в Акмолинской области превратилась в хаос
Уборочная площадь в Акмолинской области составляет 4,9 миллионов гектаров. На сегодня обмолочено 1,6 миллионов гектаров зерновых культур, это 32 процента. Средняя урожайность составляет 5,6 центнеров с гектара. Показатели – рекордно низкие. Бледно цифры выглядят и на фоне соседей, которые этой осенью тоже, как говорится, звёзд с неба не хватают. Корреспондент BaigeNews.kz записал печальные истории аграриев – хорошим урожаем не могут похвастать даже мэтры отечественного АПК.
Аким: "Реальную картину видит каждый механизатор"
Сразу отметим, что в Акмолинской области создали комиссию по проблемным вопросам уборочной кампании. В регионе в первую очередь, благодаря инициативе депутатов облмаслихата, побывал министр сельского хозяйства. В пресс-службе акимата подчеркнули, что главе региона Марату Ахметжанову ежедневно предоставляют отчёт о ходе осенней страды, по его распоряжению всё сушильное оборудование работает круглые сутки.
Фото: акимат Акмолинской области.
Ход уборки урожая стал акцентным вопросом и в отчёте акима о выполнении возложенных на него задач на очередной сессии областного маслихата.
"Наши цифры очень бледно выглядят на фоне наших соседей – Северо-Казахстанской и Костанайской областей, где есть перевыполнение. А мы, наоборот, не достигли плановых показателей. Но цифрами никого не накормишь, поэтому надо показать реальную картину – чтобы потом пришла реальная помощь нашим сельхозпроизводителям. А её видит каждый труженик села, каждый механизатор", – подчеркнул Марат Ахметжанов.
На сегодня в акмолинские аграрии собрали всего 873 тысячи тонн зерна. Сообщалось, что пшеницу принимают все 72 хлебоприёмных предприятия. С учётом зернохранилищ в хозяйствах, общая мощность для хранения зерна составляет более семи миллионов тонн. Речь идёт об элеваторах, складах и возможностях сельхозтоваропроизводителей.
Сельхозуправление: "Всё даже хуже, чем предполагалось"
Заместитель руководителя управления сельского хозяйства Акмолинской области Еркеш Аленов сокрушается: не везло с самого начала.
"После монотонных дождей только, можно сказать, начали работать. Изначально во время посева была засуха, то есть стартовые возможности уже были не бог весть какие. И теперь осенью во время уборки мешают уже дожди. Если в прошлом году мы собирали в среднем по 12 центнеров с гектара, то в этом мы смотрели по состоянию посева смотрели – примерно 6 ц/га должно было быть. Это по предварительным прогнозам – до уборочной страды. А сейчас уже во время осенней страды видим: всё даже хуже, чем предполагалось. По оперативной сводке на эти дни идёт по 5,6 ц/га. По итогам кампании может пять будет, а может, и четыре центнера", – разводит руками собеседник.
Не радует и качество выращенной пшеницы.
"Из-за постоянных дождей очень слабое качество. Влажное зерно идёт, поэтому главная наша задача сейчас – его сушка. Аграрии работают полным ходом, убирают, несмотря на его влажность – 19-21 процентов, потому что погода лучше не ожидается. Далее сразу отправляют на элеватор, там сушат, очищают и хранят. Хозяйствующие субъекты, у кого есть свои сушилки, делают у себя то же самое", – рассказывает замглавы областного управления сельского хозяйства.
Он признался, что не помнит настолько неблагополучного года.
"С 1984 года работаю – разве что в 1986-м. Но чтобы настолько! И всё же люди стараются, ночуют на полях, ждут, когда погода стабильно прояснится. Но пока о стабильности говорить не приходится. Мы при плане уборки 150 тысяч гектаров в день едва достигаем 100 тысяч гектаров. До этого и вовсе убирали по 15-20 тысяч гектаров", – посетовал собеседник.
Пролонгация по кредитам, невозвратные субсидии и программа поддержки мукомолов
Перед акмолинскими аграриями, как и в других регионах, нависла угроза уйти "в минус", не выполнить обязательства по кредитам. Аким Акмолинской области Марат Ахметжанов сразу после вступления в новую должность выехал на поля, а после пригласил министра сельского хозяйства. Фермеры в один голос просят пролонгировать долги на следующий год, до будущего урожая.
"Ситуация может возникнуть тяжёлая – проценты, пеня, технику забирать, суды и так далее. Чтобы такого не было, около двух недель назад мы написали письмо в Минсельхоз. Сейчас этот вопрос на стадии решения, окончательного ответа пока нет. Предварительно можно отметить, что все финансовые институты относятся с пониманием и вроде как готовы идти навстречу", – поделился Еркеш Аленов.
Невозвратные субсидии сельхозтоваропроизводителям в этом году составили 46,6 миллиардов тенге. И это практически половина от общего объёма господдержки в регионе (106 млрд). На сегодня, по словам собеседника, выдано 36 миллиардов тенге субсидий, оставшиеся десять с лишним миллиардов планируется закрыть в октябре-ноябре.
Пролонгировать на будущий год, по мнению властей и госорганов, нужно и программу по поддержке мукомолов, конечная задача которой – удерживать цены на хлеб. В Акмолинской области этот механизм работает с 2020 года.
"Государство выделяет мукомолам пшеницу, те, в свою очередь, пекарям муку, чтобы в итоге цена за булку не превышала 110 тенге. В этом году на наш регион выделялось 5 тысяч тонн, половину от этого объёма мы уже израсходовали. Оставшаяся часть должна позволить держать цену до конца года. Все районы нам подали заявку по количеству населения и так далее", – отметил Еркеш Серикович.
Акмолинская область ежегодно экспортирует в 18 стран в среднем два миллиона тонн пшеницы. С начала года – 1,7 миллиона, это зерно прошлого года.
"Экспорт не должен останавливаться, потому что у больших фирм долгосрочные контракты. Какую-то часть они будут экспортировать, остальная нужна на семена, паи раздавать, хлеб удерживать, соцпакеты есть у нас. Это в первоочередном плане, ну, а излишки экспортировать", – пояснил заместитель руководителя управления сельского хозяйства.
Тимур Пшенов: "Уборка должна заканчиваться, а мы даже до середины не дошли"
Казахстанский аграрий Тимур Пшенов разводит руками: в этом сезоне случилось всё неблагоприятное, что только можно. Он является учредителем достаточно крупного хозяйства в Целиноградском районе. Общая площадь земли – 60 тысяч гектаров, где на пашню приходится 53 тысячи.
"Во-первых, засуха. Не было осадков, за всё лето выпало 23 мм. Соответственно, урожая нет, средняя урожайность – 6 центнеров с гектара. Второе – весной не было осадков. Поэтому грубых кормов тоже нет, кормить скот нечем. Третье негативное обстоятельство – пошли дожди, пшеница вся вымокла, вся идёт пятый класс или некласска. А значит, стоит дешевле – экономика не складывается. В-четвёртых, летом были сайгаки, саранча. Ну и, наконец, убрать урожай не можем. Сейчас уборка должна заканчиваться, а мы ещё даже до середины не дошли. Одним словом, всё до кучи. Говорят же, беда одна не ходит – это про нас сегодня. Что делать, не знаем. Но жить и работать, людей кормить – нужно. Поэтому продолжаем двигаться вперёд", – поделился сельхозтоваропроизводитель.
В середине сентября Тимур Амангельдыевич ездил в составе рабочей группы из депутатов областного маслихата во главе с руководителем управления сельского хозяйства и земельных отношений в Министерство сельского хозяйства, а также в центральные офисы "НК "Продкорпорация", "Аграрной кредитной корпорации" и "Казагрофинанса" для обсуждения вопросов содействия в предоставлении пролонгации по кредитным обязательствам. Также в установлении приемлемых закупочных цен на зерно, выделении дополнительных объемов дизельного топлива для сушки зерна и формировании семенного фонда на проведение весенне-полевых работ будущего года.
"Все институты, с которыми мы встречались, говорят: будем помогать. Но мы же понимаем, что на сегодняшний день мы пока не та страна, где вопросы закрываются на местах. Всё решается сверху. Всё будет так, как решит президент, ждём его решения. А так на всё-про всё чтобы аграриям помочь, нужно 500-600 миллиардов. И вернуть субсидии – 155 млрд тенге разных видов субсидий ещё аграриям не выплачено. Это субсидии на всё – гербициды, удобрения, кому-то инвестсубсидии и так далее", – напомнил Тимур Пшенов.
По поводу экспорта пшеницы, считает аграрий, особенно беспокоиться не стоит. Если Россия экспортирует в среднем 55-60 млн тонн хлеба, то Казахстан – примерно шесть миллионов. И назвать себя суперэкспортёрами, к сожалению, мы не можем.
По мнению Пшенова, этот неурожайный год должен научить казахстанцев тому, что надо полагаться только на себя.
"Не надеяться на обещания со стороны. Всегда нужно туже затягивать пояс и рассчитывать исключительно на свои силы. К сожалению. Вот и всё. Двадцать семь лет я работаю в сельском хозяйстве – двадцать семь лет следую этому принципу", – заключил собеседник.
"Одно успокаивает – никому ничего не должен"
Рассчитывать только на себя привык и Иван Поздняков, он возглавляет хозяйство в Зерендинском районе. Здесь выращивают зерно с 1996 года. В этом году засеяли 1,2 тысячи гектаров – пшеницу, ячмень и горох. Пошла последняя декада сентября, а работы ещё – непочатый край, расстраивается аграрий.
"Уже не сегодня "белая муха" полетит, а мы ещё толком на поле не работали, с 25 августа стоим. Дожди не давали выехать в поле. Сегодня 24-й день, как мы к полю не подходили, из 26 дней мы только два дня были там (интервью записывалось 20 сентября – прим. авт.). Комбайны тонут, невозможно. Жатки гребут, буксиром таскать новые комбайны нельзя, они все на гидроходе. Плюс качество пшеницы низкое. Полностью все валки проросли, люди потеряли на валках всё, что было. Зерно проросло", – посетовал Иван Павлович.
Элеваторы отказываются принимать такую пшеницу.
"Перед вашим звонком у меня были менеджеры-закупщики. Говорят, объехали все элеваторы в округе – ни один зерно не берёт. Потому что оно всё сырое и проросшее. Они российским зерном затарились. Почти все элеваторы же частные, под каждым есть своя ферма, поэтому нас пока в сторону. Берёт на сегодня Новоишимка в соседней области от крестьян по 40 тысяч тенге за тонну. Это очень мало, но им деваться некуда, вот они и сдают", – разводит руками собеседник.
Средняя урожайность в хозяйстве Позднякова – восемь центнеров с гектара. Во всём этом хаосе есть одно позитивное обстоятельство – отсутствие долгов.
"То, что мы убрали в этом году, одно поле дало 7,9 урожайность, а другое – 8,2. В другие годы и 16 ц/га было, и 22. Одно успокаивает – никому не остаюсь должен. Кредитов нет, я в 2001 году взял и до сих пор от него икаю. Поэтому больше не беру, живу своими средствами. И техники в лизинг, слава Богу, у меня нет. ГСМ тоже сам на рынке покупаю – обычно в конце года, когда всем нефтебазам требуются финансовые средства. Я к ним подъезжаю 26-28 декабря и беру по цене, которая устраивает и их, и меня. Закупаюсь и работаю", – поделился аграрий.
Иван Сауэр: "Для меня это 43-я уборка урожая – такого в моей практике ещё не было"
Не помнит настолько неблагополучного сезона и генеральный директор образцового хозяйства в пристоличном районе Иван Сауэр. А для него уже это ни много ни мало – сорок третья уборка урожая.
"Такого, чтобы вот так все трудности собрались в одну кучу, никогда не было. Бывали годы неурожая, засухи. Бывало падение цен, проблемы с качеством зерна. Бывали дожди, которые не давали убирать – всё бывало. Но как-то по одной-двум острым проблемам – и вроде как достаточно на сезон. Но чтобы жесточайшая засуха, потом дожди не давали убирать поля, качество упало, цена обвалилась. Чтобы всё это собралось воедино – такого в моей практике никогда еще не было", – констатировал знаменитый аграрий.
Впрочем, в его хозяйстве всё ещё сравнительно неплохо. Средняя урожайность на полях – восемь центнеров с гектара. Обыкновенно агрофирма собирает больше 15-ти. Но она самодостаточная, обязательств по кредитам нет.
"Из трудностей – летом была жесточайшая засуха. А как хлеб подошёл, мы только убрали сорок процентов – и зарядили двухнедельные дожди. Практически полностью стояли, ничего не могли убирать. Помимо того, что засуха, сейчас ещё убираем от 12 до 40 процентов зерна проросшего. Всё это, конечно, создаёт нам большие проблемы. То, что мы убрали до дождей, качество было очень высокое. Мы всё это заложили на хранение, а после качество сильно упало", – констатировал Иван Адамович.
На утро 20 сентября в агрофирме было обмолочено 60 процентов пшеницы, столько же убрано кукурузы на силос. Идёт закладка семян.
"К сожалению, погода продолжает нам мешать. Вчера был дождь, сегодня ночью был, буквально сейчас снова прошёл", – отметил собеседник.
Чему должен научить нас неурожайный год?
Но характеризовать ситуацию по Казахстану, исходя из показателей передового хозяйства, конечно же, необъективно.
"Очень многие коллеги убирают по три-четыре центнера с гектара. Это даже не окупит и половину затрат, тем более с таким качеством, тем более с такой ценой. Поэтому аграрии нуждаются в серьёзной поддержке государства – и в части пролонгации обязательств, и выплаты субсидий, всевозможных отсрочек платежей по погашению кредиторской задолженности. Потому что очень многие берут в долг, и сейчас у всех наступают сроки исполнения. Поэтому аграриям обязательно нужно помочь", – подчеркнул бизнесмен.
Он напомнил о заявлениях президента Казахстана, премьер-министра и министра сельского хозяйства. И выразил уверенность, что аграрии республики не останутся один на один со своей ситуацией.
По мнению ведущего сельхозтоваропроизводителя, продовольственной безопасности страны ничего не угрожает.
"Во-первых, для того, чтобы себя прокормить, мы уже убрали до дождей хорошего качества. У нас есть запасы прошлых лет. Теперь у нас государственные запасы Продкорпорации. Оснований для паники точно нет", – уверен аграрий.
Итак, чему нас должен научить этот неурожайный год?
"Во-первых, оголились проблемы сортовые – нужно серьёзно работать над сортами семян. Потому что разные сорта показывают разную степень прорастаемости. Интенсивные сорта в засушливые годы никак себя не проверяют, даже наоборот – тоже надо думать над этим. Нужно, видимо, развивать вспахование посевов – именно с учётом всех вызовов обрушились в этот сезон. Нужно, чтобы государство было более дисциплинированным в части выплаты субсидий. Ну, и нам самим нужно работать более чётко, продуманно. В обязательном порядке проводить диверсифицировать производство– не просто в нужный момент в нужный час, не ради красивого словца, для фигуры речи ставить. А нужна настоящая реальная диверсификация. И не просто в растениеводстве, но и в целом в сельском хозяйстве", – заключил Иван Сауэр.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- К газу в Кызылординской области подключат ещё четыре села
- Ночной забег проведут в Астане
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности