Спутники со зрачками, юрты на Марсе и Чингисхан в скафандре — космос в Нур-Султане

В рамках образовательно-художественного проекта "Дорога в космос", в столице синхронно открылись две тематически близкие выставки, посвященные 60-летию первого полета человека в космос.

21 Сентября 2021, 18:39
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Фото Артема Чурсинова 21 Сентября 2021, 18:39
21 Сентября 2021, 18:39
39934
Фото: Фото Артема Чурсинова

Первая выставка, организованная в преддверии 30-летия независимости Казахстана галереей Platforma Project Room, носит название "Бортовой журнал" и объединяет 18 современных художников, размышляющих о том, что для них значит космос. Вторая выставка представлена Русским домом в Нур-Султане и называется "Московский музей космонавтики в деталях. Сторителлинг от лица экспонатов". Местом проведения выставок стал БЦ "Москва".

Корреспондент BaigeNews.kz посетила эти выставки и побеседовала с художниками об их работах.

Бортовой журнал искусства

Куратором выставки "Бортовой журнал" стала Айгуль Ибраева, которая сейчас живет и работает в Швейцарии. Действующим куратором выступила одна из художниц выставки Айгерим Мажитхан. По словам организаторов, "выставка сосредоточена на фокусе личного отношения авторов к космосу и времени".


Как рассказала Айгерим Мажитхан, в выставке приняли участие художники из Казахстана, Киргизии, Украины, России, Швейцарии и Италии. Есть на нашей выставки и совсем молодые, и уже состоявшиеся художники. Здесь можно увидеть разное восприятие космоса их глазами.



Сверху на посетителей смотрят зрачки в форме спутников. Это работа российского художника Димы Вирже "Спутник". Вообще же, в течении всей экскурсии мы не раз услышим это слово в названиях и в монологах художников.

"Глаза в форме спутника говорят нам про то, что человек хочет визуально воспринимать информацию, он везде путешествует, разные места осматривает, познает все вокруг. И с этим связано ускоренное познавание мира, которое происходит, в том числе, благодаря технологиям, призванных разглядеть космос лучше, как и спутники", — говорит куратор выставки.


Рядом расположена работа молодого художника из Казахстана Абылая Мурашбекова "Субъекты в пространстве". Художник сейчас заканчивает КазНУИ и делает свою дипломную работу. Его работа — это размышление про взаимосвязь с людьми, здесь визуально показаны его внутренние переживания. Работа метафизична, а фигура в центре чем-то напоминает космонавта в скафандре. Фигуры инсталляции находятся в некоей черной материи — то ли в космосе, то ли в подсознании человека.



Сам молодой художник, присутствовавший на выставке, сказал, что не готов прокомментировать его сложносоставную композицию, оставив возможность зрителям почувствовать ее самим.



Айгерим Мажитхан и сама участвует как художник на данной выставке. Ее работа сделана из войлока в технике сухого валяния.

"Моя работа называется "Кереге". Кереге — это основной каркас юрты. И когда мы смотрим через него на небо, кажется, как будто мы смотрим на него через решетку. Я показываю, как постепенно эти решетки раскрываются и как потом мы видим только синее небо", — рассказывает художница.


Следующая художница Тася Василькова представлена ее графическими работами под общим названием "Любимая, я подарю тебе ту самую звезду".


"Когда мы говорим про космос, у нас возникают ассоциации про то, как ракеты взлетают, про полет первого космонавта Юрия Гагарина. А здесь художники каждый сам свое восприятие космоса показывает — то, как он к этой субстанции относится", – говорит Айгерим Мажитхан.


Галактическая миграция

Важной работой на выставке стала инсталляция известного казахстанского художника Асхата Ахмедьярова. Открытие выставки произошло аккурат между его ярким перформансом на Малом Талдыколе, где он в образе шамана противостоял строительному КАМазу, который участвовал в осушении этого водоема в столице, и арестом художника и штрафом за то, что в суде определили, как "мелкое хулиганство".

На этой выставке Ахмедьяров представил свою более философскую сатирическую работу, которая предлагает поразмышлять о такой далекой перспективе как миграция на Марс.

Художник Асхат Ахмедьяров разместил анонс в соцсетях, что собирает чемоданы, чтобы показать с каким багажом люди хотели бы уехать на Марс. Здесь собраны чемоданы разных людей, которые откликнулись и принесли их художнику. Дополняет его инсталляцию серия коллажей "Прибытие", которую сделала наша молодая художница Айдана Кулахметова.


"Я впервые прочитал о программе Илона Маска по колонизации Марса лет семь-восемь назад в российском журнале. И я так впечатлился, подумал ничего себе, это серьезно решили воплотить в реальность. Маск говорил, что было же открытие Америки, там то же самое было, хотя то были земные условия, просто другой континент. Это было чревато опасностями, риском, но люди пошли на это, и сейчас там уже есть страны, в том числе современная ведущая цивилизация. А почему на Марсе не может быть такого? Да, там разряженная атмосфера, плотность атмосферы очень низкая, там всего лишь один процент кислорода — все это не гарантирует жизнь. Но программа рассчитана даже не на десятилетия, а на столетия вперед. И первооткрыватели, добровольцы будут заниматься в основном одной работой — выращиванием моха. Будут создаваться фермы, в котором будут заниматься рассадой моха и примитивных простейших микроорганизмов. Мох будет выделять кислород и через тысячу лет атмосфера на Марсе будет такой же как и на Земле", — рассказывает Ахмедьяров про то, откуда зародилась его идея.


И тогда художник задумал создать сатиру на переезд на красную планету. И назвал ее "С новосельем".

"Человек всегда пребывает в иллюзиях. Он совершенно не думает о реальных условиях, которые его ждут там. Только полет на сверхскоростях с чудовищными перегрузками займет год полета до Марса. База не будет на поверхности Марса, она будет под грунтом. И когда я дал людям задание, представить, что если бы они стали первопроходцами, что бы они взяли с собой. Я объяснил это так — в чемодан мы берем свои привязанности, слабости, ценности — и все это в виде предметов", — рассказывает художник.

Один из чемоданов принадлежит молодой девушке. Она положила светящийся меч, полароид, камзол Самарканда ручной работы.

"Она, как и ее родители, любит чай пить, хорошо знает цену казахскому шоколаду, курт с собой берет, вот этот чайник — она не хочет с ним расставаться, и настольную игру. Это говорит о том, что эта девушка родилась где-то во второй половине 1990-х годов. И это время сказывается на содержании ее багажа", — говорит Асхат Ахмедьяров.



Следующий чемодан собрала знакомая художника, которая преподает в КазНУИ. Она решила взять с собой долгосрочные продукты.

"Этот казы уже лежит три года, палка даже одеревенела, его можно сырым есть, только долго надо жевать. И еще положила масло. Она не знала, как быть с маслом, сливочное масло же растает. И она его растопила и поместила в банку. Она считает, что это масло, когда его растопят, содержит самый ценный концентрат всего полезного. И также мы можем видеть здесь портрет ее дедушки, который она сама нарисовала. И чапан из холста. Это ее авторская работа", — рассказывает Ахмедьяров.


Следующий чемодан более провокационный и собран другой молодой девушкой.

"Вот здесь девушка пожелала, чтобы я выставил ее кружевное нижнее белье, а также не постеснялась положить в чемодан свой вибратор со смазкой. Положила они и книги, подушку, флаг футбольной команды "Ливерпуль", так как она его болельщица", — перечисляет художник.



Следующий чемодан принадлежит профессору философии ЕНУ им. Гумилева Кульшат Медеуовой.

"Она говорит, что наверное не полетит, но хотела бы избавиться от этого хлама, и она б отправила на Марс все это. Все эти магнитики, это все её слабости и она сознательно не хочет их держать у себя, уже отошла от этого. И всевозможные провода, переходники, шнуры, дискеты. Время меняется очень быстро и они уже не в ходу. И поэтому она хотела бы избавиться от них, отправить их на Марс", — рассказывает Асхат Ахмедьяров.


Специально для этой работы Ахмедьяров также заказал каленые прозрачные стекла, чтобы чемоданы, которые расположены внизу, тоже были видны.


Над чемоданами висят фотографии, которые, по мнению Асхата Ахмедьярова, хорошо попали в тему.

"Так как я не был удовлетворен своим вариантом иллюстрации переезда на Марса, Айдана предложила такой вариант и, мне кажется, он очень даже подошел. Хорошо передает это состояние переезда", — добавляет художник.


"Космос меня увлекает с самого детства. Впервые я про космос услышал, когда мне было три или четыре года. Я был любимым внуком бабушки. Она часто меня с собой брала к своим подругам. И я помню после какого-то бешбармака, она попросила полить воду на руки. Это традиция. И когда ты подходишь, льешь ее, старики дают бата, пожелание. И тогда были разные пожелания — "будь гражданином, будь честным, будь богатым". А один такой хулиганистый дед сидел и говорит: "Что тебе пожелать? Знаешь что, здесь тебе делать нефиг, улети на хрен в космос! Стань космонавтом!" На меня это тогда подействовало", — вспоминает Асхат Ахмедьяров.

"И потом мы переехали ближе к городу, мать работала фельдшером, и наше новое место, аул — был территорией посадки космонавтов. Мать часто участвовала в экспедициях по поиску космонавтов. С колхоза выделяли машину, с города тоже приезжали какие-то специалисты. И они искали. Из нашего аула я часто видел, как взлетает ракета. Это я очень отчетливо помню, как она летит, кувыркается — палочка маленькая по небосводу, распускает какие-то круги. Вот эта близость космоса через такой опыт мне делало Землю, небо — без атмосферы. Я так на это смотрел, мне казалось, что вот Земля и потом сразу начинается космос. Потому что все это было очень прозрачно", — рассказывает художник.

Спутники земные и космические

О своей работе, а также о нескольких работах других художников на выставке рассказала и Айдана Кулахметова.


"Я куратор и участница выставки "Бортовой журнал". На этой выставке я представляю два проекта. Один из них создан совместно с Асхатом Ахмедьяровым, про него вы уже слышали. И второй проект — сольный. Эта работа называется "1+ V". Она выполнена в национально-традиционной технике чи плетения. Берется растение чи, и на каждую тростинку наматывают шерсть, после чего появляется некий рисунок. Эта вся работа сделана из намотанной шерсти", — рассказывает Айдана Кулахметова.


Художница отмечает, что несмотря на то, что работа выполнена в национальной традиционной технике, она все равно говорит на современном языке. Здесь изображен флакон, это вакцина Спутник V и на ней изображен QR-код. Он, кстати, рабочий и переходит на YouTube-ссылку, где можно послушать первый искусственный спутник Земли — Спутник-1.

"Именно поэтому, моя работа называется "1+V", так как это соединение двух спутников. И сейчас идет замена, или я бы даже сказала слияние этих двух смыслов", — объясняет художница.


Рядом с работой Айданы Кулахметовой можно увидеть проекцию на стене видеоряда художницы из Киргизии Сонаты Раимкуловой. Здесь показана анимация, которая длится около трех минут. На ней изображены пришельцы, идущие по некоей поверхности и окруженные черным космическим небом. В начале ролика это люди, но потом, людские головы разлетаются и происходит постепенное превращение людей в инопланетян.


Напротив этого видеоряда расположена работа швейцарского художника Петара Эшмана. Работа называется "Спутник" и она повествует о том, что бы мы оставили космос от нашей планеты, если бы произошел большой взрыв. Перспективы нерадужные, художник весьма пессимистично видит возможный след землян. В невесомости космоса летают какие-то бычки, чипсы, огрызки яблок, замороженная курица.



Мурмурация степная и космическая

Работа Жанны Нугербек представляет из себя скульптурную группу, которая показывает нам такое явление в природе как мурмурация.


"Меня оно восхищает. Я в детстве жила в сельской местности, и там меня завораживали эти текучие движения, как будто бы стада овец или коров на самом деле перетекали из одного состояния в другое. И такие же красивые фигуры вырисовывались и в небе из птиц, когда они собирались стаями. Но это не такие миграции, когда галочкой летят птицы, а именно когда они собирались и меняли свою форму ежесекундно. Потом я уже узнала, что у них есть такая закономерность, они сохраняют дистанцию между собой, и за счет этого пока один меняет направление, другой под него подстраивается. Поэтому они сохраняют единство как организм и двигаются синхронно. И, конечно, есть в этом схожесть с телами, которые движутся в космосе. И такое ощущение как будто у нас на Земле у животных отражаются космические законы", — рассказывает о том, что вдохновило ее на свою работу художница.


Свой сюжет мурмурации стада баранов в степи художница выполнила из бумаги, клея и акрила. При этом внешне может показаться, что фигурки животных сделаны из камня. И этот эффект неслучаен.

"Я всегда вдохновляюсь искусством западного Казахстана, а именно Мангыстауского региона — это большая удивительная школа и архитектуры, и пластической формы. В апреле я ездила в Актау. Меня поразило обилие камня, объемных памятников, которые остались там с давних времен. Их мягкость и фактурность я пыталась сохранить в своих работах и передать мое ощущение", — делится Жанна Нугербек.


"Эти работы сделаны из бумаги, это картонные массы, я их размачиваю, смешиваю с акрилом, с другими видами бумаг. Зачастую я беру этот материал в эко-пунктах, куда люди приносят раздельный мусор. Но дело в том, что они по накатанной приносят его как макулатуру, а это не вторичное сырье, его невозможно переработать. Пока что в Алматы я этим занимаюсь, там нет таких, и их обычно вывозят на фермы, наверное на сжигание, может как помост используют. И я беру, мне звонят, говорят, куда приезжать и я использую этот материал. Мне он очень нравится, он теплый. И в Актау, кстати, когда прикасаешься к камням песчаника или ракушник, он зачастую теплый. И бумага тоже теплая. А так камень, металл — это достаточно холодные материалы", — рассказывает художница.

Космическая микроистория

Про вторую выставку, которая называется "Московский музей космонавтики в деталях. Сторителлинг от лица экспонатов", рассказала начальник культурного отдела Русского дома в Нур-Султане Ольга Скальчук. Фокусируясь на деталях и происшествиях, которые происходили бок о бок с большими событиями, организаторы выставки представили то, что историки называют микроисторией освоения космоса.



"Когда мы приходим в музей, а музей это тоже своего рода сторителлинг, мы ожидаем, что про каждый экспонат будет какая-то интересная история. Во время пандемии в Музее космонавтики в Москве была подготовлена выставка, где акцент был бы сделан не на какие-то большие вещи — на скафандры, части ракет, но на мелочи, на которые часто посетители музея не обращают внимания. И такая выставка была призвана рассказать о мелочах, которые могут казаться не очень интересными, но за которыми скрываются важные истории. И здесь выставлены фотографии и истории тех предметов, которые Музей космонавтики выбрал для той выставки", — объясняет Ольга Скальчук.


Одна из таких историй — про то, как фотография обратной стороны Луны стоила 1000 бутылок шампанского.

"В 1957 году, когда полетел первый спутник Земли, советский консул встречается с французским виноделом, который выпускает шампанское. И тот винодел говорит: "Да, технологии уже далеко дошли, но я не верю, что техника дойдет до того, чтобы можно было сфотографировать обратную сторону Луны", — рассказывает сотрудница Русского дома в Нур-Султане.


Спустя два года в 1959 году советская лунная станция Луна-3 делает фотографию обратной стороны Луны. И винодел признает, что он проиграл. А поставил на кон он очень много — 1000 бутылок дорогостоящего шампанского. Он пообещал, что если проиграет, то отправил их тем, кто это сделает.

"Но это же надо отправить не куда-нибудь, а в СССР, тем более тем, кто выпускает ракеты. Но чудом какими-то договоренностями все эти 1000 бутылок шампанского попадают в руки Сергею Павловичу Королеву и его команде. Все их там распивают, радуются", — рассказывает начальник культурного отдела Русского дома в Нур-Султане.


Эту историю уже спустя годы узнала его дочь Наталья Сергеевна Королева. Она спросила у экипажа, сохранилась ли хотя бы одна бутылка из тех тысячи.

"Оказалось, что да, пустая, но сохранилась. И вот эта бутылка оказалась в Музее космонавтики в Москве, она ее потом подарила этому музею. Вот такая история. Казалось бы, просто бутылка шампанского, а с другой стороны, это история спора и о том, что человечество не всегда верит на что способен человеческий разум", — резюмирует Ольга Скальчук.


Фотографии Артема Чурсинова

Наверх