"Один из лучших и справедливых способов" - эксперты о референдуме по поправкам в Конституцию РК

29 Апреля 2022, 20:22
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
"Один из лучших и справедливых способов" - эксперты о референдуме по поправкам в Конституцию РК 29 Апреля 2022, 20:22
29 Апреля 2022, 20:22
3320

29 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на сессии АНК выступил с инициативами по проведению референдума по вопросу внесения изменений в Конституцию РК, созданию новой диалоговой площадки "Ұлттық құрылтай" и учебного центра этномедиации. Реализация этих предложений, по мнению экспертов, станет значимым шагом к изменению формата взаимодействия между государством и обществом, передает BaigeNews.kz.

Вилен Молотов-Лучанский, член совета Ассамблеи Народа Казахстана:

"Референдум - это традиционная и законная форма выявления мнения всего народа, которая проводится по наиболее важным и затрагивающим жизнедеятельность всех слоев общества вопросам. К примеру, последний раз в нашей стране референдум проводился в 1995 году и с тех пор этим инструментом больше не пользовались. Хотя именно такая форма всенародного волеизъявления, на мой взгляд, является наиболее справедливой. И, как раз сейчас для этого настала пора, потому что почти треть текста Конституции будет изменена, поэтому, конечно, требуется узнать мнение всего народа.

Если говорить о самой процедуре, то вначале публикуется текст всех поправок, чтобы любой желающий мог из открытых источников ознакомиться с предлагаемыми изменениями и высказать свое мнение, предложение или задать дополнительные вопросы. Сам референдум, очевидно, проходить в формате традиционного голосования, когда каждый гражданин приходит на свой избирательный участок, чтобы высказаться за или против предлагаемых изменений. Возможно, нужно будет проголосовать по каждой отдельной поправке или в целом по изменению Конституции - все эти моменты, я думаю, в скором времени будут разъяснены дополнительно.

Лично я согласен с изменениями, но хочу еще тщательнее все изучить, чтобы убедиться в точности формулировок с точки зрения стилистики. Это позволит избежать двойных толкований - для меня это важно, потому что от этого зависит судьба моей страны. Сейчас я могу сказать, что все эти поправки нацелены на усиление, если так можно выразится, народных позиций, то есть: изменяется баланс в политической системе в пользу большего представительства интересов населения, что несомненно даст возможность государству развиваться и прогрессировать, дать простор всем тем инициативам, о которых говорил в своем послании президент Токаев.

Касательно инициативы "Ұлттық құрылтай" - новой диалоговой площадки, могу сказать что, конечно, это знаковое событие, потому что там соберутся люди, представляющие интересы общества, но у которых могут быть совершенно разные взгляды, мнения и пути решения по тем или иным вопросам - бизнесмены, религиозные деятели, представители различных партий, парламентарии и так далее. К этому уже были предпосылки - создавался Национального совета общественного доверия, есть Ассамблея народа Казахстана, в которой представлены широкие слои населения, а "Ұлттық құрылтай" по задумке будет включать в себя все группы населения для поиска компромисса, который бы учитывал интересы всех граждан без исключения.

Поиск компромиссных решений - это всегда очень сложный процесс и я предполагаю, что на новой площадке будут проходить очень жаркие аргументированные споры, а сами обсуждения будут экспертными и очень глубокими, но главное, чтобы они не переросли в ссоры или пафосные выступления отдельных лиц, а приносили пользу для общества. Если говорить о формате работы, то я думаю, что будет созданы отдельные группы по темам, может-быть они будут распределены по регионам, возможно, какие-то предварительные встречи будут проходить в областях, а потом определенная повестка будет выносится на республиканский уровень.

Создание учебного центра этномедиации связана с тем, что госслужащим особенно в регионах должны уметь предупреждать и грамотно разрешать любые конфликты. И медиация в такой сфере, как межэтнические отношения не то, чтобы прямо назрела сейчас, просто те сложные ситуации, которые возникали в стране, свидетельствуют о том, что есть конфликтогенный потенциал, который не лежит внутри этноса, а, как правило, основан на каких-то социальных, экономических и иногда даже исторических вопросах. В этом плане госслужащим будут полезно иметь навыки и необходимые знания о том, как разрешать конфликты, где в основе лежит целый комплекс проблемных вопросов.

Упразднение квоты АНК в Мажилисе я оцениваю не негативно, потому что быть сенатором от Ассамблеи не менее почетно и полезно для общества. Но критике подвергалась сама процедура избрания, потому что получалось так, что делегаты АНК голосовали дважды - на избирательных участках они голосовали по спискам партий и отдельно уже по кандидатам от Ассамблеи. И поэтому это решение довольно правильное, потому что исправляется коллизия и все приводится в соответствие с нормами избирательного права.

В плане поручения президента о выработке эффективных и прозрачных процедур отбора кандидатов, то она должна быть снизу вверх, то есть не по одному человеку все рекомендуют, а на конкурентной основе избирается тот кандидат, который пользуется уважением и доверием всей Ассамблеи".

Дина Айкенова, политический консультант и эксперт Казахстанского института общественного развития:

"С точки зрения функционирования политической системы референдум - один из лучших видов политического участия населения. Нужно отметить, что конституционный закон "О республиканском референдуме" бездействовал в течение последних 27 лет. События января говорят о смене общественных ценностей и запросе на изменения. В ответ на общественный запрос необходима перезагрузка государственной системы и общественного договора. Этим и руководствуется президент при предложении изменений в основной договор нашей страны - Конституцию РК.

При этом принятие реформ на референдуме - это та социальная справедливость, которую заслужили казахстанцы и дань исторической традиции внесения поправок в Конституцию, которая была принята в 1995 году. Таким образом, инициатива главы государства должна быть принята со стороны экспертного сообщества и граждан Казахстана.

"Ұлттық құрылтай", на мой взгляд, может стать общенациональной площадкой, где будут представлены эксперты, члены АНК, общественники, депутаты и правозащитники, молодежь. Национальный курултай будет отличаться от НСОДа, вероятнее всего, региональным разнообразием и количеством членов. Если в Национальном совете на данный момент 49 членов, то в новом общественном институте должно быть около 100-150 членов. Фронт работы будет шире, возможно деление на внутренние комиссии или региональные представительства. При учете тесного взаимодействия с АНК "Ұлттық құрылтай" будет предоставлять рекомендации по развитию государственной политики и общенациональной идентичности.

Учебный центр этномедиации будет функционировать при тесном взаимодействии с АНК, Институтом прикладных этнополитических исследований и Агентством государственного управления. Подобная практика медиации в межэтнической сфере широко распространена и является одним из способов предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов.

В последние годы этническая картина Казахстана значительно изменилась, возросло число представителей ряда этносов, часть уменьшилась в силу ряда причин. Учебный центр позволит госслужащим регионального уровня получить методологическую, методическую и юридическую подготовку, что в дальнейшем даст возможность учитывать факторы межэтнического взаимодействия при принятии решений".

Асель Абен, руководитель представительства КИСИ при президенте РК в Алматы:

"Сегодня глава государства на сессии Ассамблеи народа Казахстана выдвинул предложение о проведении всенародного референдума по внесению изменений в Конституцию Казахстана. Это большой шаг в сторону укрепления и строительства демократического государства. Конституция - наш основной и самый главный закон. Поэтому, если мы нацелены на строительство "Нового Казахстана" и начинаем новый этап своего развития, то к этому процессу должен быть причастен каждый житель страны.

Сейчас у граждан Казахстана появляется возможность высказаться и проголосовать "за" или "против" вносимых изменений. Своего рода, это можно рассматривать, как движение к формированию нового общественного договора. Раз это договор, значит имеются и обязательства сторон, которые должны неукоснительно выполняться сторонами. Можно сказать, что это первый и значимый шаг к тому, чтобы начать менять формат взаимодействия между государством и обществом.

И новая диалоговая площадка "Ұлттық құрылтай", на мой взгляд, как раз и будет способствовать построению нового общественного договора, потому что там будут представлены более широкие слои населения нежели в НСОД (Национального совета общественного доверия). Это может стать широкоформатным способом вовлечения представителей различных организаций, отраслей, сфер и слоев общества, где они смогут высказать свои мнения и предложения по развитию государству".


Наверх