Как чиновников Казахстана хотят наказывать за незаконное обогащение

16 Февраля 2022, 13:44
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inform.kz 16 Февраля 2022, 13:44
16 Февраля 2022, 13:44
5773
Фото: inform.kz

Депутаты Мажилиса в первом чтении одобрили проект поправок в законодательство по вопросам противодействия коррупции, передает BaigeNews.kz.

2 февраля Президент Казахстана утвердил новую концепцию антикоррупционной политики. Она направлена на устранение причин коррупции, изменение парадигмы коррупции, обеспечение неотвратимости ответственности.

16 февраля проект закона, состоящий из нескольких блоков, депутатам представил председатель Агентства по противодействию коррупции Марат Ахметжанов.

Как будут наказывать за незаконное обогащение

Законопроект предлагает ввести контроль за соответствием расходов госслужащих и приравненных к ним лиц, их супругов доходам указанных лиц и установить фискальные и карьерные санкции.

"Предлагаемую норму можно назвать основным фундаментом системы противодействия коррупции. Ведь ни для кого не секрет, что всем известна схема сокрытия активов имущества, нажитого благодаря коррупции, которая оформляется на других лиц. Доказать, что это скрытое богатство было приобретено незаконным путем, не так-то просто. Поэтому при необоснованном превышении расходов граждан над их законным доходом необходимо принять соответствующие меры", – отметил Ахметжанов.

Однако такие санкции будут применяться лишь за значительные расхождения.

В случае, если разница между расходами и доходами превысит тысячекратный размер минимального расчетного показателя (3 063 000 тенге, исходя из расчета 1 МРП на 2022 год), госслужащего ждет административный штраф. Размер штрафа - 90 процентов от суммы расхождения (2 756 700 тенге).

Если же сумма расхождения расходов и доходов превысит годовой доход чиновника, то он подлежит увольнению с госслужбы на три года по отрицательным мотивам. В каждом случае госслужащему дадут возможность обосновать законность его расходов.

"В целом введение ответственности за необоснованное обогащение является логическим продолжением декларации", – сказал Ахметжанов.
Однако депутаты обратили внимание на позицию в законопроекте, которая дает право восстановиться в должности через три года лицам, у которых выявили необоснованные доходы.

По словам главы Антикора, это было сделано из соображений сохранить профкадры. Однако повторное выявление необоснованных доходов в законопроекте не рассматривается как запрещающий мотив, а значит, чиновники могут восстанавливаться на госслужбе каждые три года. Поэтому проект необходимо доработать.

Когда начнут наказывать за "скрытое богатство"

Новеллы планируется ввести в действие с 2027 года, когда будет полномасштабный охват населения всеобщим декларированием.

Отметим, что в 2025 году о своих доходах будут отчитываться все граждане республики, а с 2026 года начнется процесс сопоставления их расходов с доходами.

Напомним, что срок подачи декларации разбит на этапы:

На первом этапе декларацию сдают государственные служащие. Они уже показали свои доходы в прошлом году. Теперь начнется сравнение доходов и расходов.

На втором этапе (2023-2024 годы) декларацию будут сдавать работники государственных учреждений и квазигосударственного сектора.

На третьем этапе (2024-2025 годы) – руководители и учредители юридических лиц.

На последнем этапе (2025-2026 годы) декларация охватит всех граждан страны.

"И только, когда станет известно об активах и имуществе всего населения, вводится в действие норма об ответственности. Предлагаемая мера – это международный стандарт, основное требование Конвенции ООН против коррупции. В свою очередь эта Конвенция поспособствует возврату активов, находящихся за рубежом. В целом эта мера позволит выявить скрытые активы не только коррупционные, но и добытые путем теневого бизнеса и других преступлений. Самое главное – ввиду отсутствия возможности использования незаконных средств не имеет смысла зарабатывать деньги "грязным путем", – пояснил глава Антикора.

Как будут защищать "информаторов"

Отдельно Марат Ахметжанов остановился на совершенствовании системы защиты людей, сообщивших о фактах коррупции.

"Сегодня механизмы государственной защиты предусмотрены лишь в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе. А лица, сообщающие о коррупции, могут быть не охвачены уголовным процессом. К тому же мера защиты применяется лишь в случае наличия реальной угрозы совершения в отношении защищаемых лиц насилия или иного запрещенного законом деяния. К примеру, законодательством не предусмотрены меры по защите трудовых прав таких лиц. То есть, есть риски гонения на работе", – сказал Ахметжанов.

В связи с этим предлагается внести поправки по защите прав сообщивших о коррупции. В частности, индивидуальный трудовой спор, стороной которого выступает работник, оказавший содействие противодействию коррупции, рассматривается согласительной комиссией. Обязательно приглашается представитель уполномоченного органа по противодействию коррупции.

Эта норма действует в течение трех лет с момента сообщения информатора о факте коррупционного нарушения.

"Также необходимо сохранить в тайне сведения о лице, сообщившем о коррупции, и рассмотреть уголовную ответственность за ее разглашение. Данные меры гарантируют защиту прав разоблачающего лица", – уверен глава Антикора.

Может ли Антикор возвращать деньги из офшоров

На днях стало известно о том, что Узбекистан добился возвращения из офшорных зон порядка 130 миллионов долларов, незаконно выведенных Гульнарой Каримовой. Депутаты поинтересовались, как подобная работа ведется в Казахстане.

Ахметжанов отметил, что в стране есть уполномоченные органы в лице Генеральной прокуратуры. Но и в Антикоре имеются три финансовые группы, которые помогают вычислять зарубежные активы.

"Необходимо отметить, что найти – это одно, но здесь самое главное – предоставить правовые основания для возврата. Уголовное поле данного законопроекта – необоснованное обогащение. То есть после того, как встанет вопрос, что действительно подтверждено административным взысканием его необоснованное обогащение – это является основанием для запроса и изъятия этих активов. Имущество, которое необходимо изымать, санкционируется судом, прокурором. В правовых рамках у нас есть возможность. В позапрошлом году по "Хоргосскому делу" нам вернули активы. То есть прецеденты есть. Сегодня, когда мы направляем запрос, говорят,: "Докажите, что эти финансы получены незаконным путем". Это самое главное, а не само лицо, которое привлекается у нас по каким-то статьям. Очень важно финансовое расследование по этому вопросу", – пояснил Ахметжанов.

Будет ли мошенничество считаться коррупционным преступлением

Третий блок поправок направлен на устранение правовых пробелов и коллизий, возникших в правоприменительной практике.

В частности, внешнему анализу будут подлежать документы государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора, не относящиеся к распорядительным. Это решения правления, совета директоров, протоколы заседаний руководящих, исполнительных коллегиальных органов и другие.

"Также деяния, предусмотренные частью четвертой статьи 189 УК РК "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества" и частью четвертой статьи 190 УК РК "Мошенничество", совершенные государственным служащим или иным приравненным к нему лицом, предлагается включить в перечень коррупционных преступлений", – рассказали в Антикоре.

На сегодняшний день такие виды деяний не отнесены к коррупционным преступлениям и по ним не наступают такие уголовно-правовые последствия, как по коррупционным преступлениям. Среди них - пожизненное лишение права занимать должности на государственной службе и квазигосударственном секторе и запрет на применение условно-досрочного освобождения.


Наверх