- Главная
- Новости
- Казахстанка окончила Королевский колледж Лондона и выбрала карьеру учителя в сельской школе
Казахстанка окончила Королевский колледж Лондона и выбрала карьеру учителя в сельской школе
Об учителе английского языка пристоличного села Тайтобе Гульмире Каппасовой казахстанцы узнали из недавней публикации в СМИ после визита в школу министра образования Асхата Аймагамбетова. Педагог поделилась, что получает 450 тысяч тенге на руки и не жалеет о том, что выбрала обучение деревенских ребятишек. При том, что окончила Королевский колледж Лондона. Более того, выпускница одного из крупнейших и наиболее престижных университетов Англии для этого даже уволилась из НИШ, передает корреспондент BaigeNews.kz.
"Одни учителя зарабатывают больше полумиллиона, другие – намного меньше"
"Эта публикация вызвала приличный резонанс, – смеется Гульмира. – Наверное, потому что люди у нас еще не привыкли к тому, что учителя сегодня хорошо зарабатывают. Мы рассказали, что зарабатываем 450-490 тысяч на руки. В действительности зарплата у педагогов разная, она варьируется в зависимости от стажа, категории. Есть еще надбавки. 500 тысяч – не предел, кстати. Есть учителя, которые зарабатывают больше. Есть и те, кто намного меньше".
По сегодняшним казахстанским меркам зарплата достойная. И всё же в Англии, по словам собеседницы, труд педагога ценят выше.
"Например, если сравнивать с европейскими странами, у нас не оплачиваются дополнительные часы, затрачиваемые на подготовку к урокам. То есть мы считаем, только те часы, которые преподаем. В школах многих развитых стран к одному фактическому часу добавляются один-два – на подготовку. Думаю, это справедливо", – считает собеседница.
фото автора
И всё же сегодня казахстанским учителям грех жаловаться, тотчас же добавляет Гульмира. В нашей стране принят Закон "О статусе педагога", наряду с обязанностями предусматривающий, в частности, право на материальное обеспечение, поощрение, социальные гарантии. Закон призван восстановить справедливость в отношении профессии, ответственной по большому счету за облик и будущее нации.
От Майска до Лондона
Гульмира Каппасова родом из села Майск Павлодарской области. Ровно 20 лет назад девушка окончила школу и поступила в вуз (сейчас это Инновационный Евразийский университет). Специальность выбрала по сердцу и способностям – "Лингвистика, русский, английский языки". Поэтому неудивительно, что диплом спустя пять лет выпускнице вручили красный.
"Я с детства мечтала изучать языки. В школе у меня были сильные преподаватели – я изучала немецкий – Надежда Викторовна Литвинова и Ольга Ивановна Штраус. Они дали надежную базу", – отмечает педагог.
Два года отработала в родном Майском районе, получила категорию. Уехала в город Аксу. Решила попробовать претендовать на стипендию Первого президента "Болашак". Собрала документы, прошла все отборы – получилось. В апреле 2014-го Гульмира поступила на языковые курсы в английский Бат – самый большой город в графстве Сомерсет. К слову, он знаменит со времён античности целебными источниками – как бальнеологический курорт. Следующие языковые курсы Гульмира Каппасова проходила в UCL – University Collede London, старейший университет Лондона и, предположительно, третий по возрасту университет Великобритании. Входит в тройку университетов Golden Triangle наряду с Оксфордским и Кембриджским. Затем она поступила в магистратуру при Королевском колледже Лондона. В общей сложности учеба в Англии заняла у казахстанского учителя 2,4 года.
"Болашак" начисто "смёл" языковой барьер, изменения – колоссальные! Я думаю, очень важно отправлять на такие курсы преподавателей английского языка. Ну, и благодаря стипендии мне предоставилась возможность получить категорию педагога-исследователя. Это даёт, в том числе, значительное преимущество в зарплате. По окончании учебы была возможность поработать за рубежом, получить, безусловно, ценный опыт. Но я всегда видела себя только в родной стране", – поделилась педагог.
фото автора
Выбрала сельскую школу ради справедливости
Спрашиваю, почему после престижных английских университетов – и вдруг село, пусть и под боком у столицы. Тем более что болашакера очень скоро пригласили в Павлодар в Назарбаев Интеллектуальную школу.
Оказалось, принцип.
"Я убеждена, что все дети имеют право на равные возможности для получения образования. На эту тему – сегрегация, разделение общества – была и моя научная работа Для меня важно, чтобы сельские ученики тоже имели возможность обучаться у сильных преподавателей. У НИШевских ребят с этим проблем нет. Кроме того, они прекрасно умеют работать самостоятельно, добывать информацию, анализировать её, у них есть навыки критического мышления. Моя цель – научить этому сельских школьников", – прокомментировала Гульмира.
При этом социальными льготами – подъёмными и помощью в приобретении жилья – как педагог, прибывший в сельскую местность, выпускница лондонского вуза воспользоваться отказалась. И с удовольствием продолжает работать в Тайтобе вот уже четвертый год. Преподаёт английский во втором классе и с восьмого по 11-й.
фото автора
"О том, что выбрала сельскую школу, не жалею, – твердо отвечает педагог. – Здесь я чувствую себя очень нужной, полезной. Здесь есть проблемы, о которых я всегда задумывалась и над которыми работала – сначала теоретически, а теперь и практически. Например, опыт работы в закрытых комьюнити. В деревнях мало жителей, все друг друга знают. И когда приходит новый человек, общество его принимает долго и сложно. Очень отличается восприятие учениками нового преподавателя. В городских школах учителя мало знают о своих учениках, в сельских – очень много. Здесь свои традиции и модели поведения, взаимоотношения между взрослыми и детьми".
Как научить ученика учиться
Какие дети в Тайтобе?
"Очень добрые, искренние, отзывчивые. Немного наивные и сплоченные. Но меня огорчает в них неверие в своё большое будущее. Их родители также не верят в успех своих ребятишек, поэтому очень сложно мотивировать школьников на самостоятельное обучение. Думаю, педагогам стоит обучаться методике, "как научить ученика учиться". Чтобы он стремился и умел это делать сам. Ведь задача учителя – не "транспортировать" в голову ребёнка определенный объем знаний, а именно передать навык их добывать и пользоваться ими. Знания не вечны, наука, действительность постоянно меняются. Поэтому теория непрерывного обучения – life-long learning – должна стать принципом для каждого, кто хочет оставаться эффективным и успешным", – говорит стипендиат "Болашака".
фото автора
Пытаясь преодолеть скептицизм и апатию учеников и их родителей, Гульмира делится своим опытом, приводит примеры из жизни своих знакомых, приглашает друзей поделиться историями успеха.
Ни для кого не секрет, что в сельских школах уровень у детей разный. Одних достаточно направить, другим требуются внимание и поддержка. Задания тоже разноуровневые, важно каждого «вести» индивидуально. Стоит, по мнению учителя, и увеличить количество уроков.
"В начальной школе на изучение английского языка отводятся два часа в неделю, в среднем и старшем звеньях – три часа. Чтобы ученик научился говорить и получил хороший уровень владения этого, конечно, недостаточно. При этом сегодня есть успешные проекты по интеграции – когда, к примеру, физика, химия или биология, преподаются на английском. Для этого предметники проходят специальные языковые курсы. В Тайтобе в прошлом году была биология на иностранном, потом специалист переехала. Конечно, нужно еще много работать, но первые шаги сделаны", – размышляет педагог.
Говоря об инновациях, педагог остается верна идее равных возможностей для детей.
фото автора
"Перед тем как внедрять новые программы, мне кажется, стоит тщательно анализировать,:как они сработают, воспримутся. Внедрять опыт не только в сильных школах – они должны быть разного уровня и разной локации. И преподавательский состав чтобы тоже был разный. Ведь на успех внедрения влияют многие факторы", – считает преподаватель.
Гульмира Каппасова планирует продолжить учёбу. И желательно за рубежом, у конкретного профессора. Магистратуры не достаточно, уверена она. Направлением будут педагогика, методология, методика преподавания. Ведь еще так много вопросов, которые изо дня в день встают перед казахстанскими учителями. Life-long learning…