- Главная
- Новости
- Городские власти отдают приоритет автомобилям. Почему Нур-Султан неудобен для пешеходов
Городские власти отдают приоритет автомобилям. Почему Нур-Султан неудобен для пешеходов
Специалисты считают столицу недружественной для пешеходов. Но несмотря на то, что городские власти отдают приоритет комфорту автомобилистов, для них ситуация все равно не становится лучше. О том, почему так происходит и как сделать город удобным как для для пешеходов, так и для автолюбителей, читайте в материале BaigeNews.kz.
Опасные участки столицы
Менеджер проекта Vision Zero Sergek Роман Барабанов рассказал о местах в городе, которые носят большой риск ДТП. Одно из них - проспект Женис между проспектами Богенбай батыра и улицы Амангельды. С 1 января по 24 ноября - там произошло три ДТП с пешеходами, в которых двое ранено, один погиб.
Фото Vision Zero Sergek / Аскар Идрисов
Расстояние до ближайших переходов от мест ДТП 110 - 150 метров, при этом остановки расположены внутри участка, но между ними нет пешеходного перехода
Участок на проспекте Женис между проспектом Богенбай батыра и улицой Амангельды с двумя остановками общественного транспорта / Источник: Яндекс.Зеркала
"При этом здесь с обеих сторон находятся два крупных центра притяжения: колледж казахского Национального университета искусств на западной стороне и сквер “Акжайык” на восточной стороне, не говоря уже о ЖК, которые расположены на обеих сторонах проспекта", - сказал Роман Барабанов.
На проспекте Республики в районе моста "Атырау" с 1 января по 24 ноября - произошло одно ДТП с пешеходами, где погиб один человек.
Фото Vision Zero Sergek / Аскар Идрисов
"Здесь так же, как и на предыдущем участке, центры притяжения и остановки общественного транспорта не связаны между собой пешеходными переходами. Как видно на спутниковом снимке Яндекс.Карт, мосты Атырау просто упирается в остановку общественного транспорта, они никак не связаны с противоположной стороной улицы. Сам регулируемый переход находится на 134 метра севернее этих центров притяжения и генерации пешеходных потоков", - отметил эксперт.
Участок на проспекте Республики возле моста Атырау / Источник: Яндекс.Карты
На пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Торайгырова с 1 января по 31 декабря 2020 произошло одно ДТП с пешеходами, один ранен. С 1 января по 26 ноября 2021 - одно ДТП с пешеходами, один погибший.
"Если в 2020 году на этому участке было одно ДТП с пешеходом, который был ранен, то в 2021 ситуация ухудшается и происходит ДТП со смертельным исходом. На этом участке помимо того, что Т-образный перекресток не имеет пешеходных переходов также допущена ошибка с расположением остановки - она расположена между двумя перекрестками, но при этом никак не связана пешеходным переходом с противоположной стороной проспекта Сейфуллина", - сказал Роман Барабанов.
Перекресток проспект Сейфуллина - улица Торайгырова / Источник: Яндекс.Карты
Перекресток проспект Сейфуллина - улица Торайгырова / Источник: Яндекс. Карты
Городские власти отдают приоритет автомобилистам
Специалист по коммуникациям Urban Forum Kazakhstan Диас Муратулы считает, что столицу сложно назвать удобным для пешеходов городом.
"Есть районы, которые строились под автомобили, уже когда город стал столицей. Очень большие расстояния между домами с противоположной стороны улиц. Это опять же из-за того, что оставляли широкие проспекты. Плюс места для парковок очень большие оставляли. Поэтому в таких местах уже менее приятно находиться людям.
В столице есть такие места, наверное самые показательные, что она недружелюбна для пешеходов, потому что в городе большое количестве знаков о том, что пешеходам проход запрещен. Такие знаки редко где можно встретить в других городах, но в Нур-Султане они встречаются часто. Некоторые перекрестки невозможно перейти, нужно пройти большой крюк, чтобы перейти в нужное место. Они в местах, где создаются пробки. Чтобы пешеходы, которые переходят дорогу, не мешали автомобилям. Люди, конечно, перебегают. Светофоры стоят на перекрестках. Но не со всех сторон пешеходы имеют право ходить", - сказал Диас Муратулы.
По его словам, Центр урбанистики пытается оживлять город, создавая большое количество прогулочных и пешеходных зон, велодорожек.
"Но тем не менее городские власти приоритет с автомобилей очень неохотно отдают под пешеходов. Даже когда строятся велодорожки, их наносят на тротуары, рядом. Но при этом переезды не продуманы. Большинство преобразований, которые делаются для людей, делаются в любом случае с оглядкой, чтобы не задеть удобства автомобилей в городе", - сказал Диас Муратулы.
Как ни парадоксально, но город для автолюбителей при этом удобнее не становится. По мнению эксперта, при всем желании создать удобный для автомобилистов город - это просто невозможно. Ведь чем больше условий создается для комфортного передвижения автомобилей, тем больше людей пересаживаются на них.
"Стимулированный спрос возникает. Поэтому чем шире улицы, тем больше автомобилей и тем больше пробок. Расширяя улицы, убирая пешеходов с дорог невозможно решить проблему пробок. Пример тому Лос-Анджелес. Гигантские хайвеи, которые пересекают сам город. При этом он занимает лидирующие позиции по среднему времени простоя людей в пробках. Из-за таких приоритетов город сейчас неудобен ни для пешеходов, ни для автомобилистов", - сказал Диас Муратулы.
В Голландии тоже холодно, но ее жители пересели на велосипеды
Единственный способ избежать пробок - сокращать количество людей, которые пользуются личным транспортом для ежедневных поездок. К примеру, Голландия - страна, которая у всех ассоциируется с тем, что люди там пересели на велосипеды.
"На самом деле по уровню автомобилизации, там на душу населения больше автомобилей чем у нас. Но они не ездят на них каждый день на работу, чтобы в центре города просто так не простаивать. Машины там используют для каких-то выездов, за город, за продуктами. А для ежедневных - это все можно на велосипеде сделать", - сказал Диас Муратулы.
"Недавно была новость, что в столице возобновляют платные парковки. Это отличная новость для борьбы с пробками, потому что если в городе правда станет дорого пользоваться автомобилем, а это платные парковки, платные въезды в определенную зону и т.д., тогда действительно людям уже экономически будет не совсем выгодно пользоваться личным автомобилем. Они начнут пересаживаться даже на такси. Для города такси менее вредно, чем личный автомобиль. Оно не занимает парковочное место и просто так не блокирует пространство. Можно также пересаживаться на общественный транспорт, на велосипеды, пешком можно ходить", - сказал Диас Муратулы.
Повальная автомобилизация уже дает свои негативные плоды астанчанам.
"В любом случае это будет плохо влиять на экологию. Также это вопросы с безопасностью. Внутри города есть участки с высокой разрешенной скоростью. Это приводит к высокому количеству ДТП. По смертности, травмам в ДТП у нас ситуация очень плохая. Поэтому это естественный процесс, который происходит сейчас во всем мире. В такой автомобилизированной стране как США все начинают осознавать, что невозможно развивать город под автомобили. И этот разворот у нас тоже будет происходить. Уже частично происходит. В Алматы появляются вместо полос движения велодорожки частично. Это все будет дальше увеличиваться. Это единственный путь, по которому могут развиваться города", - сказал он.
Даже сейчас в Астане большинство людей передвигается общественным транспортом. Естественно с ним мы имеем немало проблем, но их можно и нужно решать.
"Маршруты автобусов расположены очень странно. Они совершают такое количество крюков, что время проезда не самое оптимальное. Опять же выделенные полосы. Людей нужно симулировать, чтобы они быстрее добирались до необходимой локации. Как человек выбирает транспорт - время, стоимость и удобство. С общественным транспортом можно легко добиться, чтобы он был самым быстрым. Он итак самый дешевый. И люди, которые ценят свое время, будут отдавать приоритет общественному транспорту. Плюс для такого города как Нур-Султан уже необходимо строить трамваи. Это будет шикарно. Я не про ЛРТ, а про обычные трамваи, по необходимым маршрутам", - считает он.
Перечислил Диас Муратулы и другие рекомендации по созданию удобств для горожан.
За пример властям города можно взять европейские страны со схожим климатом. Например, Финляндия, Дания."В Астане на многих перекрестках есть правые повороты. Их необходимо ликвидировать, это вопрос безопасности. Нарисовать по всему городу удобную сеть велодорожек. Это довольно дешево. Но если это делать, сокращая количество полос, то это будет сложно политически. Те же выделенные полосы для автобусов - увеличить их количество. В столице таксистам разрешено передвижение по выделенным полосам. Это тоже не всегда хорошо, потому что перегружает выделенную полосу и они сами стоят в пробках.
Те же платные парковки. Если поставить общую задачу - уменьшать количество людей, которые ежедневно перемещаются на авто, и увеличивать количество тех, кто использует общественный транспорт, если думать с этой целью, то можно внедрять большое количество решений, которые будут к этому приводить. А сейчас просто власти хотят сделать, чтобы пешеходам было чуть удобнее. Но они всячески стараются сохранить якобы удобства для автомобилей тоже", - считает эксперт.
"Копенгаген вообще один из лидеров в этом плане. Это города, в которых ветра, климат, природные условия сопоставимы с Нур-Султаном, но они смогли добиться того, что люди и зимой на велосипедах ездят и отдают приоритет более устойчивым видам транспорта", - резюмировал Диас Муратулы.