Наурыз — секулярный праздник, объединяющий всех казахстанцев

21 Марта 2021, 16:33
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inform.kz 21 Марта 2021, 16:33
21 Марта 2021, 16:33
42021
Фото: inform.kz

О том, каковы истоки праздника Наурыз и противоречит ли он исламу, рассказали исследователи казахской культуры.

Ближайшие пять дней казахстанцы отмечают Наурыз праздник весны и начала нового года по восточному календарю. В эти праздничные дни корреспондент BaigeNews.kz поговорил с казахстанскими историком и антропологом о том, в чем именно смысл этого праздника и можно ли его отмечать мусульманам.

Исторические корни Наурыза насчитывают тысячелетия

Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры археологии, этнологии и музеологии КазНУ им. Аль-Фараби Сауле Шалгинбаева рассказывает, что о том, когда появился праздник Наурыз споры ведутся до сих пор: одни историки говорят — три тысячи лет назад, другие — пять тысяч.

"Праздник, действительно, имеет свои глубокие корни и главное, что он сохранился, несмотря на то, что с 1926 года до конца 1980-х годов празднование Наурыза было запрещено. Упоминается о нем в античных, средневековых, персидских и других источниках. Наурыз появился еще задолго до возникновения ислама, имел отношение к язычеству, когда поклонялись огню, прыгали через огонь, очищались. Праздник означал приход нового дня, приход весны. Для тюркского мира — это начало нового года. Считалось, что в день весеннего равноденствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, и с этого момента начинается обновление всего живого в окружающем мире. Ритуалы, которые совершались, были связаны с наведением порядка в доме, вокруг него, приготовлением традиционных блюд — наурыз-коже, и собиранием под одним шаныраком", — рассказывает Сауле Хамитовна.

С возвращением празднования Наурыз в начале 1990-х годов произошли изменения в сторону того, что Наурыз стал государственным, грандиозным и пышным праздником, порой растягивающимся на целый месяц, говорит историк.

"А ведь раньше нашим предкам некогда было целый месяц праздновать Наурыз, зимы были непростыми, сложными, начиналось весеннее кочевание "коктеу". Отощавший скот набирал вес, приносил приплод, работы увеличивались, жизнь наших предков в тех условиях была не простой, очень многое зависело от природных условий. Однако к празднованию Наурыза готовились и ждали. По рассказам моей аже, перед Наурызом все чистили, убирали вокруг, сажали деревья, озеленяли, её мама старалась каждый год именно к Наурызу сшить для нее новое платье", — делится воспоминаниями Сауле Шалгинбаева.

Антрополог и доцент кафедры социологии и антропологии в Назарбаев Университете Алима Бисенова отмечает, что в Казахстане Наурыз праздновался в разное время.

"В северном Казахстане он мог праздноваться в мае, на Западе он отмечается 14 марта, где его еще называют адайским Наурызом (амал) — и он уже к нам пришел, в том числе в столицу. Хотя, когда я росла, я никогда не слышала про этот праздник (амал), а теперь его празднуют и в нашем регионе. Если сейчас посмотреть на юг Казахстана, там уже весна, зеленая трава, так что его, конечно, уже можно праздновать, а у нас здесь на севере еще снег и слякоть. Так что у нас, наверное, было бы правильно праздновать Наурыз где-то в мае, когда начнется доение кобыл, то есть, это период, когда должно быть много белого (ак), когда уже все разродились — и овцы, и коровы, и лошади. В Наурыз праздновался выход из зимы, потому что зима — это время, когда животные должны были добывать корм из-под снега, выживать, у нас ведь резко-континентальные условия, бураны. То есть, празднуется весна как самый зеленый сезон, белый, когда лучшее молоко, лучший кумыс. У нас это будет в мае", — делится спецификой праздника антрополог.

Наурыз — праздник без идеологий

Сауле Шалгинбаева замечает, что она не исламовед, поэтому не может глубоко разбираться в религиозных тонкостях. Если рассматривать с точки зрения истории, Наурыз — языческий праздник и получается, что он противоречит исламу. Однако праздник занимает особое место среди тюркских народов, к тому же он претерпел изменения от элементов зороастризма, говорит историк.

"Не так давно я прочитала пару интервью с1 представителями духовенства, где ссылаясь на исторические книги хазрата Али и Мугауия, специалисты свидетельствуют, что хазрат Али и Мугауия не были противниками Наурыза, а также аббасидский халиф Мухаммад аль-Мутаваккиль Алаллах любил этот праздник. Поэтому не стоит акцентировать, сопоставлять Наурыз и ислам. Поскольку в данное время праздник сохранил свое название, но поменял свою содержательную часть — изменилась форма празднования, я не считаю, что это плохой праздник, он не несет негативную окраску. Праздник весенний, светлый, хороший, пробуждается, расцветает Земля, обновляется жизнь. И смысл праздника в том, чтобы навестить близких, простить друг друга, посадить дерево, очистить свое помещение, пространство — я думаю, что это хорошие традиции, которые несут только светлое и чистое. Этот праздник мы все ждем, готовимся к нему, накрываем дастархан, варим Наурыз коже, ждем гостей, навещаем своих родных и близких. Наурыз — праздник обновления, мира, достатка и созидания", — резюмирует Сауле Шалгинбаева.

Алима Бисенова также делает акцент на не религиозный смысл Наурыза в современном Казахстане.

"Наурыз считается секулярным праздником, подходящим для празднования всем. Это зарождение новой жизни, нового года для всех. Зороастризм, с которым когда-то был связан Наурыз, сейчас не является религией большинства или даже меньшинства. Поэтому считается, что он более объединяющий и подходит для секулярного национального праздника. В то время как Курбан Айт, Ораза Айт, Рождество или Пасха — не те праздники, которые бы объединили всех, так как они религиозные праздники. В этом плане Наурыз — более объединяющий и, на сегодняшний день, чисто секулярный праздник. Наурыз празднуют даже в Иране, так что, если его празднуют в исламской республике, то и для нас ничего страшного в этом нет. Наурыз — это праздник весны, это скорее аграрный праздник. Праздник людей, которые жили в аграрном обществе по сезонному цикличному времени", — говорит казахстанский антрополог.

Она также добавила, что сезоны, в отличии от мусульманского лунного календаря, повторяются постоянно в то же самое время.

"И для кочевников — это был праздник, связанный с хозяйственными циклами. И сейчас в Казахстане, на юге уже точно, можно выезжать на пастбища — они уже зеленые, у нас тоже уже будет скоро все зеленеть, начнут набирать вес животные, можно будет что-то сажать. То есть, начинается новый хозяйственный цикл. Это и празднуют. Поэтому мне кажется, что этот праздник связан именно с хозяйственной деятельностью и здесь не должно быть никаких идеологий, ассоциаций с зороастризмом — никакой "вражеской", чужой идеологии здесь нет. Если уж какие-то слишком радикальные течения против этого, то большинство мусульман, мне кажется, к этому празднику хорошо относятся", — подытожила эксперт.

Наверх