Казахстанцы с 2013 года ждут начала реконструкции автодороги сообщением «Кызылорда-Караганда», главный участок которой «Кызылорда-Жезказган» признан самой плохой действующей автотрассой Казахстана.
Вдоль автодороги из Кызылорды до Караганды общей протяженностью 925 километров много так называемых «слепых пятен», когда не ловит сотовая связь, и вблизи нет человеческого жилья. Ездить по этому маршруту довольно опасно, а учитывая «убитое» состояние дороги, так вообще нежелательно. Но люди все равно ездят, поэтому на самом трудном участке в местечке Калмас зимой работает обогревательный пункт, построенный еще в 1970 году. А в ДЧС Кызылорды, как только снегопад, спасатели ждут сообщений – застрявшие машины и людей, оказавшихся пленниками ситуации надо вытаскивать из беды как можно скорее.
Фото: Марьяна Касимова
Вся эта история тянется даже не годы, а десятилетия. По информации Кызылординского областного управления транспорта и автомобильных дорог, на сегодняшний день реконструкции требуют 59 километров трассы, о которой мы ведем речь, в Кызылординской области и 98 километров - в Карагандинской. Однако, планируется провести реконструкцию всей автомобильной дороги от Кызылорды до Караганды протяженностью 925 километров. Чтобы сделать еще один новый казахстанский транспортный коридор.
Фото: Марьяна Касимова
«Жители Кызылординской области ждут реконструкции хотя бы до Жезказгана, - рассказал заместитель директора областного филиала АО НК «КазАвтоЖол» Шанжархан Мырзабай. – И такой проект существует, он называется «Реконструкция участка «Кызылорда-Жезказган» автомобильной дороги республиканского значения «Кызылорда-Жезказган-Караганда-Баянаул-Калкаман». На его реализацию требуется 400 млн долларов. И регион не в состоянии осилить эту сумму самостоятельно, тем более в период экономических сложностей. Вопрос решить можно только на уровне правительства».
По информации областного филиала АО НК «КазАвтоЖол», заключение государственной экспертизы на реконструкцию участка автодороги от Кызылорды до Жезказгана было получено еще в 2013 году. Однако каждый раз, когда дело доходило до финансирования и определения сроков начала ремонтных работ, дело откладывалось.
Сейчас говорится о том, что свое участие к вопросу проявляют международные финансовые институты, и у правительства РК есть предварительная договоренность о том, что на реконструкцию дороги от Кызылорды до Жезказгана стране займет Европейский банк реконструкции и развития – это 200 миллионов долларов США. Еще 200 миллионов долларов сможет проинвестировать в реализацию проекта Азиатский банк развития.
«Это предварительное соглашение, - подчеркивает Шанжархан Мырзабай, - в которое еще могут вноситься изменения, а потом документ поступит на рассмотрение депутатов парламента РК. И самая важная инстанция – Президент Казахстана, который тоже должен утвердить проект. Только после этого начнется его финансирование. Поэтому определенно сказать, что мы в такие-то сроки начинаем реконструировать самую сложную на данный момент дорогу, нельзя», - говорит директор областного филиала АО НК «КазАвтоЖол».