Мед в Эмираты, свинина в Армению. Что и куда экспортирует Казахстан

О программе акселерации и других мерах поддержки экспортеров рассказал глава QazTrade Арман Абенов. <br /> <br />

30 Сентября 2020, 20:13
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Trend.az 30 Сентября 2020, 20:13
30 Сентября 2020, 20:13
2880
Фото: Trend.az

Правительство Казахстана взяло курс на увеличение несырьевого экспорта. Однако пандемия и последовавшие проблемы с логистикой грузов скорректировали планы по наращиванию внешней торговли. Как сейчас обстоят дела с экспортом и какие меры принимаются для поддержки производств, работающих на зарубежные рынки, корреспонденту BaigeNews.kz рассказал генеральный директор Центра развития торговой политики QazTrade Министерства торговли и интеграции РК Арман Абенов.


– Арман Даулетович, в последние годы Казахстан демонстрировал довольно неплохой темп наращивания несырьевого экспорта. Какие страны вышли в лидеры по закупу наших товаров, как изменилась ситуация с началом пандемии?

– Если рассматривать последнюю пятилетку, то основными торговыми партнерами, покупающими у Казахстана обработанную продукцию, выступают наши ближайшие соседи - это Китай, Россия и Узбекистан. Также в топ-10 торговых партнеров входят Нидерланды, Турция, Великобритания, Кыргызстан, Япония, ОАЭ и Таджикистан.

В общем объеме экспорта несырьевые товары пока занимают менее трети - всего порядка 27 процентов. Но в последнее время (если не брать в расчет 2020 год) мы отмечаем тенденцию роста торговли обработанной продукцией.

Если взять, например, товарооборот со странами Евразийского экономического союза, доля экспорта обработанной продукции у в прошлом году составила 58 процентов. Это на четыре процента больше, чем в пять лет назад. Как один из позитивных примеров, хочу отметить, что в последние два года мы начали экспортировать свинину в Армению.

– Какие товары мы экспортируем?

– Список большой. В обработанной продукции в топ-10 основных экспортируемых входят медь и медные катоды, ферросплавы, уран, обработанные нефтепродукты, цинк, сжиженный газ, алюминий, серебро, сталь и пшеничная мука.

– Елбасы и Президент Токаев неоднократно отмечали, что у Казахстана огромный потенциал по экспорту продукции АПК. Но в вашем списке из продукции сельского хозяйства только мука. Неужели остальные продукты не пользуются спросом?

– Пользуются. И потенциал наращивания экспорта продукции АПК очень большой.

Проведенный анализ экспортного потенциала выявил 16 приоритетных позиций товаров и услуг общей стоимостью 13,5 миллиарда долларов. Из них 11 видов товаров на сумму порядка шести миллиардов долларов включают в себя такие товары пищевой отрасли, как различные виды мяса, масла, мучные и макаронные изделия. Из непродуктового ряда: аккумуляторы, удобрения, нефтехимия и пестициды.

Нам удалось сформировать пул отечественных предприятий пищевой промышленности для вывода на торговую сеть Объединенных Арабских Эмиратов "Lulu". Весной этого года Министерством торговли, кроме того, в первой половине 2020 года был организован авиаэкспресс в ОАЭ, было доставлено порядка 22 тонн отечественного мяса, отдельно был проработан вопрос поставки 10 тонн казахстанского меда.

Из Израиля был запрос о казахстанских производителях мороженого. С Сингапуром прорабатываем вопрос организации контейнерного поезда с продукцией нашего пищепрома. Со Швейцарией сейчас ведется работа по привлечению крупного инвестора компании SUISAG в развитие свиноводческого кластера в РК, с дальнейшим экспортом продукции в КНР.

– С Китаем отдельная тема. Вы недавно запустили экспортный акселератор с обещание вывести наших производителей на китайский рынок. Как продвигаются дела?

– В целом перед Казахстаном стоит амбициозная цель – нарастить несырьевой экспорт в ближайшие годы в два раза. Безусловно, пандемия COVID-19 сыграла свою негативную роль. Но для страны, я считаю, это не только вызов, но и время новых возможностей.

Этим летом мы действительно запустили масштабную программу экспортной акселерации. Первая когорта наших выпускников – 35 предприятий пищепрома. Во-первых, потому что у пищевой промышленности в принципе имеется большой потенциал развития, во-вторых, потому что у нас под боком огромный рынок сбыта – Китайская Народная Республика, где наша продукция как органически чистая пользуется особым спросом.

Другой вопрос, что и попасть на этот рынок, и главное – выдержать там конкуренцию, очень сложно. Здесь свои особенности: "правильные" цвета и размер упаковки, маркетинговые хитрости китайского рынка, даже методы ведения переговоров с потенциальными покупателями здесь "особенные". И про все эти тонкости наши предприниматели узнают в рамках акселератора.

Кстати, видео всех семинаров, которые в рамках акселератора проводятся QazTrade совместно с нашими зарубежными партнерами – экспертами по китайскому рынку, в свободном доступе. Любой предприниматель, который задумывается об экспорте продукции в КНР, может посмотреть их на сайте qaztrade.org.kz, на странице акселератора в Facebook и на канале Министерства торговли в Youtube.

– Какую еще поддержку может получить экспортер от государства?

– Видов поддержки очень много. В прошлом году нами была запущена интернет-платформа export.gov.kz. На этом портале размещена вся необходимая аналитическая информация, которая может понадобиться экспортерам. Кроме того, на ее базе мы оцифровываем порядок получения мер государственной поддержки.

Мы всегда на связи с экспортерами. В телеграм-чате @exportgov сконцентрированы более 800 предприятий и экспортеров, только за полгода нами обработано свыше 600 их заявок.

Помимо этого, другими институтами развития также активно оказывается пакет мер государственной поддержки. По итогам 13 заседаний межведомственной комиссии по возмещению части затрат экспортеров переработанной продукции одобрено 338 заявок от 163 субъектов на общую сумму 4,2 миллиарда тенге.

С 23 сентября размер компенсируемых затрат увеличивается до 80 процентов. Речь идет о затратах на транспортировку и продвижения товаров верхних переделов на внешние рынки. Кроме этого, АО "ЭСК "KazakhExport" оказывается полный пакет финансовых услуг мер господдержки.

В целом в стране проводится активная работа по формированию полноценной экосистемы проактивного продвижения нашей отечественной продукции.

Наверх