Мечети из спичек и зрячий голос - искусство казахстанской глубинки
Каково искусству в акмолинской глубинке?
Акмолинская область — сокровищница талантов. Причем многие мастера науки, слова, музыки, танца, декоративно-прикладного искусства живут в глубинках и вносят свой маленький, но отчетливый вклад в развитие родных сел.
Так, Тимур Мырзабеков из Жаркаинского района собрал мини-трактор с китайским двигателем и коробкой передач от "Жигулей". Изобретение очень помогает ему в хозяйстве. Медсестра отделения реанимации Татьяна Спиглазова из Кокшетау запатентовала уникальную мазь от пролежней. Недавно выяснилось, что "Танина мазь", как ласково прозвали фармпродукт в народе, дает фантастический результат при ожогах. Потомственный ювелир Бахтияр Бельгибаев из села Запорожье Жаксынского района создает украшения из старинных монет. Работы Серика Рахимжанова из Ерейментау – изделия из корней дерева – находятся в частных коллекциях Казахстана, России и Германии. Несколько — в семье Чингиза Айтматова. В материале корреспондента BaigeNews.kz — несколько историй о талантливых акмолинских сельчанах.
Спела дуэтом с Варварой
Гаухар Габдуллиной 14 лет. Она из курортного поселка Зеренда. Девочка с рождения не видит, но это не помешало ей стать победителем и лауреатом многих музыкальных конкурсов. А четыре года назад Гаухар даже спела дуэтом с Варварой на международном благотворительном фестивале "Белая трость" в Москве.
Это большой концерт, где незрячие дети из стран СНГ выступают на одной сцене с известными артистами. Отбор ребятишек проводит заслуженная артистка РФ Диана Гурцкая.
"Моя песня называлась "Ах, душа", я исполнила ее вместе с Варварой. Другие ребята пели в дуэте с Катей Лель, Зарой, Валерией, Сосо Павлиашвили… Все это и тогда, и сейчас мне кажется волшебством", — рассказала в телефонном интервью агентству девочка.
Кстати, по телевизору фестиваль показали в Рождество, 7 января 2017 года. Сам же концерт проходил за три месяца ранее — 15 октября, в День Белой трости. Белая трость — символ незрячего человека. Это своеобразный знак беды. Он напоминает обществу о том, что рядом есть люди с ограниченными физическими возможностями. И им нужна помощь.
Тогда Гаухар было 10 лет.
"Дочь говорила, что Варвара красивая, высокая. Что у нее добрый голос и мягкие, теплые руки. Что ее прикосновения приятны ей. Слепые люди оценивают окружающих тактильно. Прошло четыре года, но дочь до сих пор вспоминает исполнительницу и свою минуту славы", — с улыбкой говорит мама девочки.
Динара Габдуллина — бухгалтер-товаровед. Но по профессии женщина давно не работает — каждый ее день посвящен талантливой дочери. В школу Гаухар пошла в Караганде, где есть специализированный интернат для детей с нарушением зрения. И вот уже девятый год с сентября по май с перерывом на каникулы Динара тоже живет в Караганде. Пандемия вернула их в родную Зеренду, на дистанционку. С марта прошлого года они дома.
"После фестиваля в Москве Гаухар автоматом приняли в музыкальную школу. До этого туда попасть было сложно. Поэтому мы делали акцент на плавание. Так я стала возить ее на вокал и фортепиано. Сейчас дочь уже учится в профильном классе", — радуется мама.
Потом девочка спела дуэтом с певицей Розой Альгожа. А чуть позднее звезда приехала в Зеренду, где они с Гаухар снялись в клипе к композиции "Мен сені сүйем, өмір!". Девочка говорит, эта песня точь-в-точь о ней.
Потом она участвовала в программе Аружан Саин "Дос болайык", а в прошлом году победила в онлайн-фестивале "Жулдызай". Подарок — планшет — на дистанционке пришелся как нельзя кстати.
Ярким мир незрячей школьницы делает музыка.
"Что дочь не видит, мы поняли, когда ей было три месяца. Ребенок не следил за предметами. Нас обследовали казахстанские врачи, затем России и Китая. Потом было пять лет безуспешных попыток обрести надежду. На хотя бы крошечный шанс. Но мозгу некогда было ждать, ему нужно было развиваться. Я это понимала и смирилась. Решили с супругом сделать все возможное, чтобы вооружить дочь для полноценной жизни — учиться, строить карьеру, семью…
Папа у талантливой девочки — спасатель. Начальник пожарной части в Зеренде. А еще у Гаухар есть старшая сестра, она тоже учится в Караганде — на врача.
Гаухар не повезло родиться незрячей, но очень повезло с семьей. И чтобы, вероятно, смягчить удар, ее свыше наделили любовью к музыке.
"Маленькой дочка не понимала свое состояние. Сейчас она нервничает, расстраивается, что не видит. А переходный возраст эти переживания только усугубляет. Я говорю, зато у тебя первоклассный слух и красивый голос. Музыка стала спасением", — делится мама.
Гаухар мечтает получить высшее музыкальное образование. Обещает, что обязательно вернется в родное село…
Мечети из спичек
В селе Жолымбет Шортандинского района живет спичечных дел мастер. Самат Жунусов создал более десятка шедевров. Центральное место в творчестве Самата Жунусова занимают мечети. В коллекции 27-летнего мастера "Нур-Астана", "Хазрет-Султан", сельская мечеть в поселке Кварцитный степногорского региона и Голубая мечеть — главная в Стамбуле.
"Хазрет-Султан" — самая дорогая моему сердцу работа. Главная религиозно-духовная достопримечательность столицы. Она блистательно передает дух и культуру мира Востока. Я трудился над ней больше года", — поделился Самат.
К слову, именно с этим произведением Жунусов победил в конкурсе среди мастеров декоративно-прикладного творчества "20 граней Астаны".
Следующая цель — создать мечеть шейха Заида, одно из прекраснейших культовых сооружений в мире.
Ремесленник признается: любовь и внимание к мечетям у него — от бабушки Айши.
"Для меня это самый нравственный, самый духовный человек в мире. Она поддерживала меня во всех моих идеях и свято верила: искусство будет для меня надежной защитой", — признался молодой человек.
В спичечной коллекции Самата также есть макеты домика ЭКСПО-2017 и Эйфелевой башни.
Удивительно, что профессия талантливого сельчанина далека от искусства. Самат — шахтер, работает на руднике Жолымбет концерна "Казахалтын".
Фотографии карандашом
Бауыржан Оразбай из села Перекатное Жаксынского района превращает фотографию в карандашный рисунок. Получается очень похоже.
"В основном, заказывают портреты взрослых людей — их дети и внуки. Семьи целые заказывают. Именинников, юбиляров. Но более всего — влюбленные пары", — отметил 28-летний художник.
Любовь к изобразительному искусству у него в крови. Дедушка был учителем ИЗО, папа хорошо рисовал, но талант не развивал. Бауыржан же страсти к рисованию не сопротивлялся. С детства где сидел, там обязательно рисовал. На уроках, на переменах, в гостях, в парке на лавочке…
Молодой человек пишет маслом, акварелью, гуашью, тушью, пастелью. Но более всего любит карандаш. Говорит, получается просто и честно.
"Началось все с фильма "Черепашки-ниндзя". Их я перерисовал огромное множество. Потом перешел на портреты", — вспоминает Бауыржан.
Рисунки с натуры — редкость. Больше с фотографий.
"Не хотят люди позировать часами. Нет терпения. Я с натуры только девушку написал", — с улыбкой признался молодой человек.
В среднем на создание одного портрета с фотографии уходит по пять-семь часов. Рисует Бауыржан, в основном, после работы: он трудится на железнодорожных путях. Искусство для него — хобби, лучший отдых после непростого дня.
Любимая работа для самого автора — портрет сестренки Ботагоз.
"Это была моя дипломная работа. Но ее у меня, к сожалению, нет: колледж оставил себе. Еще мне нравится портрет Абая Кунанбаева. Получилось похоже Я его написал к юбилею великого предка. Я подарил его Дому культуры", — поделился собеседник.
Сегодня молодой художник получает заказы со всего Казахстана. Ну и, конечно же, радует своим искусством односельчан. Рисовать для них у Бауыржана — приоритет.
Статуи Саныча
Первое, что бросается в глаза гостей села Запорожье Жаксынского района — красивые статуи в парке. Их автор — местный житель Александр Щитка. Художественным фигурам — почти два десятка лет. Материал разный — камни-валуны, гипс, но в основном — бетон.
"Многое перепробовал. Хотелось, чтобы и стойкий был — к морозу, коррозии. Бетон оказался самым мощным. Вон сколько им лет — нипочем", — отметил мастер.
В парке, у местного детсада и еще кое-где по селу можно встретить разные фигуры — сокола, косуль, волка, всадников…
"Думал создавать целые семейства животных. Но времена поменялись, никому, мне кажется, это особо не нужно стало", — в голосе Александра Александровича слышится легкая обида.
Александр Щитка работал журналистом, позже выучился на дизайнера, лет восемь отработал в местном одноименном ТОО — "Запорожье". Пытался возродить в селе кружковую работу, преподавал в клубе — в студии живописи. Учил местную ребятню писать пейзажи, портреты — маслом, акриловыми красками. Обучал точечной графике. Сегодня многие его воспитанники получили высшее образование, окончили худграф.
"Не только в городах дети должны музицировать, заниматься живописью. Искусство важно развивать и в глубинке. Ведь и в деревнях очень много по-настоящему талантливых ребятишек. Их только заинтересуй, зажги — и будет вам новый художник, архитектор, дизайнер, музыкант… В селах меньше суеты. От этого, может, детские сердца искусству более открыты", — заключил мастер.
Источник фото: vechastana.kz, архивы героев
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- К газу в Кызылординской области подключат ещё четыре села
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Ночной забег проведут в Астане
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого