Куаныш Султанов: "Новый Казахстан рождался продуманно"
Парламентарий и доктор политических наук Куаныш Султанов рассказал малоизвестные подробности рождения суверенного Казахстана.
Как происходило зарождение нового, суверенного Казахстана, что мешало вслед за другими союзными республиками сразу объявить о своей независимости, какая наиболее острая проблема беспокоила руководство страны? Обо всем этом в беседе с корреспондентом BaigeNews.kz рассказал первый министр печати и информации РК, бывший вице-премьер РК, экс-посол Казахстана в Китае, член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК, доктор политических наук и профессор Куаныш Султанов.
Неожиданный закат СССР и атмосфера при Назарбаеве
— Куаныш Султанович, в связи с рождением суверенного Казахстана почему-то многие сейчас вспоминают август 1991 года как месяц исторического конца советской эпохи. А вам что, в первую очередь, вспоминается?
— Я бы сказал, что произошедший в 1991 году августовский путч ускорил ход истории, да и сам год был очень насыщенным. Самым важным было не потерять ориентиры в этой гуще событий.
Но сначала всё же надо вспомнить прошедший в мае-июне 1989 года сенсационный 1-й съезд народных депутатов СССР, куда впервые были избраны депутаты на альтернативной основе и заседания которого впервые транслировались в режиме реального времени через телеэкраны на всю страну. На этом съезде выступали такие деятели культуры и науки как Андрей Сахаров, Сергей Аверинцев, Олжас Сулейменов, Мухтар Шаханов, Сергей Алексеев, Алесь Адамович, Павел Бунич, Жорес Алферов, Татьяна Заславская, Александр Гельман, Виталий Коротич, Роальд Сагдеев, Юрий Рыжов, Святослав Федоров, Егор Яковлев, Родион Щедрин и другие ярчайшие выразители народных чаяний.
На том же съезде выступил и Нурсултан Назарбаев, внеся конкретные предложения по реализации программы радикальных экономических реформ, более четкому разделению полномочий между союзным центром и республиками, децентрализации всей союзной власти, особенно в вопросах экономической и межэтнической самостоятельности.
Актуальным вопросом после съезда стал вопрос реформирования Союзного договора. Напомню, именно по этому договору образовался Союз Советских Социалистических Республик. Было необходимо либо обновить, либо отказаться от него, поскольку он к тому времени исчерпал себя.
Был необходим перевод взаимоотношений республик с центром на принципиально новую основу. Это становилось одним из основных условий для развязки многочисленных проблем, прежде всего, экономических.
22 июня 1989 года на 15-м Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев был избран Первым секретарем ЦК.
С его приходом в Казахстане началась другая атмосфера, другая жизнь. Это не просто дань уважения к лидеру. В то время в СССР была непонятная, склонявшаяся к демократической анархии и аморфная в политическом плане ситуация, которая в республике стала нормализоваться с избранием Назарбаева сначала лидером Компартии Казахстана, а затем и президентом КазССР.
Это случилось 24 апреля 1990 года, когда Верховный совет Казахской ССР учредил новым законом и соответствующими конституционными поправками институт президентства и избрал первым своим президентом 49-летнего премьера и народного депутата СССР Нурсултана Назарбаева. К тому времени он воспринимался в республике как наиболее авторитетный политический деятель и уже исполнял (с февраля 1990 года) обязанности председателя Верховного совета.
Это позволило ему более решительно действовать и чувствовать себя более свободно от московской опеки. Раньше института президентства не было, а ЦК КПСС в Москве еще держался. Но 25 октября 1990 года уже была принята Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.
Несколько месяцев спустя, 17 марта 1991 года в СССР состоялся всенародный референдум, где большинство — 77,85% — граждан страны высказались за сохранение и обновление Советского Союза, в их числе 94,1% жителей Казахстана (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия и Эстония не голосовали). После референдума, как и предлагал ранее Нурсултан Назарбаев, был разработан проект по заключению нового союза, предполагающий децентрализованную федерацию. В связи с чем, 3 августа Михаил Горбачев выступил по телевидению с заявлением о том, что союзный договор откроют к подписанию с 20 августа, текст договора опубликовали в "Правде" 15 августа.
Но уже 18-19 августа этого же года произошел августовский путч, который организовал ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) во главе с Геннадием Янаевым, вице-президентом СССР и членом Политбюро ЦК КПСС.
ГКЧП, "Лебединое озеро" и конец КПСС
— Помню, по телевизору крутили балет "Лебединое озеро".
— Да. С утра объявляется, что на улицах Москвы танки. Народ недоумевает, президента СССР Михаила Горбачева нет, где он и что с ним неизвестно. Но тут же в заявлении "от имени советского руководства" говорится, что "Горбачев болен" и что эти восемь членов ГКЧП, среди которых министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго и другие — берут на себя всю ответственность и власть в стране.
Нурсултан Назарбаев 19-20 августа призывает народ Казахстана к спокойствию и акцентирует внимание на том, что чрезвычайное положение в Казахстане не вводится, и вся полнота власти в соответствии с Декларацией о суверенитете и Конституцией Казахской ССР, принадлежит советским органам.
Затем в здании Верховного совета РСФСР (Белом доме) в Москве появляется президент России Борис Ельцин, который объявляет произошедшее государственным переворотом. Белый дом готовятся штурмовать спецподразделения Альфы, но штурм не состоялся по причине того, что никто из руководства ГКЧП не захотел брать на себя ответственность за карательную операцию и приказа о штурме так и не последовало. В итоге войска выводят из Москвы, члены ГКЧП были арестованы, а сторонники Ельцина вылетают за Горбачевым в Форос и из Крыма освобожденного президента СССР привозят в Кремль.
Эти московские события очень активно тогда развернулись.
Помню, как на глазах мировой общественности Горбачев умолял Ельцина: "Борис Николаевич, не делайте этого, не делайте этого!" А Ельцин все-таки подписал 23 августа указ президента России о приостановлении деятельности КПСС. После чего 24 августа Михаил Горбачев подал в отставку с поста генерального секретаря ЦК КПСС. Затем, 6 ноября 1991 года, появился ельцинский указ и о том, что деятельность КПСС и КП РСФСР на территории России запрещена, их организационные структуры распускаются, а партийное имущество национализируется. Так была поставлена точка в истории Коммунистической партии Советского Союза.
С учетом сложившейся ситуации Нурсултан Назарбаев вслед за Горбачевым в конце августа складывает с себя полномочия первого секретаря ЦК Компартии Казахстана и 7 сентября 1991 года проводит, тем не менее, съезд республиканской коммунистической партии, которая преобразуется в Социалистическую партию. И все равно эта партия начинает стремительно терять свою руководящую роль.
Падение авторитета компартии, по правде говоря, началось задолго, но юридически было зафиксировано с отменой 14 марта 1990 года знаменитой 6-й статьи в советской Конституции от 1977 года, в которой закреплялась "руководящая роль КПСС".
Денег нет, экономика в ступоре
Наш лидер очень тонко реагировал, очень тонко чувствовал ситуацию. Провал попытки госпереворота ускорил распад Советского Союза, приведя к образованию на его территории новых независимых государств. Он сам внутренне готовился к переменам. Конечно, все предсказать было трудно, поскольку события развиваются стремительно и неожиданно.
В это время Назарбаев оперативно создает в республике новые государственные органы. Так, 31 августа 1991 года он подписывает указ о создании Министерства печати и массовой информации Казахской ССР и назначает меня первым министром этого ведомства. Также президент создает для республики новое министерство иностранных дел, Государственный комитет по обороне.
Между тем, реальная экономическая жизнь в республике разрушалась. Все снабжение и вся финансовая система были централизованными и все движения в этой сфере проводились через Москву. Был центральный банк Советского Союза (Государственный банк СССР), из него деньги переводились в республики. Был общий единый советский рубль. Но к тому времени денег не просто стало меньше — их вообще у республики не стало, а своей современной банковской системы в Казахстане не было.
Однако, несмотря на непредвиденную череду исторических событий, видение контуров будущей государственности уже имелось у Назарбаева. Он не только создавал необходимые государственные структуры, но практически ежедневно проводил заседания правительства по решению самых насущных вопросов.
Экономические трудности для Казахстана были особенно трудными в отличие от всех других союзных республик. Во-первых, никто из других республик не был таким теснейшим образом связан со всеми другими республиками — вся горнорудная и металлургическая промышленность, включая самые базовые отрасли — управлялись, финансировались и снабжались необходимым оборудованием и запасными частями из Москвы — если в цифрах, то 93% всей промышленности нашей республики зависело от Центра.
И вот, представьте, что весь этот костяк и движущая сила экономики просто останавливается, а ведь только на одном Карагандинском металлургическом комбинате работало 36 тысяч человек! А это градообразующие предприятия, весь Темиртау питается от одного только Карметкомбината. Хромтау в Актобе, производство окатышей в Усть-Каменогорске, заводы в Рудном — жизнь людей в ряде этих и других городах зависели от одного-двух фактически остановившихся предприятий промышленности.
Продуманное рождение независимого Казахстана
В начале декабря 1991 года лидеры трех республик: России — Борис Ельцин, Украины — Леонид Кравчук и Беларуси — Сергей Шушкевич подписали Беловежское соглашение и объявили о денонсации союзного договора 1922 года. Получилось так, что распад СССР получил юридическое оформление. Оглядываться было уже нельзя, потому что во всех республиках обострялся национальный и политический вопросы самоопределения, разгорелся межэтнический конфликт в Нагорном Карабахе, снежным комом нарастали нерешенные экономические вопросы.
Вспомним и то, что накануне обретения суверенитета еще 18 сентября 1990 года одновременно в "Литературной газете" и "Комсомольской правде" появилась статья писателя и нобелевского лауреата, ярого антисоветчика Александра Солженицына "Как нам обустроить Россию", где помимо всего прочего, предлагалось "взять и поделить Казахстан", который был вместе с Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Таджикистаном попросту назван "среднеазиатским подбрюшьем" России. Эта статья распространилась миллионными тиражами по всему Советскому Союзу, выражая шовинистические взгляды писателя. Естественно, разразился большой скандал, статьей возмутились, прежде всего, в казахстанском обществе, многие осудили ее провокативный, реакционный характер.
Реагируя на такие провокативные вбросы, подстёгивавшие общественное мнение, нельзя было допускать эмоциональную поспешность. Национальная независимость должна была базироваться на продуманной основе, что и удалось провести в жизнь Нурсултану Абишевичу.
Поэтому, когда 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана, они были нужны для того, чтобы полномочия президента, избранного Верховным советом 24 апреля в 1990 года, были легитимизированы волей всего народа, чтобы эти полномочия вдруг, как говорится, не повисли в воздухе на случай возможного роспуска законодательного органа.
Такие всенародные президентские выборы у нас были проведены впервые и проходили при совершенном экономическом хаосе. Но оказанное лидеру республики в результате выборов абсолютное доверие народа — Нурсултан Назарбаев победил с 98,78% голосов при явке избирателей 88,2% — придало совершенно новое содержание президентским полномочиям, открыло новые политические возможности, окрылило нашего лидера. Ведь только легитимная и всенародная поддержка обеспечивала безболезненный и политический безопасный переход к политической независимости.
После церемонии инаугурации всенародно избранный президент все еще Казахской ССР подписал 10 декабря 1991 года закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан и в этот же день постановлением Верховного совета Республики Казахстан был назначен уже президентом Республики Казахстан.
Также отмечу, что еще в июне 1991 года в Верховный совет был представлен проект Конституционного закона "О государственной независимости Республики Казахстан". Но основные баталии в Верховном совете по принятию этого закона развернулись уже после президентских выборов. Проблема была в том, что многие чиновники не видели необходимости в его принятии, считали его избыточным.
Поэтому в течение двух дней 15 и 16 декабря госкомиссия во главе с Нурсултаном Назарбаевым, которая разрабатывала этот конституционный закон, принимала участие в жарких дебатах. От имени комиссии проект закона Верховному совету представил выдающийся юрист-академик Султан Сартаев.
Насколько помню, Назарбаев выступал чуть ли не по каждой статье закона и отвечал на вопросы самого разного толка. Во время обсуждения выступали за независимость депутаты, ученые, писатели, такие политические, государственные и общественные деятели как Салык Зиманов, Манаш Козыбаев, Жабайхан Абдильдин, Зинаида Федотова, Шерхан Муртаза, Абиш Кекилбаев, Серикболсын Абдильдин, Мурат Ауэзов, Александр Княгинин, Узбекали Джанибеков, Каратай Турысов, Ерик Асанбаев, Нурлан Оразалин, Виталий Воронов, Павел Атрушкеевич, Серик Байбатыров, Кажымурат Нагманов и ряд других, которые также убежденно отстаивали необходимость принятия этого закона.
Ведь были и те, кто выступал против независимости. Однако в итоге, 16 декабря Верховный совет принял закон (из 360 присутствовавших только 12 депутатов проголосовали против) и провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Так продуманно, на прочной легитимной основе начинался новый период суверенной жизни для Казахстана.
Первые телеграммы с признанием независимости
Помню первую телеграмму с поздравлением в адрес народа Казахстана по поводу обретенной независимости, которая пришла в 23 часа из Турции. Утром 17 декабря состоялось первое рабочее заседание правительства в расширенном составе под председательством Нурсултана Назарбаева, в новом формате на котором он дает срочные поручения.
Тут стоит отметить, что доставкой телеграмм с извещением о появлении нового суверенного государства по всему миру тогда занималась Администрация Президента (совмещенная с аппаратом правительства) совместно с нашим министерством печати и массовой информации. После принятия конституционного закона мы успели за два-три часа оповестить весь мир, начиная со штаб-квартиры ООН, о независимости Республики Казахстан.
После первой телеграммы с поздравлением к нам в Казахстан начали поступать и другие.
Часть правительства работала в одном здании, где сейчас находится акимат Алматы. Руководство правительства размещалось в одном крыле, а президент в другом. В то время еще не было протокольных правил, общение было неформальным. По мере готовности документов, законопроектов, какого-то предложения, первым делом все просто шли к Президенту. Премьер-министром тогда был Сергей Терещенко, к нему могли тоже заходить по рабочим вопросам до трех раз в день. Сам Нурсултан Назарбаев был тогда молодой, творческий, кипел энергией, работал неустанно днем, и ночью.
Все было тогда впервые. Мы вдруг обнаружили, что без Москвы, без одобрения и согласования с Центром, выходим сами куда-то напрямик, в тот же ООН, в любую международную организацию, во все столицы мира — Вашингтон, Лондон, Париж и т. д.
Честно признаюсь, была и робость при отправке тех же первых телеграмм: а кто там примет, как они там поймут, что это за Казахстан?
В течение одного года были приняты новые решения и законы, о которых казахский народ мечтал столетиями. Это был по-настоящему новый уровень, мы все тогда приобретали новый взгляд на жизнь. И это не высокопарные слова, это отражение реалий тех лет.
Мы узнали, что можем существовать как самостоятельное государство. Буквально в двадцатых числах декабря 1991 года к нам начали поступать телеграммы об установлении дипломатических отношений. Третьего января 1992 года прилетел первый вице-премьер Госсовета КНР, член Постоянного комитета политбюро ЦК КПК Ли Ланьцин (李岚清), возглавивший китайскую правительственную делегацию, которая одной из первых подписала договор об установлении дипломатических отношений, а также торгово-экономическое межправительственное соглашение с независимым Казахстаном.
Весь 1992 год выдался очень богатым на международные поездки, проведение международных мероприятий у себя в стране с постоянным активным участием Нурсултана Назарбаева.
Как удивили свободой слова европейских журналистов
— Куаныш Султанович, расскажите, пожалуйста, как обстояло дело в 90-е годы со свободой СМИ?
— К этому очень спокойно мы отнеслись. Начали сразу разрабатывать закон о СМИ. Закон этот приняли в 1992 году и он, как показало время, оказался самым либеральным и демократическим для того времени. В то время заместителем генерального директора ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) был литовец Генрих Юшкявичюс, до этого занимавший пост заместителя председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР и с которым я был давно знаком лично. Надо отдать должное, это очень высокообразованный человек, настоящий патриот культуры.
Я с ним часто советовался по поводу той же свободы слова: "Как, вводя свободу слова, не потерять культуру?" И однажды он предложил провести в Казахстане международный форум по свободе СМИ, поинтересовавшись: "Поддержит ли это ваш президент Назарбаев?" Президент поддержал. И мы совместно разработали концепцию и формат форума и в октябре 1992 года на высшем правительственном уровне собрали около 200 представителей негосударственных СМИ из почти 80 стран мира на так называемый Семинар по содействию развитию независимых и плюралистических средств информации в Азии.
Прибыло много журналистов и из стран Европы. Всех их принимали с 5 по 9 октября в старом здании Верховного совета (Доме правительства, сейчас здесь располагается КБТУ) на улице Комсомольской (ныне Толе би) в тогдашней Алма-Ате, в большом зале Верховного совета.
Семинар открылся с приветствия Нурсултана Назарбаева. Надо отметить, что со стороны европейских журналистов тогда бытовал стереотип, что в постсоветской Азии нет свободных СМИ и, тем более, свободы слова. Между тем, на данном форуме выступило очень много казахстанских журналистов, которые, на их удивление, жестко критиковали правительство, но очень грамотно, обоснованно и без истерики, спокойно. Все пять дней форума в большом зале был аншлаг, он был до отказа заполнен участниками.
В итоге была принята знаменитая Алма-Атинская декларация о содействии развитию независимых и плюралистических средств информации в Азии. Декларация содержала целый ряд предложений по улучшению качества работы СМИ в странах Азии и Тихого океана, среди них были предложения по совершенствованию законов о СМИ, по подготовке медиа-специалистов, обеспечении безопасности журналистов, по созданию возможностей для вещания неправительственных СМИ, а также другие.
На протяжении многих лет документ стал основой для развития негосударственных СМИ не только азиатского региона, на который постоянно ссылались в самых различных научных исследованиях, а также принимали в расчет при принятии законодательных и политических решений.
Флаг Казахстана появляется в ЮНЕСКО
— После журналистского форума меня пригласили в Париж, в штаб-квартиру ЮНЕСКО, выступить с отчетом о проведенном мероприятии. Я выступил в 1993 году на генеральной ассамблее ЮНЕСКО как представитель страны, претендующей на членство в этой международной организации, и рассказал о перспективах вступления Казахстана в ряды ЮНЕСКО. Второй мой доклад касался вопроса празднования 150-летия Абая и публикации его работ на иностранных языках с использованием каналов ЮНЕСКО для популяризации этой годовщины на мировом уровне.
До этого было генеральному директору ЮНЕСКО, испанцу Федерико Майору было вручено специальное письмо Нурсултана Назарбаева, в котором он предлагал провести юбилей нашего поэта в мировом масштабе под эгидой ЮНЕСКО. Также была подготовлена и проведена встреча с главой ЮНЕСКО в Казахстане.
На встрече я объяснил Федерико Майору, который сам был поэтом, что наша страна желает стать известной миру, прежде всего, через культуру, через литературные произведения нашего великого поэта Абая, через демонстрацию интеллектуальной сферы нашей жизни. Я рассказал: "Да, мы были частью Советского Союза и теперь являемся новым государством, но культура нашего народа глубока и насчитывает тысячелетия".
Тут нужно сказать, что пришлось все это рассказывать не только гендиректору ЮНЕСКО. Обосновывать важность для Казахстана выхода на мировую арену именно через объявления года Абая в год его 150-летия до этого пришлось также и в директорате и секретариате этой организации, поскольку доселе в ЮНЕСКО существовало железное правило отмечать только столетние и кратные им годовщины великих личностей мира.
Выступая уже на генассамблее ЮНЕСКО я говорил том, что Казахстан идет к демократии через культуру и что значимость творчества Абая можно сравнить с деятельностью Байрона, Бальзака и Достоевского. Зал очень внимательно слушал, а это было примерно 700 человек участников. Они отнеслись очень доброжелательно к казахстанскому предложению.
В итоге на этом заседании объявили, что нас принимают в состав ЮНЕСКО, подняли флаг страны, исполнили наш гимн. Так Республика Казахстан стала 164-м государством, вошедшим в состав ЮНЕСКО. На том же заседании было принято и решение о проведения 150-летия Абая в 1995 году. Так началась эпоха сотрудничества республики с этой замечательной международной организацией.
Самая острая проблема суверенного Казахстана
— В этот период было важно, в первую очередь, наладить прочные дружественные отношения с двумя большими соседями: северным — Россией, и восточным — Китаем, которые должны были признать нашу государственность.
Особенно остро вопрос стоял с Китаем. История ведь глубока и обширна, но даже сами некоторые историки порой не замечают того факта, что все соглашения о границе между Китаем и Россией, особенно с 19-го века, проходили по казахской земле и Казахстан не участвовал в этих соглашениях как государство. Потому что Казахстан был в составе Российской империи. Пекинская конвенция 1860 года, Чугучакский протокол 1864 года, затем Договор об Илийском крае (1881), а также другие соглашения — все они фиксировали границу по земле Казахстана.
Повторюсь, Казахстан как государство не фигурировал ни в одном из договоров, поскольку после смерти Кенесары-хана казахская земля была расчленена на четыре генерал-губернаторства и казахи полностью вошли в состав России.
Советский Союз в середине 20-го века практически поднял Китай из руин во времена Мао Цзэдуна. Есть исторические письма Мао, в которых он благодарит Иосифа Сталина за оказанную помощь. Всю металлургическую промышленность Китая построил Советский Союз. С другой стороны, будучи сильнейшей державой мира, СССР мог себе позволить оставить разрешение пограничных вопросов на потом.
В итоге, территориально-пограничная проблема с Китаем, как известно, за все время существования СССР так и не была урегулирована, более того, советские власти отказывались признавать само существование пограничной проблемы, что и стало причиной вооруженных инцидентов на советско-китайской границе — на острове Даманском (1968 год, Дальний Восток) и в районе озера Жаланашколь (август 1969 года, тогдашняя Талды-Курганская область Казахской ССР) — эти боестолкновения привели к многочисленным человеческим жертвам с обеих сторон.
Кропотливая задача в 1300 страниц
— Мы не могли себе позволить поступать как могучий Советский Союз или как наращивающая военный потенциал современная Россия. Особенно если учесть, что при переговорах с СССР сами китайцы уравнивали Казахстан по составу населения и экономике с Синьцзяном. Мы также имели в виду, что у Китая есть особая национальная черта: если Китай подписал международное соглашение, то китайцы к этому документу относятся очень бережно и ответственно.
В этом контексте в 1992 году была создана объединенная делегация правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Российской Федерации для проведения переговоров с Китаем по пограничным вопросам, и по правительственному постановлению от 17 июля 1992 года была сформирована казахстанская делегация во главе с Касым-Жомартом Токаевым, который тогда был заместителем министра иностранных дел. В результате почти двухлетних напряженных переговоров казахстанским дипломатам и военным удалось согласовать позиции сторон и 26 апреля 1994 года было подписано Соглашение о казахстанско-китайской госгранице, вступившее в силу 11 сентября 1995 года, после обмена ратификационными грамотами.
Но все еще оставались два спорных участка: в районе перевала Чоган-оба и в районе реки Саричильды.
И вот, в мае 1995 года я был вызван к президенту страны и у нас была долгая беседа об особенностях границы с Китаем. Я ему говорю: "Нурсултан Абишевич, я не китаевед, китайского языка не знаю. Я больше человек внутренней политики…" Он же возразил: "Я все это знаю. Но нужен переговорщик, который знает всю эту историю и сможет восстановить диалог. Главная задача — добиться заключительного соглашения о границе!"
После этой беседы меня назначили послом Казахстана в Китае и моей главной задачей стало окончательное урегулирование вопроса о границах. Понадобились новые труднейшие и кропотливые переговоры, которые длились три года, чтобы в 1998 году между Казахстаном и Китаем было подписано окончательное дополнительное соглашение о границе, имеющее особое историческое значение. Из общей площади двух спорных участков (примерно, 994 квадратных километра) Казахстану отошли 537 квадратных километра (57%), Китаю — 407 квадратных километра (43%). Причем, обмен площадями не привел к уменьшению общей территории Казахстана.
Кропотливость проведенной работы можно понять хотя бы из-того факта, что первое дополнительное соглашение 1997 года состояло из 1300 страниц! Токаев тогда уже был министром иностранных дел, и он каждую страничку этого соглашения визировал.
Благодаря этой большой работе Казахстан оказался первой страной из 15-ти государств, которые граничат с Китаем, подписавшей все соглашения, стопроцентно закрывающие тему границ.
Терминологические мины "спорных участков"
— Пожалуй, красноречивой иллюстрацией к сказанному являются кровавые столкновения военных на спорных участках границы в Гималаях в июне 2020 года, когда в рукопашных схватках солдат Китая и Индии погибли 20 человек…
— Совершенно верно! Когда в 1969 году случился вооруженный конфликт близ озера Жаланашколь, китайская сторона опиралась на то, что это был спорный участок, а советские пограничники стояли на том, что китайцы нарушили государственную границу. Поэтому, памятуя о таких "терминологических минах" замедленного действия, наша сторона при начале переговорного процесса сразу предложила отказаться от термина "спорные участки".
И сам Нурсултан Назарбаев, и Касым-Жомарт Токаев заявили, что уже неуместно оперировать такими застарелыми понятиями прошлых веков как "спорный участок", тем более в свете заключенных договоров о дружбе и равноправном партнерстве между нашими странами.
Увидев такой новый концептуальный подход к разграничению территорий, китайская сторона согласилась с нашими аргументами и начала рассматривать территориальный вопрос под новым углом. Они признали, что и Казахстан, и Китай — обновились, стали совершенно другими государствами, а понятие "спорный участок" исчезло из текстов соглашений.
Вот как мы успешно договорились о делимитации границ. Затем в последующие годы была проведена и демаркация. Так, принятый 10 мая 2002 года протокол между правительством РК и КНР о демаркации линии казахстанско-китайской границы уже детально описывал обозначение линии границы на местности пограничными знаками. Общая протяженность демаркированной границы составила 1783 километра.
От построения рынка к перезагрузке общества
Все это во многом стало возможно благодаря вдумчивому отношению к делу государственного строительства Нурсултана Назарбаева. Он всех нас увлекал своими идеями, своим творческим огоньком в глазах. Попробуй быть рядом с ним и не гореть работой как он, отлетишь в сторону только так! Он не только сам пахал, как говорится…
— …Но и требовал от всех того же?
— Знаете, он ведь голос не повышает. Просто говорит, что нужно сделать. Как это сделаешь — это уже твои проблемы. Тогда не было таких мощных персональных компьютеров, не было интернета. Улицы полны митингами, возмущениями пенсионеров, студенчества. Зарплаты нет, пенсии нет — такое вот сложнейшее время было. И вот нужно решать сразу все задачи. И наше государство справилось с их решением.
— Вы написали книгу про особенности реформ в Казахстане и Китае. Что можете рассказать об этой работе? В чем китайские реформы могут оказаться полезны нам?
— Это монография. Когда я приехал в Китай, то начал изучать все реформы, которые проводились в Китае за последние десятилетия.
— Вы имеете в виду экономические реформы Дэна Сяопина?
— Да. Начиная от создания малого и среднего бизнеса и каких условий, которые для них создавались. В этом отношении надо отдать Китаю должное, за кратчайшее историческое время такая огромная страна поднялась из бедственного положения. Государство там создало режим наибольших благоприятных условий начинающим предпринимателям. Создает, к примеру, человек свой маленький бутик или ларек — так они начинают сразу его оберегать — никто их не смеет обижать, госорганы не докучают проверками, про рэкет и близко не думали.
Плюс с момента регистрации предпринимателем новоиспеченному бизнесмену дают пять лет полной свободы действий, чтобы он встал на ноги. И только после пяти лет регистрации бизнесмен приходит в налоговую службу для отчета, где его уже спросят: "Дурака валял или взращивал свой маленький бизнес? Создал ларек, куда развиваться собираешься? Или не получился бизнес?" Никаких налогов за эти пять лет он не платит.
Конечно, в Казахстане пока еще далеко до таких условий, но уже многое делается для роста малого и микробизнеса. Я не идеализирую Китай, но это очень дисциплинированная страна, страна традиций. Об этом и многом другом написал в этой книге. Дисциплина у них глубоко укоренена в народной психологии. Поэтому, благодаря всенародному единству и такой дисциплине, без истерики, криков и шума, в течение десяти лет они завалили сначала свою страну, а затем, в следующие десятилетия, и весь мир: во-первых — продовольствием, а во-вторых — дешевыми товарами народного потребления.
Благодаря сотрудничеству с китайцами растет бизнес и нашей страны. Многие казахстанские бизнес-структуры поднялись на китайских инвестициях. Это нормальный экономический процесс.
В свою очередь, Казахстан создал на своей территории современную транспортную инфраструктуру, построил международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", который стал, по сути, экономическими воротами Казахстана в Китай. Там построен современный железнодорожный вокзал Алтынколь, рядом отстраивается целый новый город Нуркент с шикарными трех- и четырехэтажными современными жилыми домами.
Этот современный город будущего со всей необходимой инфраструктурой воздвигается в рамках проекта "Хоргос. Восточные ворота", который финансируется нацкомпанией "Казахстан темир жолы". Вот такой еще один город будущего, пусть и меньших размеров, вслед за Нур-Султаном появляется на карте Казахстана.
Государство наше растет и крепнет, мы не остаемся в стороне от актуальных вопросов и вызовов мировой повестки дня, помогаем силами миротворческого полка гасить конфликты в горячих точках планеты, предоставляем свою площадку для продолжения Астанинского формата переговоров для многострадальной Сирии, помогаем Афганистану гуманитарной помощью, первыми в мире отказались от ядерного оружия, активно участвуем в региональных объединительных и интеграционных процессах.
Все эти достижения и политические шаги направлены на укрепление и процветание нашего независимого Казахстана, на создание мирного и безопасного пространства на территории Евразии. Если в период президентства Нурсултана Абишевича актуальным был лозунг "сначала экономика, потом политика", поскольку нужно было создать прочную современную рыночную основу государства, то сейчас Касым-Жомарт Кемелевич, ориентируясь на эпоху цифровизации, справедливо ставит во главу угла политику "слышащего государства", политику назревших реформ в госуправлении, образовании, здравоохранении, науке и технике. Так что работы для молодых казахстанцев, думаю, предостаточно, особенно в общественной сфере.
Уверен, что Казахстан в мировом сообществе будет развиваться по пути современной цивилизации.
— Огромное спасибо за интервью!
Самое читаемое