Кризис и бедность: как пандемия коронавируса повлияла на экономику Казахстана?

11 мая в Казахстане завершился режим ЧП, но в стране продолжает действовать карантин из-за эпидемии коронавируса. Многие предприятия, которые были заморожены почти на два месяца, постепенно возвращаются к жизни, однако по прогнозам экономистов, понадобится немало времени, чтобы сфера бизнеса восстановилась и вернулась в прежним показателям.

14 Мая 2020, 13:05
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Кризис и бедность: как пандемия коронавируса повлияла на экономику Казахстана? 14 Мая 2020, 13:05
14 Мая 2020, 13:05
10444

А что ждет экономику Казахстана? Об этом Baigenews.kz спросил у ведущих экспертов.

Падение потребительского спроса и инвестиций

Карантин и остановка (ограничение) деятельности бизнес-сферы негативно отразились на экономике страны, особенно на фоне структурных проблем на сырьевых рынках, считает директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group Марат Каирленов. Исходя из различных сценариев развития ситуации с пандемией коронавируса в мире и на сырьевых рынках, потери могут составить 10-20% ВВП страны в течении года-двух, и как итог - миллионы безработных казахстанцев, говорит Каирленов. По словам эксперта, главной проблемой после снятия карантина станет падение потребительского спроса со стороны населения и инвестиций со стороны бизнеса.

Марат Каирленов считает, что кризис сильнее всего ударит по отраслям, ориентированным на потребительский спрос кроме продуктов питания, и на спрос со стороны сырьевых компаний, и предлагает следующие меры по спасению экономики.


Потребительский спрос снизится

"Прежде всего, это прямые выплаты всему населению, чтобы они могли адаптироваться сами и экономику в целом к кризису, путем развития малого бизнеса в каких-либо сферах/отраслях. Как показал опыт поддержки экономики в прошлый кризис (падение цен на нефть в 2014-15 гг.), попытки вливания средств в экономику через банки, привел к тому, что они там просто "застряли" - доля кредитов в активах упали примерно с 65% до 50% и теперь Нацбанк вынужден постоянно "связывать" несколько триллионов тенге банковских активов в своих ценных бумагах, выплачивая по примерно 10% годовых.

А в это время, уровень доходов населения упал на 57%. Надо полагать, что в текущих условиях подобные стратегии будут иметь очень негативные социально-политические последствия. Второе направление - это снижение таможенных тарифов, это снизит давление на уровень инфляции в стране, что особенно важно в условиях возможной новой волны девальвации тенге", - говорит Каирленов.

Эксперт полагает, что кризис будет иметь и положительные последствия для Казахстана: возможно разгосударствление экономики и ускоренное развитие несырьевых отраслей.

Медицина - стратегический сектор национальной экономики

Учитывая продолжающийся кризис нефтяных цен и неопределенные масштабы снижения инвестиций и потребления, экономический обозреватель Сергей Домнин допускает 5-процентное сокращение ВВП к концу текущего года.

"Двухмесячная остановка значительной части экономики – встал почти весь сектор услуг, кроме фуд-ритейла, здравоохранения, госуслуг и обороны, части здравоохранения – привела к фронтальному падению и спроса, и предложения на потребительских рынках. Если опираться на данные МТСЗН по количеству людей, оставшихся без дохода, речь идет о 4,3 млн человек, что составляет около 47% от рабочей силы страны, 50% от всех занятых и 88% от занятых в подсекторах сферы услуг, которые наиболее пострадали от карантинных мер.

Люди лишились заработка, компании – денежного потока, бюджет – поступлений. Поэтому основная проблема – восстановить потребительский спрос. Если говорить о населении, то с учетом прогнозируемого роста инфляции до 9%, непросто придется наименее обеспеченным группам населения. Причем, это не столько пенсионеры, сколько люди, получающие доход от работы по найму, но с низкой зарплатой (условно – между минимальной и медианной, т.е. примерно 50-100 тыс. тенге в месяц).

Балансы домохозяйств будут ухудшаться еще и из-за отсрочки по кредитам, которая привела к увеличению кредитной нагрузки. Если речь идет о бизнесе, то пострадают все компании с высокой долговой нагрузкой. Не без проблем будет идти восстановление в тех секторах сферы услуг, которые были фактически закрыты из-за карантина. Если на товары повседневного пользования спрос восстановится быстро, то несрочные расходы домохозяйства и компании будут стремиться переносить. Коррекция курса и появление новых статей расходов крупных компаний (в т.ч. государственных) приведет к пересмотру бюджетов и отказу от некоторых проектов, что скажется на подрядчиках корпоративного сектора (B2C): корпораты “порежут” расходы на маркетинг, PR, консалтинг", - говорит Сергей Домнин.

По словам эксперта, введение режима ЧП в Казахстане был оправдан, несмотря на риски для экономики. Способ "локдауна" - остановку большей части экономики и изоляцию граждан - выбрали большинство стран мира. Правда, затягивать карантин – очень дорогое удовольствие как для правительства, так и для крупных компаний, не говоря уже об МСБ, говорит Домнин.


Медицина - стратегический сектор национальной экономики

"Кризис вынудил правительство обратить внимание на важную роль здравоохранения, от эффективности работы которого внезапно стала зависеть судьба всей национальной экономики. Кроме понимания, что в этом секторе необходимо создавать больший задел мощности, к чиновникам, определяющим политику развития отраслей, должно прийти и понимание того, что объем финансирования и качество управления этой отраслью необходимо кардинально повышать. Что медицина – это не одна из бездонных бочек, куда без возврата уходят бюджетные средства, а стратегический сектор национальной экономики", - считает Сергей Домнин.

"Власти не допустят существенного ослабления национальной валюты"

По мнению независимого экономиста Александра Юрина, введение карантина привело к ощутимому снижению доходов населения и падению платежеспособного спроса в экономике. Следствием закрытия внешних и внутренних границ в стране стал разрыв многих экономических связей, а приостановление работы целых отраслей в крупных населенных пунктах приведет к росту уровня реальной безработицы полному прекращению деятельности многих бизнес-субъектов, считает он.

"Однозначно снизится объем налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты. И чем дольше будут продолжаться карантинные мероприятия, тем более пагубными для экономики будут их последствия. Карантин нанес серьезный удар по большинству отраслей казахстанской экономики, однако наиболее выраженный негативный эффект карантинные мероприятия оказывают на сектор услуг. По данным комитета по статистике, доля услуг в ВВП Казахстана составила по итогам первого квартала текущего года 55,4%, а в региональных продуктах двух крупнейших городов Казахстана – Нур-Султана и Алматы – она достигает 82,8% и 85,1% соответственно", - говорит Александр Юрин.


Объем налоговых поступлений снизится

По мнению эксперта, по окончании карантина труднее всего придется северной и южной столицам. Так как в силу очень высокого удельного веса сферы услуг в Нур-Султане и Алматы рост безработицы и снижение доходов населения в них будет более выраженным в сравнении с другими регионами. В обоих городах существенно "просядут" поступления в их бюджеты, и государству придется обеспокоиться тем, как компенсировать снижение доходов.

"Отдельное внимание следует уделить социальным последствиям карантина, который стал серьезным стрессом для населения. Подавляющее большинство граждан Казахстана, активность которых была ограничена в связи с его введением, сомневаются в оправданности столь жестких мер, сочетающихся с пренебрежением экономическими интересами государства. Вкупе с весьма неуклюжей информационной политикой властей, снижением доходов и ростом уровня безработицы это станет серьезным риском для социальной стабильности внутри страны", - говорит Юрин.

По словам эксперта, после снятия карантина государству необходимо озаботиться хотя бы частичным восстановлением платежеспособного спроса и занятости населения, а также воссозданием экономических и производственных связей, разорванных вследствие введения карантинных мероприятий. При этом закрытие внешних границ может дать определенные шансы по увеличению локализации ряда производств внутри страны и увеличения доли местного содержания в производимой продукции.

"Теоретически, текущий кризис мог бы стать отправной точкой для переосмысления экономической политики и переформатирования структуры казахстанской экономики. Однако события марта и апреля показали, что казахстанские власти не всегда склонны к последовательным действиям – вспомним хотя бы эпопеи с выплатой и требованием возврата пресловутых "42 500" и списком компаний, которым государство изначально собиралось оказать помощь.

А судя по тому, что государство в лице профильных ведомств до сих пор не обозначило свое видение по поводу того, как оно будет восстанавливать экономику в посткарантинный период, оно сейчас вряд ли склонно к пересмотру status quo. В то же время есть определенные надежды на то, что через некоторое время власти придут к мысли о необходимости кардинального изменения механизмов принятия ключевых решений и распределения ответственности за их исполнение", - говорит Александр Юрин.

Что касается национальной валюты, экономист предполагает, что власти не допустят существенного ослабление национальной валюты в течение карантина и в течение одного-двух месяцев после него, учитывая настроения общества.


При этом в силу низкой бизнес-активности спрос на иностранную валюту в настоящее время довольно низок, что является дополнительным аргументом в пользу относительной стабильности тенге в ближайшее время, считает Юрин. По его словам, расходы бюджета в этом году существенно вырастут в связи с необходимостью поддержки экономики, а доходы, наоборот, снизятся вследствие экономических шоков, обусловленных карантинными мероприятиями. В этих условиях у государства будут серьезные мотивы для ослабления тенге на фоне давления на его курс, обусловленного влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

"Кризис покажет, какие акимы работают эффективно, а каких надо менять"

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов считает, что основная проблема страны – это бедное население, которое стало еще беднее за период карантина. Бедное население означает снижающийся спрос в экономике, а значит, продавцы товаров будут вынуждены снижать цены или снизить импорт и производство, чтобы не загружать свои склады.


Основная проблема страны - бедное население

"Страх перед заражением вирусом также будет влиять на посещаемость заведений, загрузку транспорта и на другие параметры. Скажем, что спрос будет восстанавливаться долго. Сильнее всего кризис ударил по простым людям, которые вынуждены сидеть дома. Из бизнес ниш, на мой взгляд, сильнее всего пострадала торговля непищевыми товарами. Само собой кризис сильно ударит по транспортным компаниям, по торговым центрам и другим, где важно собирать больше 10 человек под одной крышей. Для них эффект будет самый длительный", - говорит Рысмамбетов.

По мнению эксперта, государство должно помочь бизнесу выйти из кризиса следующим образом: через снижение налогов, подписание трехсторонних соглашений о кредитных каникулах и другие меры, которые смогут способствовать восстановлению компаний. На госуровне также можно предложить пересмотр бюджета, сокращение неважных расходов в горизонте 3 лет, и дать самостоятельность региональным акимам предпринять собственные меры поддержки регионального бизнеса не просто заливая всех деньгами, а через целую систему мер, говорит Расул Рысмамбетов.

По его мнению, кризис покажет, какие акимы работают эффективно, а каких надо менять. А также люди, наконец, поймут ценность врачей, гигиены, и, возможно, государство пересмотрит систему здравоохранения, считает Рысмамбетов.

Наверх