Когда казахстанцы пересядут на электромобили, рассказал ученый
Как известно, развитие электромобильного транспорта идет параллельно развитию зарядных станций.<br /> <br /> <br /> <br />
Электромобили становятся реальностью в Казахстане. Да, пока с поправкой на мегаполисы страны: Нур-Султан и Алматы. Но первые электромашины уже можно заметить и в других крупных городах. Как известно, развитие электромобильного транспорта идет параллельно развитию зарядных станций. О том, когда же на дорогах страны мы увидим тысячи электромобилей, корреспондент BaigeNews.kz уточнил у кандидата технических наук, старшего научного сотрудника технопарка при КазНУ имени аль-Фараби Руслана Утебаева.
Вот уже долгие годы он занимается развитием проекта - зарядной станции для электромобилей Quatpoint.
"Наш проект начался еще в 2015 году. Сначала это был научно-исследовательский проект, затем он перерос в коммерческий. Есть ТОО, мы выпускаем зарядные станции при технопарке КазНУ имени аль-Фараби", - рассказывает Руслан Утебаев.
По словам инженера, сейчас в Казахстане около 500 электромобилей.
"Наибольшее количество, конечно, в Алматы и Нур-Султане. Наши станции уже стоят в таких городах, как Алматы, Нур-Султан, Актау. Всего около 50 наших станций уже есть в стране. Здесь в технопарке мы занимаемся не только зарядными станциями, но еще исследованиями электромобилей", - продолжает Утебаев.
Как отмечает Руслан Утебаев, в основном, их зарядные станции покупают частные лица.
"Сколько электромобилей на них заряжается мы не можем сказать. Потому что покупают их у нас, в основном, частные лица. Мы разработчики и производители зарядных станций. Станции изготовлены по мировым стандартам. Мы их не придумали, а просто изготавливаем по мировым технологиям. Они подходят для всех электромобилей, на наших станциях заряжаются Tesla, "Ягуары", BMW. У нас есть патентная технология, которая принадлежит нашей компании. Мы ее поддерживаем каждый год и развиваем", - делится он.
На фотографии - электромобиль.
А.Б: 500 электромобилей в масштабах РК - мало. Вы уже вышли на прибыль?
Р.У: Мы продаем, да. Но сказать, что зарядная станция полностью себя окупает - нельзя. Мы больше работаем на будущее. Мы первая и пока единственная компания, которая занимается на сегодняшний день производством зарядных станций в стране. Естественно, низкое количество электромобилей тормозит этот процесс. Но ведь кто-то должен этим заниматься. Мы это делаем. Для примера, по моим сведениям, в Украине сейчас где-то около 25 тысяч электромобилей, конечно, там и рынок больше. Но они тоже пришли к этому не сразу. Буквально 3-4 года назад у них была примерно такая же ситуация, как и у нас.
На фото: старая версия зарядной станции.
А.Б: Как вы думаете, когда появится на дорогах страны хотя бы 2000 электромобилей?
Р.У: Как только стоимость бензина превысит 300 тенге за литр, сразу же пересядут. Посмотрите, насколько бурно развиваются электромобили в Узбекистане, только потому что топливо там стоит свыше 300 тенге за литр.
А.Б: Вы думаете у людей есть деньги на электромобили, чтобы пересесть на них?
Р.У: Каждый человек, который хочет себе купить транспортное средство - начинает считать. Когда машина себя окупит, стоит ли его брать. Допустим, когда цена на бензин у нас даже 180 тенге за литр, человек считает, получается, что разницы нет, что на электромобиле, что на двигателе внутреннего сгорания ездить. Вопрос еще и в экологии, к сожалению, об этом у нас думают в последнюю очередь. Как только стоимость бензина превысит 300 тенге за литр, сразу же рентабельность электромобилей резко увеличится. Даже в режиме "такси", по нашим подсчетам, за несколько лет электромобиль себя полностью окупает.
А.Б: Сколько стоит содержание одной такой электростанции в год?
Р.У: Станцию содержать не нужно. Нужно платить за электроэнергию. Например, на 100 километров расход идет 200 тенге. Для сравнения для обычных машин 2000 тенге, то есть примерно в 10 раз дешевле. Ее один раз устанавливаешь, она стоит в районе 200 000 тысяч тенге. Мы говорим сейчас про станцию медленной зарядки, а не быстрой. Быстрые - да, 30 минут, но дорогие, их обычно ставят в паркингах.
А.Б: Государство вам как-то помогает, нет, например, скидок на электричество?
Р.У: Нет. Государство помогает электромобилистам - это тем, что отсутствует налог. Раньше парковка была бесплатной, но сейчас это убрали. Это бы вернуть. Пошлина также нулевая.
А.Б: Насколько известно, тепловой режим работы ваших станций от минус 30 до плюс 40.
Р.У: Это стандартный режим работы. Станция может работать в Алматы, Нур-Султане и так далее.
А.Б: Были ли сбои из-за температуры в работе станций?
Р.У: Нет, не было. Но, да, это железо, оно всегда ломается. Важно, что мы его ремонтируем. К примеру, если люди ставят зарядные станции, каких-то зарубежных производителей, то им их сложно отремонтировать, так как некому. Мы же полностью ремонтируем наши станции. Так как мы их разработали с нуля, мы их не собираем. Мы ее изготавливаем. Да, мы тоже покупаем комплектующие, но мы эту технологию разработали. И программную, и аппаратную части с нуля разработали.
А.Б: Комплектующие закупаете в Китае?
Р.У: Да, конечно. Такие запчасти, как например, кабель, разъем, корпус, микроконтроллер, платы. Это всё из Китая. А здесь уже пайка, прошивка, модернизация программ и так далее. Сейчас большие объемы пока нет смысла делать, потому что такого спроса нет.
Как отмечает Утебаев, над проектом трудятся энтузиасты.
"В ТОО работают пока три человека - директор и два инженера. Энтузиасты. Мы когда зарядные станции продаем, деньги в новые зарядные станции вкладываем. То есть каждый из нас работает в своей отрасли. Ведь такое производство оно нестабильное. Поступает заказ 10-20 штук, мы их сделали. Потом можем полгода-год простаивать", - говорит он.
А.Б: Изначально свои деньги вкладывали в разработку?
Р.У: Да, конечно. Невозможно сказать точно сколько в цифрах. Гораздо важнее, что мы вложили в это уже 10 лет своей жизни. В 2012 году мы подали проект, начали работу, начали изготавливать. Сказать, что нам кто-то помогал, какие-то министерства - я не могу, потому что были слова, обещания. Многие чиновники говорили, что это не нужно Казахстану. Большинство в это вообще не верило. А когда это процесс уже начался, они пытаются догнать. А многие страны в этом вопросе уже ушли на 10 лет вперед.
А.Б: Почему у нас не верят в свои технологии?
Р.У: Потому что у нас богатая страна, но маленькое население. Нашему населению этих ресурсов вдоволь хватает. У нас нет просто мотивации к развитию. (....) Мы неизбежно к этому придем, вопрос в том, сколько жизненного времени на это потратим...
А.Б: А что вы жили, если не секрет, пока работали над этим проектом?
Р.У: Я ученый. У меня есть зарплата. Я никогда не гнался за деньгами, в области науки в Казахстане, заработать невозможно, потому что у нас не принято покупать или продавать знания. У нас принято их воровать. Если человек ученый, он должен забыть о деньгах. Я человек небедный, обеспеченный. Но не богатый. Всё, что мне нужно - у меня есть. За деньгами я никогда не гнался и не гонюсь...
На фото: усовершенствованная зарядная станция.
"Мы сейчас продаем вот такие станции. Она компактная", - показывает аппарат ученый.
А.Б: Сколько ушло времени, чтобы усовершенствовать технологию?
Р.У: Она совершенствуется каждый день, потому что меняются технологии, запросы. К нам приезжают владельцы электромобилей, говорят о своих желаниях, мы их внедряем. Это непрерывная работа. Мы везде подаем заявки на получение грантового финансирования. В основном, нам отвечают, что у вас мало публикаций, и так далее. Но на саму технологию не обращают внимания. Все стандартно подходят к конкурсу. По таким меркам мы не проходим. Я не виню никого, но это стандартные процессы, через которые проходят те, у кого есть, публикации, софинансирование.
Инженер еще раз подчеркнул, что зарядная станция - это проект для будущего.
Р.У: Здесь пока невозможно софинансирование найти, потому что эти технологии пока не зарабатывают. Она работает на будущее. Я всегда сравниваю эту технологию с сотовой связью. Было время, когда сотовые телефоны были никому не нужны, так как не было сетей, он "не ловил". Но потом кто-то начал развивать сети, а далее бум сотовых телефонов пошел. Здесь то же самое. Кто сейчас разовьет эту сеть зарядных станций, тот в будущем будет крупным оператором. Тот, кто сделает это сейчас, в будущем будет зарабатывать. Но бизнесменам объяснить это сложно. Они привыкли зарабатывать "сейчас", максимум через год проект должен себя окупать.
А.Б: В Казахстане, получается, у вас не конкурентов?
Р.У: Нет, потому что для конкуренции нет основы, пока мало электромобилей. Конкуренция придет, когда их будет тысячи. Я не говорю, что мы единственные и без нас никто не сделает - нет. Мы лишь те, кто решили сами это делать. Нам было бы проще с Китая привозить и ставить готовые. Они по стоимости такие же. Но мы пошли по пути того, что нужны знания. Все-таки мы ученые. Важно не просто установить оборудование, важно в нем разбираться.
А.Б: А вы сами на электромобиле катаетесь?
"Да, уже седьмой год", - отвечает Руслан.
А.Б: Был ли момент, когда он ломался?
Р.У: Любая техника ломается. Но за семь лет электромобиль помог сэкономить на топливе около двух миллионов тенге. Здесь ведь уходит электричество. По мелочам ломалось, но двигатель - нет.
А.Б: Вы где покупали машину?
Р.У: Из США, за свой счет.
А.Б: Почему заинтересовались этой технологией?
Р.У: Потому что я энергетик по специальности, работал с электричеством. В свое время занимался троллейбусами, поэтому когда эта технология начала развиваться в мире, конечно, я не мог остаться в стороне. Я защитил кандидатскую степень по робототехнике, но связанной с приводом. Я за рубеж никогда не стремился. Все знания они есть. Все, что можно сделать заграницей, можно сделать и тут.
А.Б: А почему, на ваш взгляд, уезжает молодежь из страны?
Р.У: Чтобы спокойно работать в стране у молодого человека должна быть полная обеспеченность, как, например, у меня. Мне незачем было гнаться за большими деньгами. Ребята, которые хотят заработать большие деньги, у них нет жилья здесь - я их понимаю, не обвиняю. Им ведь тоже нужно жить. Если им здесь условия не создают, то понятное дело, будут уезжать. Беда в том, что, даже уехав оттуда, я сомневаюсь, что они сделают хорошую карьеру... Потому что они там будут чужие. А во-вторых, мы здесь теряем специалистов... Те, люди, которые препятствуют развитию, в основном, это люди в возрасте, они когда станут стариками - здесь просто не будет молодых людей, которые будут их содержать. Они будут получать пенсию, а ее неоткуда будет брать, если молодые ребята не будут здесь работать...
На фотографиях представлен электромобиль Руслана Утебаева.
Самое читаемое
- Фейки из соцсетей, ИИ и сокращение штата: главные вызовы для СМИ обсудили на Media Құрылтае
- Секс-рабство школьницы в Кызылорде: глава МВД озвучил новые подробности
- Изнасиловал и убил несовершеннолетнюю: в Казахстан из России доставили подозреваемого
- Нас травят: жители Усть-Каменогорска снова жалуются на удушающий смог
- Землю почти на 1 млрд тенге вернули государству в СКО