Министр образования и науки РК Куляш Шамшидинова в ходе очередного заседания Правительства рассказала о механизмах, позволяющих устранить проблему дефицита мест в школах Казахстана, передает корреспондент BNews.kz.
По данным Министерства образования и науки РК, на сегодняшний день в Казахстане функционируют 31 аварийная школа, 128 школ с трехсменным обучением, а дефицит ученических мест составляет 196 тысяч мест.
«Не планировать исходя из пообъектной заявки акиматов, а планировать исходя из норматива на одного ученика в регионе. Акимы самостоятельно будут планировать, исходя из своих миграционных потоков и приоритетов. Деньги те же, но эффективность, ответственность и контроль будут выше», — пояснила министр.
Второй механизм — применение ГЧП при строительстве новых школ.
«Механизм не новый. Однако, не дал особых результатов. До сегодняшнего дня построена и открыта лишь одна школа на 100 мест в населенном пункте Таскешу Толебийского района Туркестанской области», — рассказала она.
За основу третьего механизма взят опыт Программы «Балапан». Таким образом, частное лицо самостоятельно строит школу. Государство размещает госзаказ. При этом в течении 8 лет после ввода в эксплуатацию школы выплачивается амортизационный компонент в размере 242 тысяч тенге за каждого ученика, обучающегося в данной школе. Выплата амортизационного компонента осуществляется после наложения запрета на изменение целевого назначения школы. Школа остается в собственности частного лица.
«В результате создания данных условий, в Казахстане уже открыто 15 новых частных школ, что позволяет сократить дефицит ученических мест уже на 5 тысяч мест. До конца года еще будут открыты 18 школ на 4 тыс. 700 мест. Также, акиматом города Нур-Султан подписаны 8 меморандумов с частными инвесторами по строительству частных школ», — рассказала Куляш Шамшидинова.
Всего, по её словам, до конца 2021 года планируется построить новые частные школы с численностью не менее 40 тыс. ученических мест.
«Все вышеуказанные 3 механизма должны функционировать параллельно. Это позволит в совокупности решить проблемы дефицита ученических мест, появления новых аварийных школ и уравнить уровень обеспеченности и соответствия школ независимо от региона», — добавила министр.