Как проходят реабилитацию жертвы экстремистских и террористических актов в Казахстане

В 17 городах Казахстана открыт центр социально-психологической, правовой поддержки "Шанс", где оказывают помощь жертвам экстремистских и террористических событий.

30 Сентября 2020, 12:03
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
knb.gov.kz 30 Сентября 2020, 12:03
30 Сентября 2020, 12:03
2951
Фото: knb.gov.kz
Директор общественного фонда "Право" Ольга Рыль рассказала корресподенту BaigeNews.kz, как проходит реабилитация жертв деструктивных религиозных течений в Казахстане.

ОФ "Право" был создан в 2005 году. В то время ведомство занималось лишь вопросами в сфере профилактики наркомании, социально-реабилитационной помощью лицам, страдающим наркоманией. Позже Ольга Роль открыла центр социально-психологической, правовой поддержки "Шанс" при ОФ "Право". Сейчас центр функционирует в 17 городах Казахстана.

Специалисты центра работают с женщинами и детьми, которые стали жертвами экстремистских и террористических событий Сирии. Так, в рамках операции "Жусан" они помогли реабилитироваться и социализироваться многим семьям. Одной из таких истории она поделилась во время интервью.

"В 2016 году в наш центр разместили ребенка, которого возвратили из Сирии.Он находился там вместе с отцом. Оказалось, что его родители были в разводе. Поэтому отец забрал его к себе, когда он учился в четвертом классе. В связи с тем, что мать не принимала участие в воспитании ребенка у него были сложные отношения со старшим братом, который остался и вырос с матерью. Также по возвращению ребенок должен был пойти в восьмой класс. Однако протестировав его, мы выявили, что у него недостаточно знаний для своего возраста. Начиная с 2016 года мы оказывали ему социально-психологическую и педагогическую помощь.Так и началась наша программа по социально-психологической и педагогической реабилитации несовершеннолетних вернувшихся из зон террористической активности", – вспоминает Ольга Рыль.

Позже при центре "Шанс" открыли детские гостиницы для несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Так в 2017 году в эти гостинцы начали помещать детей, которые стали жертвами действии родителей, как приверженцев радикальных течении.

"В 2018 году нам были переданы семьи, которые когда-либо вернулись из зон террористических активностей либо были осуждены за преступления, связанные с радикальными течениями. Мы работали с детьми, чьи родители были осуждены за деструктивные течения. Мы составили программу работы с этими детьми. Также провели исследование, чтобы понять почему их родители стали приверженцами радикальных течении", – рассказывает спикер.

Уже в 2019 году центр социально-психологической, правовой поддержки "Шанс" стал востребованным. Здесь работают специалисты в сфере образования, психологи, медики, юристы, а также педагоги, социологи и телеги. Они ведут прямую работу по реабилитации с женщинами и детьми, ставших жертвами деструктивных религиозных течении. Первым делом эксперты проводят медицинское обследование возвращенных. Далее следует психолого-медико-педагогическая комиссия. После чего, детей распределяют по группам, где с каждым из них индивидуально работают психологи.

"Первым делом мы подготовили кабинеты для образования детей. Это было необходимо, чтобы разгрузить дневное время женщин. Далее провели ПМПК, и по его результатам мы готовили индивидуальные программы для каждого ребенка. Нам нужно было выявить уровень знаний детей, как дошкольного, так и школьного возраста", – поделилась Рыль.

По ее словам, реабилитационный день в центре начинается с того, что младшие дети идут в садик, а по старше в школу, которые открыли при центре. Здесь с ними занимаются педагоги и воспитатели. Затем дети идут на обед, а младшего возраста ложатся на тихий час. После старшеклассники вместе с мамами идут в учебный класс, чтобы вместе выполнить домашнее задание. Таким образом, специалисты закрепляют у них навыки семейного отношения.

"Дети были очень скованны при прохождении ПМПК. Они не могли определить цвет, назвать фигуры, выбрать рисунок по аналогии. Но после занятии, которые мы проводили и давали задание на дом, чтобы прорабатывали с мамой дали свои результаты. Это говорит о прогрессе, который был достигнут специалистами нашего центра", – рассказала Ольга Рыль.

Среди приехавших в ходе операции "Жусан" были и раненые дети. Это сложные ранения ног, рук, головы и поясницы. Им сразу оформили инвалидность. В связи с чем, они проходили реабилитационное и медицинское лечение.

"Во время реабилитации дети рассказывают очень грустные истории. Например, что происходило на террористических зонах, как в них стреляли, где они прятались, как их ранили. Они часто рассказывают о своем состоянии и жуткие истории о своих матерях, которые погибли у них на глазах", – поделилась спикер.

Ольга Рыль отметила, что на сегодняшний день первый период социальной реабилитации прошел. Возвращенные женщины и дети получили документы, прикреплены в поликлинику, получают дошкольное и школьное образование. По ее словам, в целом жертвы экстремистских и террористических событий должны проходить реабилитацию и социализацию не менее трех лет. При этом в этом процессе должны участвовать также их родственники, к котором возможно они будут переданы в дальнейшем.

"Все дети и женщины, которые вернулись из Сирии в рамках операции "Жусан" проходят реабилитацию в нашем центре. С ними занимаются психологи, педагоги, медики и юристы. Также женщины проходя курсы ПДД и есть те, кто смог сдать экзамен и получили водительские права. Сейчас эти женщины посещают курсы, чтобы получить специальность", – сообщила Рыль.

Также она сообщила, что сейчас в центре "Шанс" реабилитацию проходят дети и женщины, которые сами изъявили желание вернуться обратно в Казахстан.

"Каждый человек вправе выбрать религию. Но он четко должен понимать, если она не соответсвует политике государства и может нанести вред тем людям, которые тебя окружают, ты не можешь приобщать своего ребенка к этому. И ребенок не должен выполнять те религиозные требования, которые ставит перед ним мать. Я считаю было бы правильно четко определить, что приобщение ребенка к религии и право его выбора должно быть в возрасте 16 лет", – подытожила спикер.













Наверх