Разъяснение по абонентской плате за обслуживание домофона дали в Агентстве по защите и развитию конкуренции и комитете по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК, передаёт
BaigeNews.kz.
Приобретение услуги по техническому обслуживанию домофона является предметом коллективного обсуждения среди жильцов дома, поскольку этот вопрос связан с содержанием общего имущества объекта кондоминиума.
Собственники квартир могут на собрании инициировать вопрос перехода от абонентской к разовой оплате в случае поломки оборудования. Ежегодно жильцы дома вправе перезаключать договор с действующей сервисной компанией либо поменять её на другую.
"Практика показывает, что несмотря на то, что приобретение услуг по установке и техобслуживанию домофона относится к вопросам принятия решения всеми жильцами, договоры заключаются индивидуально с каждым жильцом. Заключение таких договоров ставит в невыгодное положение собственников квартир, когда оборудование домофона не переходит в их собственность, а техническое обслуживание с абонентской платой включается в договор при установке домофона, что в итоге обходится дороже, чем сам домофон. Тогда как, согласно пункту 23 правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, услуги по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования разделены", - указывается в разъяснении.
Согласно пункту 24 правил, на каждый вид услуг жильцы дома должны заключать отдельный договор, при этом срок договора составляет не более одного года.
Соблюдение закона и данных положений правил относится к компетенции жилищной инспекции, которая выносит предписания по устранению нарушений и составлению протоколов об административных правонарушениях.
"В случае наличия условий договора, нарушающих прав потребителя при его заключении, потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесённых ему домофонной организацией в связи с использованием последним преимуществ своего положения. Результатом действий домофонной организации может также являться ограничение конкуренции на данном рынке услуг", - отметили в ведомствах.
Если имеет место навязывание заключения соглашения или иные действия, препятствующие смене домофонной организации, жильцы дома могут составить коллективное заявление. АЗРК рассмотрит его на предмет соответствия законодательству в области защиты конкуренции, в том числе на предмет наличия признаков злоупотребления доминирующим положением.