• font size Размер текста

Лента новостей

 
   < 2022
Загрузка...
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
26
27
28
29
30
1
2


Как изменится Нур-Султан. Важное из интервью Алтая Кульгинова 29 Июня, 22:25
5186

Как изменится Нур-Султан. Важное из интервью Алтая Кульгинова

Аким столицы Алтай Кульгинов дал интервью проекту BaigeNews.kz"2022", где поделился планами акимата по развитию города: что будет с проектом LRT и Малым Талдыколем, как решают проблему нехватки школ и социальных объектов, почему город застраивается многоэтажками и многое другое.

"Нам нужно достроить LRT за бюджетные деньги"

Один из самых наболевших вопросов - дальнейшая судьба проекта LRT.

"Это, наверное, один из самых обсуждаемых проектов не только по столице, в целом по стране обсуждают. Этот проект легкорельсового транспорта со своей историей, со своими проблемами, к которых мы знаем. Много обсуждается. Ранее столичный Центр урбанистики объявил о сборе предложений по завершению проекта Астана LRT. Всего поступило свыше 400 предложений, в том числе от казахстанских и международных экспертов в сфере транспорта", - сказал Алтай Кульгинов.

По его словам, из поступивших предложений свыше 51 процента - за продолжение проекта, 42 процента за реализацию его в том или ином альтернативном виде и 7 процентов - за полный снос и демонтаж всех построенных конструкций.

"Исходя из всех предложений мы рассмотрели несколько вариантов. Один из них - демонтаж железобетонных конструкций. Таковых у нас свыше 500. Каждая из этих опор весит 200-220 тонн. Представляете, да, громадная железобетонная конструкция. Если посчитать, понадобится свыше 20 миллиардов тенге, чтобы полностью демонтировать и вычистить это поле по всей протяжённости. Но, учитывая, сколько уже бюджетных средств потрачено - мы же заёмные средства привлекли и сейчас платим за эти займы из бюджета. Это будет неэффективным использованием бюджетных средств", - считает он.

Также акимат рассмотрел вариант сделать пешеходную или велосипедную территорию, создать общественное пространство. Однако в этом случае получится очень дорогой проект и по всей протяжённости полностью использовать его как общественное пространство, мы не можем, отметил Кульгинов. Он уточнил, что протяжённость линий составляет 22 километра.

"Особенно учитывая наши природно-климатические условия, этот урбанистический проект можно использовать только в тёплое время года. А холодное время года у нас продолжительное, поэтому этот вариант тоже не практичный", - сказал Алтай Кульгинов.

Другой вариант завершения проекта - альтернативный вид транспорта. Например, запустить на эстакадах электрические автобусы. Это тоже экологичный вид транспорта, но такое предложение следует обсуждать с партнёрами, с которыми заключён международный договор.

"По нему китайские партнёры были против реализации такого проекта, учитывая, что изначально инженерные конструкции были спроектированы под легкорельсовый транспорт. Поэтому вариант альтернативного транспорта тоже не реализуемый. Если мы будем расторгать договор, то у нас есть риск международного арбитража, и, получается, мы не выполним обязательства, которые брали", - отметил аким.

Говоря о цифрах, он рассказал, что в подписанном договоре все цифры в иностранной валюте - 1,8 миллиарда долларов была изначальная стоимость. Первоначальный заём был привлечённый с китайского банка развития на 20 лет в 4,9 процента.

"Если полностью в течение 20 лет мы выплачиваем, это обошлось бы в 2,6 миллиарда долларов. В 2019 году мы отказались от внешнего заимствования и перешли на внутренние банки. В банках второго уровня Казахстана эти средства уже переведены в размере 475 миллионов долларов. Уже проценты намного ниже, сейчас они составляют 3,25 процентов. Здесь мы уже сэкономили значительные средства. Сейчас мы два раза в год выплачиваем по этим займам из бюджета, потому что деньги потрачены на строительно-монтажные работы, и там проблема была с "Банком Астаны" вы помните. Свыше 270 миллионов долларов - потеряны, по ним идут судебные тяжбы, разбирательства, мы сейчас возвратом активов занимаемся. По актам выполненных работ за строительно-монтажные работы мы должны консорциуму 116 миллионов долларов. Работы сделаны - мы ещё не выплатили", - сказал он.



Продолжая рассказ, аким добавил, что после подписания договора сразу же был выдан аванс консорциуму в размере 377 миллионов долларов. Он ещё не задействован.

"Аванс будет задействован по договору, когда будут выполнены 60 процентов монтажных работ от всего объёма проекта. Если посчитать, то порядка миллиарда долларов уже потрачено. Мы точку невозврата прошли. Вы как считаете? Это факты, согласно договору, международные обязательства. Китайские наши партнёры заключили договоры с третьими сторонами, какие-то комплектующие, подвижной состав, другие конструкции - они в свою очередь обязательства взяли. Это очень такой сложный вопрос. Целесообразно с учётом всех этих обстоятельств достроить проект LRT. (...) Если мы дальше будем тянуть, наши партнёры хотят обратиться в международный арбитраж. Нам это невыгодно, нам лучше достроить", - заключил Кульгинов.

Чтобы снизить расходы по проекту, акимат решил пойти на оптимизацию.

"Если по изначальному проекту было предусмотрено 18 станций, мы предлагаем пока восемь станций - от аэропорта, Пригородный, на повороте Кабанбая, потому что эта линия очень загружена. И по подвижным составам тоже сократили, изначально проектом было предусмотрено 19 подвижных составов, мы пока оставляем пять. Интервал будет тогда составлять 15 минут. По проекту предусмотрено четыре вагона, каждый вагон вмещает 150 пассажиров, итого 600. На будущее оставляем места под станции″, - рассказал аким.

Изначально, чтобы завершить проект, необходимо было свыше 1 миллиарда долларов ещё.

"Когда мы оптимизировали станции и сократили подвижные составы, нам нужно будет для завершения 577 миллионов долларов, почти в два раза меньше, чем изначально после оптимизации", - отметил аким.

Кроме этого, градоначальник сообщил и о том, какой будет пассажиропоток и цена у наземного транспорта.

"По предварительным расчётам, на начальном этапе пассажиропоток будет 25-30 тысяч пассажиров. Будет субсидируемый. В год нам будет три миллиарда тенге на субсидирование и содержание. На автобусы мы выделяем в год субсидирования порядка 13 миллиардов тенге. Что касается цены, то с учётом субсидирования он будет не сильно отличаться, но чуть дороже. Мы будем учитывать покупательскую способность наших жителей", — добавил Кульгинов.

Также на вопрос ведущих о том, за какое время будет достроен проект, аким ответил, что сейчас идут переговоры по финансированию из бюджета. В течение двух лет планируют завершить, если будет непрерывное финансирование.

"Самый главный вопрос - источник финансирования. В 2020 году в период пандемии все банки приостановили свою работу. В 2021 году возобновили, в течение года мы работали с международными банками. В итоге - результат отрицательный. Все банки, с которыми мы переговоры проводили - отказались, даже при правительственной гарантии. Учитывая, что полученные средства из банков мы выплачиваем из бюджета, ещё и с процентами, целесообразно, если достраивать, мы будем просить деньги из бюджета", - резюмировал Алтай Кульгинов.

"С одной стороны интересы жителей, с другой - бизнесменов"

Прокомментировал аким столицы и вопрос слишком плотной застройки города.

"Темпы строительства у нас растут. В 2019 году мы ввели в эксплуатацию 1 миллион 700 тысяч квадратов жилья. В 2020 году три миллиона квадратных метров жилья, в 2021 году – три миллиона 200 тысяч метров жилья. За три года порядка 8 миллионов квадратных метров жилья построили. Конечно, это темпы очень огромные, строительная индустрия развивается и, с одной стороны, это хорошо. Но теперь какие вопросы возникают-то на практике? С учётом такого принципа полицентричности, в генплане мы вносим корректировки, чтобы в каждом новом микрорайоне, в районе новой застройки была своя школа, свои детские сады, поликлиника, общественные пространства. Поэтому мы корректируем проектно-сметную документацию (ПСД) с учётом этих требований и, естественно, мы учитываем пожелания жителей", - рассказал Алтай Кульгинов.

Он также отметил важность соблюдения баланса между интересами жителей города и застройщиков.

"Нам важно выдержать баланс: между интересами жителей и строителей. Здесь очень важно выдержать баланс - где мы должны защитить интересы жителей, а с другой стороны - интересы строителей, бизнесменов, крупных налогоплательщиков, работодателей. Людей, у которых есть право частной собственности на землю, которая охраняется законом. Но с учётом мнения жителей и плотности застройки, мы отменили изначально запланированный МЖК на 10 объектах. Взамен мы в ПСД скорректировали строительство школ, детских садов, скверов, общественных пространств и других социальных объектов. Есть объекты, где снижается этажность. Наша задача состоит в том, чтобы бизнесмены при строительстве не ущемляли интересы горожан", - пояснил аким Нур-Султана.

"Школы мы будем строить"

Актуальной он назвал проблему нехватки школ и социальных объектов в столице.

"Десять лет назад у нас было 75 тысяч детей школьного возраста, по итогам прошлого года - их свыше 220 тысяч детей. В 18-ом году мы четыре школы построили, в 19-ом - уже шесть школ, в 20-ом году - 11 школ, в 21-ом году - 16. Было восемь трёхсменных школ, мы уменьшили до четырёх, было 24 переуплотнённых школы, мы снизили их число до 14. Но если мы один год отстанем от темпа строительства, то эта цифра опять восстановится. Это напрямую влияет на качество образования, поэтому мы должны больше школ строить", - рассказал аким.

Он отметил, что в мае 2022 года из школ столицы выпустились 8 500 учеников. А в сентябре ожидается 25 тысяч детей. Поэтому ежегодно в столице планируют строить по 10-15 школ . В этом году строительство идёт 16 объектов, 11 школ сдадут до конца года.

"Есть три источниках финансирования. Трудно всё решать только за счёт бюджета. Мы строим через республиканский бюджет, следующий источник - это государственное-частное партнёрство, и третий - это частные школы. В больших городах спрос на частные школы тоже имеется. (...) Школы мы будем строить, мы уже строим", - добавил Кульгинов.

"Долевое строительство: Некоторые застройщики продолжают баловаться"

Другая проблема, которая продолжает волновать астанчан - долгострои и долевое строительство. Алтай Кульгинов отметил, что "концептуально эта проблема решается". Если три года назад — на лето 2019 года насчитывалось более 150 проблемных многоквартирных жилых комплексов, в которых дольщики вложили свои средства и остались без квартир (насчитывалось порядка 16 тысяч таких семей), то на сегодня строительство девяноста из этих объектов уже завершили.

"Это было свыше 150 объектов. Президент держит всё на контроле, и правительство выделило средства. Мы за этот период решили проблемы порядка 13 тысяч семей. Осталось около трёх тысяч семей. Были серьёзные проблемные объекты, где отсутствовала проектная смета и документация. Она была утеряна или неактуальна уже стала. Иногда были только котлованы вырыты, а несуществующий дом продан. Воздух продавали", — рассказал аким.


Он отметил, что кто-то понёс ответственность, а кто-то убежал от неё. И когда при наличии средств акимат приглашал других крупных застройщиков, которые работают и имеют опыт, они не захотели участвовать в этих проектах из-за хаоса, оставленного недобросовестными компаниями.

"Сейчас этот сложный период мы прошли, уже свыше 90 объектов сданы в эксплуатацию, люди получили ключи долгожданные. Часть ЖК в этом году завершена, оставшаяся будет в 2023 году достроена. Теперь в законодательство внесены соответствующие изменения", — добавил Кульгинов.

Согласно новым поправкам законодательства строители, как уточнил Кульгинов, теперь не могут "налево и направо" открывать продажу дольщикам, поскольку должны быть соблюдены три конкретных критерия: во-первых, компания должна полностью построить каркас, во-вторых, компания должна получить банковскую гарантию, а в-третьих, должны быть произведена полная поверка возможностей компании.

"К сожалению, некоторые застройщики продолжают "баловаться". Начинают продавать без разрешения, и мы черные списки регулярно выставляем в СМИ. И говорим, чтобы жители были осторожны, чтобы лучше уточняли у нас перед тем, как вкладывать свои средства", — сообщил аким.

По его словам, планируется и дальше привлекать частные инвестиции для реализации подобных проектов.

"Резкоконтинентальный климат влияет на качество дорог"

Высказался Алтай Кульгинов и о качестве дорог в столице. Он отметил, что для города ремонт дорог — это постоянный процесс. При этом средний ремонт дорог подразумевает, что через 10 лет дорожное полотно вновь следует ремонтировать, а капитальный по своему сроку службы дороги чуть больше. При этом текущий ремонт в столице требуется постоянно, учитывая резкоконтинентальный климат региона.

"Есть же выражение: "вода камень точит". Если где-то трещина появилась, попадает вода, асфальт разрушается. Есть несколько факторов по качеству (дорожного полотна — прим. ред.) Специалисты говорят следующее: резкоконтинентальный климат влияет на качество дорожного полотна. Также у нас качество битума оставляет желать лучшего. Если сравнивать с другими странами, по качеству битума мы уступаем. Это нужно признать", — сказал Кульгинов.



Другой фактор, виляющий на состояние дорог — это то, как выполнен ремонт.

"Если качественно работают, асфальт долго прослужит. Мы каждый год ремонтируем дороги. За период трёхлетнего бюджета отремонтировали свыше 300 улиц, в этом году по плану более ста улиц. Часть Кабанбай батыра уже отремонтировали, проспект Женис, начиная от вокзала, завершили, а также часть проспекта Кошкарбаева. Мы жилые массивы тоже охватываем. Это постоянный процесс работы. Сейчас у нас по объездной дороге идут жалобы, работаем с КазАвтоЖолом", — добавил аким столицы.

Перманентной является и работа по улучшению ливневой канализации.

"Новые районы застройки, там обязательно, если мы инженерные сети прокладываем, это вода, канализация, водоотведение и ливневые канализации. Если под землёй всё нормально - на земле всё будет хорошо и спокойно, у вас будет тепло, вода и свет", - сказал Алтай Кульгинов.

"Зачем акимат выкупил ЦУМ?"

Алтай Кульгинов объяснил и то, зачем акимат выкупил здание ЦУМа.

"У нас есть очень много подведомственных организаций, управлений. Порядка 30 наших организаций арендуют по всему городу, тратя государственные деньги, не имея своего собственного здания. В год мы порядка миллиарда тенге тратим на аренду. Каждый год аренда дорожает, и сумма растёт. Собственники ЦУМа его продавали, мы посчитали экономику и решили целесообразным приобрести это здание. И сейчас часть подведомственных организаций находится там", — объяснил аким.

Аким сообщил, что в здание ЦУМа уже переехали Центр занятости населения, iKomek 109, Astana Invest, Astana Innovations и прочие. По словам градоначальника, расположение ЦУМа позволяет охватить сразу три района столицы — Байконур, Сарыарка и Алматы. Жителям этих районов проще добираться к ЦУМу, чем ехать на левобережье.

В здание, которое раньше арендовал iKomek 109, открыли филиал Дворца школьников, где 1 500 тысячи детей занимаются творчеством и робототехникой.

"Компания CTS платила 250 миллионов тенге частной компании и арендовала здание. Её тоже переселили в ЦУМ. Мы посчитали, что сэкономим, и это удобно для наших управлений", — сказал Алтай Кульгинов.

"Вопрос Талдыколя: Нам нужен экопарк"

Рассказал аким и о дальнейшей судьбе озёр Малый и Большой Талдыколь. По его словам, несколько лет назад от жителей города поступила критика, что Большой Талдыколь является источником неприятного запаха.

"Большая часть воды поступала от ливневой канализации, и она не очищалась, оттуда был неприятный запах, ила. Канализационно-очистные сооружения построили, сейчас эти очищенная вода поступает в реку, а не в Талдыколь. Поэтому объём воды на озере уменьшился почти в восемь раз. Поэтому мы решили часть воды оставлять, а то водоём высохнет в перспективе. Теперь мы думаем, чтобы часть воды оставлять, не всё вливать в реку", - рассказал аким.

Он отметил, что группа водных объектов Малого Талдыколя, раньше подпитывалась от подземных источников. Когда левобережье застраивалось, большая часть подпитки перекрылась.

"Сейчас мы видим, что опять наши ливневые стоки - это единственный источник поступления воды. Но это не покрывает полностью потребности всех водных объектов, и вы видите, что часть уже испарилась. Мы придерживаемся такой позиции: напротив Зелёного квартала нужен экопарк. Об этом просят и жители района, что правильно. И вот на этом месте, где порядка 20 гектаров, высадят зелёные насаждения и будем подпитывать водой (озеро. - прим.авт.). Сейчас вокруг строятся дома, будут и социальные объекты. Позиция акимата и моя, как жителя города, там нужен парк и мы это сделаем. Вокруг будет стройка, об этом нужно прямо говорить, потому что там много объектов строится, но сама территория водного объекта не будет застраиваться", - сказал Алтай Кульгинов.

"Когда достроят мосты"

Аким также отметил, что количество транспорта в столице ежегодно увеличивается и это вызывает заторы на дорогах.

"Мы сейчас строим два моста, капитально ремонтируем аварийный мост Алаш в районе рынка, в обиходе "горбатый" мост называется. Шесть пролётов мы отремонтировали. Вот этим летом уже запустим движение там, но сразу скажу, что эту часть мы запустим и вторую часть закроем на ремонт, потому что там тоже аварийное состояние", - рассказал Алтай Кульгинов.

Что же касается двух новых мостов, то по словам акима, строительство на объектах идёт полным ходом и один из них планируют открыть уже этим летом.

"Теперь по мосту на Ұлы Дала, продолжение этой улицы, где Нұрлы жол, этот мост мы откроем летом этого года и значительно разгрузим те загруженные проспекты Есильского района. Когда именно, сказать не могу, не хочу забегать вперёд, нужно достроить сначала. На данный момент асфальтобетонное полотно уже завершено, теперь опорная часть, освещение и другие сопутствующие виды работ продолжаются. Как завершим, мы откроем этот мост. Будет дополнительное сообщение между районами "Алматы" и "Есиль", - сказал аким.

А второй мост по проспекту Тауелсиздик планируют достроить в 2023 году.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!
Поделитесь:
Наверх