О самых важных поправках в Конституцию РК рассказал Ерлан Карин
Государственный секретарь РК Ерлан Карин рассказал о важных поправках в Конституцию в материале газеты "Казахстанская правда", передаёт BaigeNews.kz.
Как отметил госсекретарь, "конституционная реформа сформирует оптимальный баланс отношений между ветвями власти, обеспечит максимальную равноудаленность института президентства".
Ерлан Карин напомнил, что статья 43 Конституции дополняется пунктом 3. В соответствии с ним президент республики на период своих полномочий не должен состоять в политической партии. Исходя из этой же логики, запрет распространяется на председателей и судей Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты республики (новая редакция пункта 2 статьи 23 Конституции).
"Результатом станет повышение политической конкуренции, создание равных условий для развития всех политических партий, самостоятельность и беспристрастность при принятии решений. Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому статья 43 Конституции дополняется пунктом 4, согласно которому близкие родственники Президента не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора", - отметил Карин.
Также по предложению членов рабочей группы исключаются нормы о праве Первого Президента избираться более двух раз подряд (новая редакция пункта 5 статьи 42 Конституции) и пункт 4 статьи 46 Конституции о том, что статус и полномочия Первого Президента определяются Конституцией и конституционным законом.
Также из статьи 91 Конституции исключается норма о статусе Первого Президента как Основателя независимого Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции).
Проект поправок предусматривает исключение полномочий президента по отмене либо приостановлению полностью или частично действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы (новая редакция подпункта 3) статьи 44 Конституции)."Результатом конституционной реформы должно стать расширение полномочий местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории", - подчеркнул Госсекретарь.
Также предусматривается исключение полномочий президента снимать с должностей акимов районов, городов, сельских округов (новая редакция пункта 4 статьи 87 Конституции).
Акимы областей, городов республиканского значения и столицы будут назначаться на должность президентом с согласия депутатов маслихатов, расположенных на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно. При этом Глава государства предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Получившим согласие считается кандидат, набравший большее количество голосов депутатов, принявших участие в голосовании.
Получается, что полномочия президента в отношении местной власти сокращаются и концентрируются на акимах регионального уровня при значительном усилении роли маслихатов.
Президентская квота в Сенате сокращается с 15 до 10 депутатов. Причём пять из них предложит Ассамблея народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции). При этом квота Ассамблеи народа Казахстана из Мажилиса переносится в сенат и сокращается с девяти до пяти депутатов. Соответственно, общее число депутатских мандатов в мажилисе уменьшится со 107 до 98 (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции).
Конституционный суд будет состоять из 11 судей (нынешний Конституционный совет состоит из семи членов). Состав его формируется следующим образом: шесть судей назначает Парламент (по три судьи мажилисом и сенатом), четверо судей назначает президент. Председателя Конституционного суда назначает президент с согласия сената (новая редакция подпункта 1) статьи 57, подпункта 7) пункта 3 статьи 58, статьи 71 Конституции).
Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета преобразуется в Высшую аудиторскую палату. Её председатель будет два раза в год отчитываться перед депутатами мажилиса (новая редакция подпункта 2) статьи 53, новый подпункт 3-1) пункта 1 статьи 56 Конституции).
"В результате конституционной реформы серьезному переформатированию подвергнется законодательная ветвь власти. В результате значительно усилится роль и повысится статус парламента и его палат", - объяснил Карин.
Депутаты мажилиса будут избираться по смешанной избирательной системе: по пропорциональному представительству на территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции). Как отметил госсекретарь, введение смешанной избирательной системы позволит в полной мере учесть права всех граждан, лучше отражать интересы избирателей.
Кроме того, у избирателей появится право отзыва мандата у депутатов мажилиса, избранных по одномандатному территориальному избирательному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции).
Поправки также предлагают, чтобы мажилис принимал законы (ранее он рассматривал и одобрял законопроекты), а сенат одобрял/не одобрял законы (ранее сенат принимал законы) (новая редакция пунктов 4 и 5 статьи 61 и пункта 5 статьи 62 Конституции).
Конституционные законы будут приниматься парламентом на совместном заседании палат в не менее чем двух чтениях (новая редакция статьи 53 Конституции).
При этом вводится особый механизм оперативного принятия законов в исключительных случаях. Законопроекты, внесенные в порядке законодательной инициативы Правительства республики в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, конституционному строю, охране общественного порядка, экономической безопасности страны, подлежат рассмотрению парламентом немедленно на совместном заседании его палат. На период рассмотрения этих законопроектов правительство республики вправе принимать временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона (дополнение пунктов 2 и 3 статьи 61 Конституции).
В Конституции "окончательно и однозначно" закрепляется норма о том, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство (новая редакция пункта 2 статьи 1 Конституции).
В проекте поправок укрепляются гарантии местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории.
Ещё из важных введений - окончательно закрепляется решение об отмене смертной казни на конституционном уровне (новая редакция пункта 2 статьи 15 Конституции).
Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры будут определяться конституционным законом (новая редакция пункта 4 статьи 83 Конституции). Это должно усилить системную правозащитную деятельность и высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства в установленных законом пределах и формах.
Нормами новой статьи 83-1 Конституции Уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчетности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Для этого он будет иметь право обращаться в Конституционный суд. Правовое положение и организация деятельности Уполномоченного по правам человека будут определяться конституционным законом.
"Таким образом, можно с полным правом утверждать, что конституционная реформа расширит участие граждан в управлении государством и обеспечит реальную демократизацию политических процессов", - заключил Ерлан Карин.
Самое читаемое