Уникальные домбры с многовековой историей хранятся в музее Алматы
Они принадлежат великим казахским исполнителям и виртуозам всех времен. Здесь можно встретить самый старейший инструмент, домбру-великана, с красивейшим дизайном и лучшим в мире звучанием.
В музее казахских народных музыкальных инструментов им. Ыхласа в Алматы хранятся более 1200 инструментов. Самый богатый фонд – домбры, их более 200 разновидностей, сообщает корреспондент BNews.kz.
В мемориальном зале музея сохранены уникальные домбры всех времен, на которых играли великие исполнители, композиторы, виртуозы, акыны. Самая удивительная и старейшая домбра принадлежала казахскому поэту и батыру Махамбету Утемисову, ей около двух веков.
"Эта домбра 1840 годов – в период своей жизни на ней играл Махамбет Утемисов. Она с момента образования музея хранится здесь. Была незначительная реконструкция, но в целом всё осталось в неизменной форме", - рассказала научный сотрудник музея Нурлы Ибадуллина.
Также здесь хранятся домбры Биржан-сала, Акана Сері, Мырзабека Байжанова, Кенена Азербаева, Дины Нурпеисовой, Ергали Есжанова, Ахмета Жубанова, Нургисы Тлендиева и т.д.
"Все домбры – оригиналы, они принадлежали исполнителям, за исключением копии инструментов Курмангазы Сагырбайулы и Абая Кунанбаева. Значительный вклад в сбор коллекции вложил искусствовед и музыковед Озбекали Жанибеков. Часть из них передана потомками этих людей, а некоторые переведены из других музеев", - пояснила Ибадуллина.
Фонд инструментов периодически обновляется. Например, в этом году в преддвериях 200-летия Курмангазы музей получил копию домбры, которую соорудил и передал в музей 69-летний казахстанский тренер по лёгкой атлетике в заслуженном отдыхе Едиге Набиев. Житель Уральска также привёз с собой оригинал домбры ученика Курмангазы Ергали Есжанова.
"Копию домбры изготовил мастер Едиге Набиев из Уральска. Он специально ездил в Астраханскую область, где хранится оригинал этой домбры. Домбра Ыбыр Досалиев – ученика Курмангазы, Курмангазы играл на этой домбре. Часто бывает такое, что люди желают сдать в музей свои инструменты. Мы требуем доказательства письменные или фото документы, что они принадлежали знаменитостям", - отметила научный сотрудник музея.
Сам же мастер Едиге Набиев рассказал, что классик казахского инструментального искусства Курмангазы Сагырбайулы не только исполнял народные пьесы, но и изготавливал для себя инструменты.
"Курмангазы был в изгнании, поэтому он не мог иметь одну домбру. Где он видел инструмент, там играл. Он не только исполнитель, но и мастер по изготовлению домбры. В то время не было фабрик, а мастеров было единицы, поэтому ему и его ученикам приходилось создавать своё. Год назад я решил повторить домбру Курмангазы. В Астраханской области России находится домбра, которая касалась рук Курмангазы. Мы подумали, чтобы в Казахстане была хотя бы её копия, потому что оригинал нам не отдадут. Замерил размер, и всё сделал по параметрам. На её изготовление ушёл год. Если делать быстро, то качества не будет. Домбра из сосны. Я собрал сначала корпус, убрал на две недели, чтобы она просохла, отлежалась, потом довёл до совершенства", - сказал мастер.
В Казахстане существует два вида домбры – каплевидная форма и совкообразная. Каплевидная распространена в западном и южном Казахстане. Различается длиной грифа и тонкостью. На ней играют динамичный кюй. Совкообразная более популярна на востоке, севере и в центре Казахстане. Отличия – гриф потолще и короче. На неё легко исполняются более мелодичные и лиричные мелодии. Для хранения таких народных инструментов необходимы отдельные требования и условия.
"Инструменты периодически озвучиваются. К примеру, домбра Ергали Есжанова – ученика Курмангазы, на ней в апреле играл Едиге Набиев. У инструмента природный, низкий, приятный, древний звук. Осмелюсь сказать, что у старых домбр звучание намного лучше, чем у современных. Есть особые требования к хранению инструментов. Аппаратура стоит, термометр, влажность контролируется, чтобы было прохладно и свет по мере регулируется. Всё это для того, чтобы инструмент сохранил внешний вид и хорошее звучание", - подчеркнула Ибадуллина.
В другом зале музея хранятся домбры, изготовленные современными мастерами, такими как Камар Касымов, Жолаушы Турдыгулов, братья Дильмановы и Романенко и т.д.
"Отличие этих домбр – бросается в глаза дизайн, они более яркие с рисунком, орнаментом, более ёмкой формой и размерами. К примеру, здесь есть домбра-великан, оркестровая высотой 1,5 м. Если сопоставить звучание новых домбр, тоже чувствуется большая разница", - проинформировала научный сотрудник.
В этом же отделе нашлось место и для домбр с лучшим звучанием, победителей различных музыкальных конкурсов и айтысов, в числе которых "Аныз домбра".
"Здесь есть домбры, которые выиграли конкурс. В прошлом году проходил "Аныз домбыра", инструмент победителя принимается в фонд музея. В этом году в сентябре тоже состоится соревнование домбристов, наша коллекция снова пополнится", - подытожила экскурсовод Нурлы Ибадуллина.
Ежедневно музей посещают около 100 человек. Организовываются специальные экскурсии для школьников и музыкантов. Частенько сюда наведываются туристы и остаются довольны не только увиденным, но и услышанным. Ведь в каждом зале музея есть фоновое сопровождение в виде звучания казахских народных инструментов.
Самое читаемое
- Сельчане просят акима СКО переселить их из-за шума элеваторов
- Убийство семьи бизнесмена в Петропавловске: суд вынес приговор
- Предлагавшую за взятку смягчить приговор Бишимбаеву женщину осудили в Астане
- 250 плиток шоколада "Казахстан" похитила в магазине жительница Астаны
- Мошенники нашли новый способ обмана казахстанцев