С нового учебного года колледжам страны предоставили академическую свободу. Министр просвещения Асхат Аймагамбетов в своём Telegram-канале рассказал, как новая система повлияет на образовательный процесс, передаёт BaigeNews.kz.
По словам главы министерства, предоставленная академическая свобода, позволит разрабатывать образовательные программы колледжам совместно с работодателями, чтобы выпускники соответствовали их запросам при приёме на работу.
"Во-первых, благодаря новым правилам, работодатели будут принимать непосредственное участие в разработке и экспертизе образовательных программ. То есть, колледжи могут формировать учебные планы и программы не по общему утверждённому стандарту, а в зависимости от запросов рынка труда, профессионального стандарта, региональных особенностей и так далее. Во-вторых, колледжам предоставлено право определять сроки обучения. Если раньше продолжительность обучения варьировалась от двух до четырёх лет и была четко фиксированной, то теперь это будет зависеть от специфики профессии и результатов обучения", - написал министр.
Он также сообщил, что будет обеспечен принцип студентоцентричности в колледжах.
"У студентов расширяется возможность выбора специализации по интересам. Мы считаем, что разработка образовательных программ с привлечением самих же стейкхолдеров значительно повысит их удовлетворённость качеством образования в колледжах", - отметил Аймагамбетов.
Алгорит разработки образовательных программ колледжей совместно с работодателями будет включать выявление необходимых компетенций по специальностям, определение результатов обучения, соответствующих требованиям профессиональных стандартов и ожиданиям работодателей, определение взаимосвязи компетенций, методов и критериев оценивания, исследование потребности обучающихся, определение ресурсов для полноценной реализации образовательной программы.
Разработанные образовательные программы будут проходить экспертизу и включаться в электронный Реестр образовательных программ, который находится в открытом доступе.
"И если подытожить: каждый колледж теперь вправе полностью обновлять и составлять учебные программы и планы в зависимости от требований рынка труда и работодателей, готовить востребованных специалистов посредством самостоятельного определения технологий обучения, форм организации и контроля учебного процесса, вводить в содержание образовательных программ модули. Это даёт возможность студентам играть активную роль в принятии решений о том, что они изучают, приобрести широкие компетенции и соответствовать потребностям рынка труда и общества, что также будет способствовать большей мотивации и вовлеченности", - подытожил министр.