27 месяцев под знаменем "Алаш" — интервью о первой казахской демократии

Прообраз современного казахского национального государства родился на заре еще XX века, благодаря упорной, последовательной и отчаянной борьбе истинных сынов Великой Степи.

31 Марта 2021, 11:17
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Ахмет Байтурсынулы, Алихан Букейхан и Миржакып Дулатулы 31 Марта 2021, 11:17
31 Марта 2021, 11:17
50900
Фото: Ахмет Байтурсынулы, Алихан Букейхан и Миржакып Дулатулы

Интервью агентства BaigeNews.kz с ученым-филологом, историком и публицистом Султан Ханом Аккулы получилось достаточно спонтанным, но весьма насыщенным. Имена деятелей "Алаш Орды" до публикаций моего героя были обычно сухой констатацией некой суммы исторических фактов. Султан Хан один из первых начал писать о них в самых разных изданиях живым и сочным языком, причем на двух языках: казахском и русском. О национальной интеллигенции и элите "Алаш" в советское время мало что было известно, кроме как о "буржуазных националистах". Но теперь, в год 30-летия независимого Казахстана, благодаря его трудам исторические фигуры деятелей "Алаш" приобрели еще более родной для всех нас, казахов, живой голос.

Я еще лет двадцать тому назад хорошо запомнил харизматичные и насмешливо-ироничные глаза моего собеседника, с которым по своей журналистской деятельности не раз пересекался в его бытность директором Астанинского бюро Казахской службы Radio Free Europe/Radio Liberty — Радио "Азаттык". В интонациях теперь уже директора НИИ "Алаш" при Евразийском национальном университете добавилась лишь хрипотца, а неугомонность осталась той же: он практически сразу попросил перейти к делу.

Вычеркнутое Отечество и сундук из Москвы

— Вы уже три десятка лет профессионально изучаете жизнь и деятельность основателей и лидеров национально-освободительного движения и казахской партии "Алаш". Как вы пришли к этой теме, что побудило вас исследовать эти страницы новейшей истории Казахстана?

— Дело в том, что в июле 1990 года, после окончания филологического факультета КазГУ им.Кирова, меня пригласили на научную работу в Институт литературы и искусства им. М.О. Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Вскоре, в марте 1991 года, мне предстояло утвердить свою тему научной диссертации, и один добрый человек предложил мне взять тему Алихана Букейхана. Тогда я вообще не знал, кто такой Алихан Букейхан. Когда же начал изучать материалы по избранной теме в научной библиотеке и центральной республиканской библиотеке в Алматы (тогда она все еще называлась центральной библиотекой им. А.С.Пушкина), то перелистал все номера газеты "Қазақ" ("Qazaq") за период с 1913 по 1918 годы. И вот только в этой газете я нашел несколько сот его статей за подписью "Қыр баласы", что в переводе означает "Сын степей".

А потом в августе мы с моим коллегой и другом Диханом Камзабекулы поехали сначала в Ленинград, затем в Москву, и там я уже обнаружил просто колоссальный объем работ Букейхана уже на русском языке, которые были изданы, в частности, в журналах до и послереволюционного периодов. Таких, к примеру, как "Сибирские вопросы" (СПб), "Жаңа мектеп", "Сәуле", "Әйел теңдігі" (Кызыл-Орда), "Темірқазық" (Москва), газетах как "Степной край", "Особое прибавление к "Акмолинским областным ведомостям", "Киргизская степная газета", "Дала уалаятының газеті" (Омск), "Сын отечества" (Москва), "Семипалатинские областные ведомости", "Семипалатинский листок" (Семипалатинск), "Туркестанские ведомости", "Ақ жол" (Ташкент). Также его труды я обнаружил в таких научных изданиях как "Известия Западно-Сибирского отдела ИРГО" (Омск), "Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела ИРГО" (Семей), а также ряде отдельно изданных научных монографий. Оттуда домой вернулся, можно сказать, с огромным сундуком копий его бесценного наследия.

Вот с этого и началось.

Я в тот момент впервые открыл для себя подлинную, но неписанную, точнее сказать, вычеркнутую историю своего Отечества. Я испытал невероятное чувство гордости от того, что у нас были такие замечательные люди. И что современное казахское государство в 1917 году было образовано отнюдь не большевиками, а именно казахскими национальными лидерами во главе с Алиханом Нурмухамедовичем Букейханом. Естественно, возник непреходящий интерес к национальной истории начала ХХ века, к периоду национально-освободительного движения, к Автономной Республики Алаш, к ее правительству "Алаш Орда" и, само собой разумеется, к личностям деятелей "Алаш". Без преувеличения могу сказать, что с головой окунулся в изучение этой темы и с тех пор продолжаю этим заниматься.

По итогам первой поездки в Ленинград и Москву в 1991 году я составил сборник "Ә.Н. Бөкейхан. Таңдамалы — Избранное" на казахском и русском языках, который был выпущен в 1995 году "Казахской энциклопедией". Второй сборник сочинений А.Н.Букейхана в семи томах, составленный мной, был издан в период с 2010 по 2013 годы. Ну а последнее и наиболее полное собрание наследия А.Н.Букейхана в 15 томах было издано в честь 150-летия со дня рождения лидера "Алаш" в 2016 году, которое затем было переиздано по государственной программе Министерства культуры и спорта РК в 2018 году.

Здесь необходимо особо подчеркнуть, что это лишь то наследие выдающегося государственного деятеля, основателя и первого главы современного Казахстана, ученого-энциклопедиста, педагога, журналиста и переводчика А.Н.Букейхана, которое мне удалось отыскать и научно доказать его авторство. Объем каждого из пятнадцати томов сборника составляет от 45 до 55 печатных листов. Иными словами, каждый том, по идее, еще можно было, в свою очередь, разделить на два-три тома. Таким образом, только обнаруженные его сочинения можно было бы издать не в академическом, а в более приемлемом формате в количестве до 27 томов.

— Неожиданно как-то. Обширное наследие получается!

— Это, повторюсь, только обнаруженные работы его. А ведь многое, что было написано и издано им, еще предстоит разыскать. Так, есть информация о том, что в 30-е годы, находясь под домашним арестом в Москве, Алихан Букейхан тайно сотрудничал со старейшей французской газетой "Фигаро" (фр. Le Figaro). По заявлению его коллеги и друга, Сергея Порфирьевича Швецова, наряду с двумя монографиями под заголовками "Овцеводство в Степном крае" и "Скотоводство" (Крупный рогатый скот), наш герой написал еще и замечательный очерк о казахском коневодстве. Эту работу я пока не нашел. Иными словами, имеется еще немало его работ, которые только предстоит найти.

Казахстан создали сами казахи, а не большевики

— Недавно был отмечен 155-летний юбилей Алихана Букейхана. Мы уже достаточно много знаем о зрелой деятельности этого знакового для Казахстана общественного деятеля. Но очень немного информации про его детство и юность, про его родителей…

— При окончании в 1890 году Омского технического училища, Алихан заявил директору заведения, что его настоящая фамилия не Нурмухамедов, а Букейхан. Его прадед Букей был последним из ханов Средней орды, который занимал этот трон с 1816 по 1818 годы. И взяв свою настоящую фамилию, он как бы дал понять царской власти, что казахи не являются завоеванной колонией России, а вступили с ней в военно-политический союз. Позже, поработав в архивах, он обнаруживает массу архивных документов, доказывающих, что Казахское ханство, согласно заключенным между казахскими ханами и российским царем соглашениям, никак не являлось частью или колонией России, хотя в реальности получилось совсем не так, как ожидали казахи — царская Россия, наплевав на договоры, попросту вела себя в Степи как колонизатор. И с того момента Алихан начал свою борьбу за свой народ.

Еще раз отмечу, что он был прямым потоком хана. И именно поэтому он говорил: "Тірі болсам, хан баласында қазақтың хақысы бар еді, қазаққа қызмет қылмай қоймаймын!", что в переводе означает: "У потомка хана имеется непреходящий долг перед казахами и, пока я жив, не перестану служить казахам". Этими словами, как объяснили мне сведущие люди, он не только говорил о себе — он говорил обо всех чингизидах. Иными словами, он говорил о том, что все они должны служить казахскому народу.

Алихан Букейхан сам был чингизидом и чувствовал свою вину за то, что его прямой предок Абулхаир-хан в 1731 году дал присягу и убедил казахов перейти в российское подданство. Главной причиной потери казахами своего единства и независимости Алихан считал неспособность прежних правителей объединить подвластные им роды и жузы даже перед лицом смертельно опасного врага — джунгар. "Большинство из прежних правителей тратило время и силы на интриги, насилия и распри между собой", — с болью писал он в одной из своих статей.

Так вот, осознавая этот свой долг чингизида перед казахским народом, Алихан Букейхан своей мирной, интеллектуальной, но бескомпромиссной борьбой, спустя 70 лет после окончательного распада в 1847 году Казахского ханства, сумел создать из руин современное казахское государство, которое называлось "Алаш" (приставка "орда" означает, по сути, "государство"). Это самостоятельное политическое образование просуществовало почти три года, с декабря 1917 года до августа 1920 года, пока алашординцы не признали Советскую власть и не присоединились к ней. Так, Автономия Алаш 26 августа 1920 года была преобразована в Автономную Киргизскую Социалистическую Советскую Республику (АКССР). Другими словами, казахская государственность создана не большевиками из Москвы, как это утверждалось советской историографией, а свое государство изначально создавали сами казахи, оно было создано казахской элитой, казахской интеллигенцией "Алаш".

"Коба! Ты знаешь, кого посадил в тюрьму?!"

— Один из старых партийцев-ленинцев, Василий Шелгунов, добиваясь освобождения Букейхана после одного из первых арестов, заявил Сталину, что этот казах их, рабочих, учил марксизму. Можно поподробнее об этом эпизоде истории? И почему, в конце концов, основателя партии "Алаш" расстреляли?

— Дело в том, что Алихан Букейхан очень сильно увлекался марксизмом. В частности, экономическим материализмом марксизма. Он в одно время с Владимиром Ульяновым (впоследствии известным как Ленин) экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Свободно владел несколькими иностранными языками, в 24-летнем возрасте имел два столичных диплома о высшем образовании, был известен как знаток теории марксизма.

И в те годы, как и Ленин, конечно же, он посещал марксистские кружки, где они читали свои лекции, просвещая рабочий класс по теоретическим вопросам марксизма. И вот одним из завсегдатаев этих кружков был и один из представителей старой гвардии ленинцев-большевиков Василий Шелгунов, который позднее стал одним из основоположников РСДРП (б) — Российской социал-демократической партии большевиков.

И вот, однажды в 1926 году, Шелгунов находился дома и к ним пришла заплаканная девушка, как выяснилось, однокурсница и подруга его дочери. Это была 23-летняя Лиза (Зейнеп), дочь А.Н.Букейхана, которая пыталась во что бы то ни стало освободить отца.

На тот момент Букейхана арестовали во время работы в составе Антропологической экспедиции АН СССР в Адаевском уезде (ныне его территория поделена между Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Актюбинской областями) КазАССР в 1926 году только за то, что он навестил в Кызыл-Орде своих соратников по Алаш Орде Ахмета Байтурсынулы и Миржакыпа Дулатулы, а также встречался с руководством республики (председателем Совнаркома Ныгметом Нурмакулы, наркомом Смагулом Садуакасулы и др.). Тут следует отметить, что еще в конце 1922 года Алихан Букейхан был арестован и доставлен в Москву по прямому указанию генерального секретаря ЦК ВКП (б) Иосифа Сталина, и с тех пор работал редактором Казахской секции Центрального издательства народов СССР, а также был профессором Ленинградского государственного университета.

Так вот, когда ослепший Шелгунов (он потерял свое здоровье, просидев долгие годы в царских застенках), погладил плачущую девушку по голове, то сразу понял, в чем дело: "Ты дочь Алихана Букейхана?" Девушка ответила: "Да!" Тогда старый большевик спросил: "А почему плачешь?" Она: "Моего отца посадили…"

Услышав это, Василий Шелгунов тут же напросился на прием к Сталину (на правах одного из старых большевиков ленинской гвардии у него был постоянный пропуск в Кремль). И заходя уже в кабинет Сталина, прямо с порога 59-летний Шелгунов сказал: "Коба! Ты знаешь, кого ты посадил в тюрьму?! Это тот самый человек, который нас учил в молодости марксизму!" Шелгунов подчеркнул, что ручается за Букейхана, после чего Сталин позвонил Дзержинскому, чтобы Букейхана доставили в Москву поездом без конвоя. Ко дню освобождения он успел побыть под арестом в Оренбурге 15 дней.

Елизавета Букейханова с мужем Смагулом Садвакасовым

К сожалению, в годы последующих массовых политических репрессий 30-х годов казахский патриот Алихан Букейхан и его соратники попадают под жернова террора. В 26 июля 1937 года лидер "Алаша" был заключён в Бутырскую тюрьму. 27 сентября того же года по обвинению "в организации контрреволюционных центров в Москве и Казахстане", а также в "японофильстве", его приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Коммунистическая власть до своего окончательного краха скрывала от народа место его вечного покоя. Оно было обнаружено лишь в 2009 году — в братской могиле на Донском кладбище в Москве.

Искусный политик и его неординарные решения

— Основатель "Алаша", согласно вашим историческим находкам, был очень гибок в политическом плане, умея найти общий язык компромисса как с Колчаком, оренбургским, уральским, сибирским казачеством, так и с большевиками, когда стало ясно, что большевики одерживают верх. И в то же время главной его миссией было служение казахскому народу. Можете прокомментировать эти и другие моменты, когда он проявил себя как лидер казахского народа?

— Начну хотя бы с того, что указ царя Николая ІІ от 25 июня 1916 года о "реквизиции коренных жителей на… тыловые работы", то есть о мобилизации "инородцев" Степного и Туркестанского краев, появился для лидеров "Алаш" как гром среди ясного неба. Ещё большей неожиданностью для А.Н.Букейхана стало стихийное восстание народа, вспыхнувшее вслед за этим указом, которое лишь усилило опасение колониальных властей России в вопросе предоставления казахам возможность сформировать свои конные войска. До этого момента лидеры "Алаш" добивались от колониальной администрации именно этого права. Это, во-первых.

Во-вторых, и самое главное, восстание, тем более стихийное и фактически безоружное, не входило в планы и стратегию лидеров движения "Алаш", если точнее — прямо противоречило этой стратегии. Также чрезвычайно важно заметить, что основной причиной народных волнений стал не столько сам указ, а сколько его спешное и грубое исполнение наместниками колониальной власти и их приспешниками в лице волостных управителей, аульных старшин и степной знати. Именно к такому выводу пришло частное совещание казахов Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей об ущербе, причиненном сельскому хозяйству мобилизацией мужчин на тыловые работы, состоявшееся 07.08.1916 г. в Оренбурге под председательством А.Н.Букейхана.

"Всё, что до сих пор произошло, — говорилось в протоколе данного совещания, — объясняется чрезвычайной спешностью приведения в исполнение высочайшего повеления. Необходимо немедленно принять меры по успокоению населения и отозвать из степи казачье отряды, созвать на местах съезды уполномоченных от населения. Местные власти, особенно волостные управители, сами вызывали народные волнения своими спешными действиями, грубостью и злоупотреблениями, возмутили самый мирный, покорный высочайшему повелению народ, которого объявили непокорным властям и закону. Все это неверно — казахи исполняют повеление".

Обсудив причины и последствия указа от 25 июня и ход его практической реализации, частное совещание казахов приняло постановление, состоящее из 18 пунктов, в первом из которых говорилось о "необходимости отсрочить призыв рабочих для северных уездов до 1 января 1917 года, а для южных уездов — до 15 марта 1917 года", а в последнем пункте — "об изложенном... ходатайствовать перед правительством".

Восстание Иманова не было всенародным

— Если не ошибаюсь, именно в это время в казахской степи разгорелось восстание Амангельды Иманова…

Первое. Это было восстание не Иманова, а Амангельды Удербайулы. Позже, вспомнив, что Амангельды является внуком соратника хана Кенесары, большевики посмертно нарекли его фамилией "ИманОВ", чтобы придать этой фигуре больше "народности" и "героизма". И восстал там всего один Тургайский уезд — один из четырех уездов Тургайской области.

Во-вторых, руководил восстанием не он, а Абдулгафар Жанбосынулы. 21 ноября 1916 года учредительное собрание представителей населения 13 волостей Тургайского уезда избрало Жанбосынулы ханом, а Амангельды Удербайулы — его сардаром (военачальником восставших).

Третье. Одновременно во всех четырех уездах Тургайской области были избраны свои ханы из черни. Так что, это была просто советская побасенка о том, что стихийное восстание 1916 года являлось "всенародно-освободительным восстанием казахов". Как оно может носить общенародный характер, если, во-первых, вся национальная интеллигенция, элита "Алаш" выступила против него, во-вторых — оно разгорелось лишь в нескольких отдельно взятых уездах и областях и было вскоре жестоко подавлено.

Четвертое. Советская власть постаралась максимально очернить деятелей партии "Алаш", когда переложила всю вину за гибель Амангельды Удербайулы на них, утверждая, что батыр погиб в 1919 году якобы "от рук алашординцев". На самом деле, Амангельды погиб при весьма загадочных обстоятельствах и есть большая вероятность того, что это была специально спланированная против алашординцев акция, поскольку лидеры "Алаш" всегда старались беречь выдающихся представителей своего народа, даже своих политических противников.

Пятое. Призвав казахов идти на тыловые работы, Алихан Букейхан сам добровольно отправился в тыл Первой мировой войны и в составе Комитета Западного фронта Всероссийского Земского Союза открыл Инородческий отдел, чтобы оказывать мобилизованным степнякам юридическую, социальную, медицинскую и другого рода поддержку. То есть, казахская интеллигенция в лице лидеров партии "Алаш" встретила Февральскую революцию не в родной Великой степи за чашкой кумыса и свежесваренной бараниной, а в тылу самой кровопролитной на тот момент в истории человечества войны, который протянулся от Минска до Риги.

Казахская молодёжь, "реквизированная" на тыловые работы, отбывала их в адских условиях — под артобстрелами, бомбёжками и химическими атаками германской армии, да еще страдая от неведомых для казахов болезней и недоедания. Вместе с ними все эти тяготы и лишения несли на себе и деятели "Алаш", последовав за ними на Западный фронт. Всего в прифронтовых зонах Западного фронта тогда трудились, по разным данным, от 150 до 250 тысяч "реквизированных" казахов. И кстати, казахская степь впервые узнала о свершившейся революции, о самом факте свержения самодержавия, именно из телеграммы Букейхана, каковой телеграфировалось из Минска, что "взошло солнце свободы и все народы России получили свободу!". И что казахам нужно объединиться, забыть все внутренние конфликты и дрязги, чтобы готовиться к Всероссийскому учредительному собранию.

В телеграмме он писал и о том, что нужно будет отобрать наилучших кандидатов от казахов на этот съезд, а также, что нужно поднимать вопрос о земле ("земля тому, кто извлекает доход из неё скотоводством и земледелием"). Также особо отмечалось, что нужно стремиться к тому, чтобы Россия была провозглашена Федеративной демократической парламентской республикой.

Сохранить и по-умному отстоять казахскую землю

Из революционного Петрограда он возвратился в Тургайскую область уже областным комиссаром Временного правительства. И тут нужно пояснить, почему Алихан выбрал для комиссарства не родную Семипалатинскую, а именно Тургайскую область. Это очень важный момент.

А.Н.Букейхан, кадетская фракция Госдумы в Таврии, 1906 год

Еще в 1908 году в санкт-петербургском журнале "Сибирские вопросы" А.Н.Букейхан написал в статье "Будущая пустыня" о том, что крестьяне-переселенцы, переселяясь в соответствии со столыпинскими реформами в Тургайскую область, захватывали казахские земли и их число приблизилось к опасной черте — превзойти численность коренного автохтонного народа. А к 1917 году количество переселенцев в области уже превалировало над коренными казахами, соответственно — в связи с тем, что в новой России активно образовывались автономии, возникла реальная угроза потери казахами еще и Тургайской области с четырьмя ее уездами — Актюбинским, Иргизским, Тургайским и Костанайским.

Поэтому-то Букейхан и выбрал Тургайскую область и за несколько месяцев — с марта по декабрь 1917 года, пока он руководил областью — вернул обратно всех казахов, которые откочевали из тургайских земель в другие области. Таким образом, был восстановлен статус-кво казахов в этой области и, "уплывающая" было в другие руки территория, была сохранена за казахами — это почти четверть всего современного Казахстана (ныне территории Костанайской, Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областей).

— Это же он нефтяную житницу для Казахстана уберег, получается!

— Да. Дополнительно к своему комиссарству Алихан Букейхан продолжал руководить, скажем так, дистанционно, Инородческим отделом на Западном фронте. И также продолжал интересоваться положением казахов, которые по разным причинам попали в госпитали Москвы и других городов России. Плюс, еще выезжая из Петрограда в Тургай он дал телеграмму, где говорил о том, что нужно срочно созвать Всеказахский съезд.

В итоге, со 2 по 8 апреля 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором был намечен план будущего автономного устройства жизни казахов. Более того, съезд призвал провозгласить Россию федеративной демократической парламентской республикой (по примеру Соединенных Штатов Америки — The United States of America буквально и правильно переводится как Союз государств Америки). Хоть официально съезд был заявлен как "областной", но фактически был всеказахским: в его работе, как позднее вспоминал Мустафа Шокай, участвовало более 300 делегатов из шести казахских областей.

Как Алихан Букейхан стал признанным отцом нации

В программе Первого съезда наиболее острыми вопросами были, конечно же, вопрос возвращения исконных земель и дальнейшая судьба казахских джигитов, мобилизованных на Западный фронт. Были и другие вопросы, связанные с необходимостью прекращения политики переселения русских крестьян в казахскую степь, а также с проблемами народного образования, создания возрождения и легитимизации казахского народного суда биев, организацией земств, свободы печати.

Когда Временное правительство удовлетворило пожелания Всеказахского съезда, из тылов Западного фронта началась эвакуация казахских джигитов на родину. И, начиная с конца мая 1917 года, все возвратившиеся с фронта казахи отправляли на радостях деньги в редакцию газеты "Қазақ". Например, в одной редакционной статье сообщалось, что 700 джигитов из Копальского уезда Семиреченской области, работавшие в 229-й партии Комитета Западного фронта Земгора, а также 94 джигита из Актюбинского уезда Тургайской области, по пути домой, через тысячника Мырзахана Толебайулы (Толебаев) передали в редакцию "Қазақ" две тысячи рублей. Они просили учредить стипендию или построить мечеть имени Алихана в благодарность об истинно отцовской заботе национального лидера о своем народе, особенно о молодёжи, мобилизованной на обслуживание Западного фронта.

Из разных концов Казахского края стали поступать телеграммы и письма, в которых также звучал призыв присвоить Алихану Букейхану самое высокое народное имя: "Алаштың Әлиханы" — "Алихан всего Алаша". Это являлось признанием его роли как истинного отца-руководителя новой нации. Все казахи были безмерно благодарны ему за труды и заслуги перед народом. Они также просили присвоить ему титул "Алаштын улы" ("Сын Алаша"), фактически означающее, что он подлинный лидер нации "Алаш".

Даже еще в царское время в тайной переписке Омского жандармского управления с департаментом полиции МВД России в Санкт-Петербурге от 1906 года Алихан Букейхан уже фигурировал как "главный руководитель всего религиозно-политического движения Степного края".

А теперь, в 1917 году, уже весь казахский народ безоговорочно считал его лидером нации.

А.Н.Букейхан в Госдуме, 1906 год.

"Алаш" и культурный ренессанс казахского народа

— "Алаш" — это название единого тюркского народа. Ещё в 1910 году в историко-справочном очерке "Казахи" (в ориг. "Киргизы") Алихан Букейхан писал, что у казахов боевым кличем являлось "имя мифического лица Алаша". В 1913 году в статье "Қазақтың тарихы" (букв. "История казахов") он дал более развернутое толкование понятия "Алаш", что, по его мнению, означало "человек отечества". "Джучи хану было присвоено народное имя "Алаш", — отмечалось в этой статье, подписанной как Түрік баласы (одним из его псевдонимов).

Алихан Букейхан был первым казахским демократом и не разделял казахов по жузам или родам, по социальному статусу или образованию. Он хотел видеть казахов единым народом. И древнее слово "Алаш", которое он выдвинул, оказалось весьма удачной идеей для их сплочения.

А уже к 2017 году слово "Алаш" стало, по сути, идеей казахского национального возрождения, программой создания современной национальной культуры и единой нации, лозунгом и знаменем борьбы за восстановление национальной государственности. Об объединяющей силе идеи "Алаш" свидетельствует тот исторический факт, что в ноябре 1917 года в выборах во Всероссийское учредительное собрание партия "Алаш" одержала триумфальную победу над всеми другими партиями, в том числе над партией "Үш жүз" ("Три жуза") и РСДРП (меньшевиков и большевиков), и получила все 43 депутатских мандата накануне Октябрьского путча.

Элита "Алаш" считала, что бороться против могущественной русской империи, пусть даже культурно и экономически отсталой от Западной Европы, и вернуть независимость путём вооруженного восстания — невозможно. Такой путь борьбы, по убеждению элиты Алаш, не найдет массовой поддержки в народе, о чём красноречиво свидетельствовало поражение восстания хана Кенесары.

В той же самой статье "Казахи" А.Н.Букейхан отмечал также наличие двух политических течений в казахской степи. Одно — взявшее ориентацию на Бухару и Туркестан, традиционное панисламистское течение. Это направление проповедовали различные деятели ислама, воспитанные в медресе Казани, Бухары, Уфы. Они пытались повернуть взоры казахов на Восток. А вот второе течение было, по его определению, модернистское, ориентированное в основном на цивилизованный Запад. К этому течению как раз и относились представители национальной элиты "Алаш" в лице Алихана Букейхана, Ахмета Байтурсынулы, Мыржакыпа Дулатулы, Жакыпа Акбайулы, Алимхана Ермекулы и многих других. Эта группа проявляла политическую сдержанность, осторожно реагировала на действия царского правительства, прежде всего, прилагая усилия к тому, чтобы поднять самосознание народа и подготовить его для действия в целесообразных условиях. Они изначально возлагали надежды на возможность соглашения с русской либеральной властью и левыми партиями, они придерживались тактики разумного компромисса с колониальной империей, выдвигая на первый план идею выживания народа, сохранения его этнической целостности, ратовали за постепенное, эволюционное движение в сторону получения государственной независимости.

Особо также отмечу, что вся основа современной казахской культуры была создана до Февральской революции 1917 года. Позднее, в 80-х годах, в ряде западных исследований об истории казахов итог деятельности элиты и движения "Алаш" оценивался как "культурный ренессанс". Так, первые современные казахские литературные сочинения в прозе и поэзии — романы ("Несчастная Жамал" Миржакыпа Дулатулы, "Красавица Камар" Султанмахмута Торайгырулы, "Калым" Спандияра Кобейулы и др.), рассказы, поэмы, пьесы, сборники стихов, басен, первые периодические издания – газеты ("Серке", "Қазақ газеті", "Қазақстан", "Қазақ", Сарыарқа"), журналы ("Айқап", "Абай"), а также учебники, учебные пособия, хрестоматии для казахских светских школ — практически все были изданы до 1917 года. До революции были также изданы первый сборник оригинальных сочинений великого Абая и его переводов из русской литературы, а также стихи "Оян, қазақ!" ("Пробудись, казах!") Миржакыпа Дулатулы, "Маса" ("Комар") Ахмета Байтурсынулы.

Комуч, "Уфимская директория" и монархизм Колчака

— Республика "Алаш" — как она была образована?

— Это государство было официально образовано на Втором Всеказахско-киргизском курултае (съезде), который состоялся 5 (18) декабря по 13 (26) декабря 1917 года в Оренбурге. На этом курултае и была провозглашена Алашская Республика — съезд единогласно постановил образовать Автономию казак-киргизских областей и присвоить ей имя "Алаш". На должность главы правительства — председателя Всеказахско-киргизского народного совета "Алаш Орды" — подавляющим голосом был избран Алихан Букейхан из трех альтернативных кандидатов в лице Бахыткерея Кулманулы (депутат Государственной думы второго созыва) и юриста Айдархана Турлубайулы.

Правительство "Алаш Орды" было сформировано из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским переселенцам и выходцам из других народов, проживающих в автономии "Алаш". Из 15 казахских комиссаров (министров) восемь являлись юристами с петербургскими, московскими и казанскими дипломами, имея опыт работы судьи, прокурора, адвоката (один имел учёную степень магистра права, четверо были бывшими депутатами Госдумы). Остальных семерых представляли: востоковед с учёной степенью, инженер-железнодорожник, агроном, ветеринарный, военный врачи, кадровый офицер, математик и агроном.

Местом пребывания правительства был определен поселок Заречная Слободка, который предусмотрительно был переименован в город Алаш за несколько месяцев до образования Республики Алаш — в мае 1917 года. В городе Алаш в то время проживало до трех тысяч оседло живущих казахов, не считая татар и сартов (узбеков).

В январе 1918 года правительство Алаш Орда уже передислоцировалось в город Алаш (ныне район "Жана-Семей" города Семей).

Также в ночь с 5 на 6 января этого же года советская власть, насильственно разогнав Всероссийское учредительное собрание, уничтожила последнюю надежду России на то, что страна станет демократическим парламентским государством. Часть членов "Учредилки" была арестована, часть расстреляна. Таким образом, Россия осталась без единого легитимного правительства.

В этих критических условиях перед Алиханом Букейханом стояла задача во что бы то ни стало сохранить возрожденное казахское государство "Алаш". Поэтому он готов был идти на союз с любой политической силой, любым правительством, лишь бы оно признавало право казахов на национальное самоопределение и самоуправление.

С другой стороны, стало также ясно, что большевики, пришедшие к власти преступным путем, тем не менее, представляют собой единственную реальную силу в России, с которой можно вести переговоры о признании казахской автономии. В конце февраля 1918 года члены "Алаш Орды" Жаханша и Халел Досмухамедулы (по поручению Алихана Букейхана) выехали в Москву, где провели встречи со Сталиным и Лениным.

В марте этого же года Иосиф Сталин и члены "Алаш Орды" обменялись телеграммами и даже говорили по прямому проводу. Сталин в тот период считал возможным признать решения Всеказахского съезда. Большевики готовы были признать "Алаш" автономным государством. Они говорили о том, что цели партии "Алаш" и советской власти, в целом, совпадают: лидеры "Алаша" готовы были признать советскую власть в качестве центральной власти, а Кремль готов был признать государство "Алаш" национальной автономией.

Но после того, как более конкретные условия из 14 пунктов для подписания договора лидеры "Алаш" отправили в Москву, переговоры, по непонятным причинам для казахов, прервались. И лидеры "Алаша", так и не получая никаких ответов от Ленина и Сталина, были вынуждены искать союзников в стане противников советской власти. Естественно, что их взоры обратились к так называемому Комитету Учредительного собрания (Комуч), который был единственным на тот момент легитимным правительством России, объединившим оставшуюся в живых часть делегатов того самого Учредительного собрания, что разогнали большевики.

Сотрудничество началось с того, что в июле этого же года Комуч сам пригласил в Самару представителей казахской "Алаша" во главе с Алиханом Букейхановым и Мустафой Шокаем и заключил с ними военно-политический союз против красных, признав "Алаш" автономией, а "Алаш Орду" — ее правительством.

Но Комуч просуществовал недолго, войдя осенью 1918 года в так называемую Уфимскую директорию, где объединились разные антибольшевистские силы. Вскоре ставка директории переехала из Уфы в Омск, а затем организация и вовсе была разогнана правыми силами, которые были представлены большей частью офицерами. Офицеры власть передали адмиралу Колчаку, и он сформировал уже так называемое Омское правительство России. Лидеры "Алаш" начали было вести переговоры и с ним.

Однако, адмирал Колчак был вообще против как парламентаризма, так и каких-либо национальных автономий. Поэтому отношения с "Верховным правителем России", который спал и видел себя новым императором России при прежних границах, не сложились. Тут надо добавить в подтверждение монархических амбиций адмирала такой факт: он имел все возможности спасти царскую семью от расправы большевиков, но намеренно ничего не предпринял для этого.

— Вот как дело было, оказывается!

— Да. Также, благодаря архивным данным, только в постсоветское время стало ясно, что внезапному образовавшемуся молчанию со стороны большевистской Москвы также сильно поспособствовали местные казахские деятели, например, в лице большевистского чрезвычайного военного комиссара Степного края, революционера Али Жалгабайулы (более известного как Алиби Джангильдин, он же Иван Степнов, здесь подробнее и с опорой на исторические факты описываются его миссионерские "подвиги") и старого оппонента алашевцев, лидера казахской социалистической партии "Үш жүз" Кольбая Тогусулы (он же Толенгутулы), которые слали в Кремль депеши и телеграммы об идейной "несовместимости" и политической "вредности" автономии "Алаш".

Казахское государство в новом формате

Нужно отдать должное политической гибкости Алихана Букейхана, который поняв, куда хочет привести страну Колчак, уже в феврале 1919 года решает срочно возобновить переговоры с Кремлем. Он направляет Ахмета Байтурсынулы в Москву, где тот встречается с Лениным и договаривается о присоединении Алашской республики к советской власти.

Именно благодаря упорной, последовательной и бескомпромиссной борьбе лидеров "Алаш", мы сегодня имеем возрожденное Казахское государство с нынешней территорией, девятой в мире по общей площади. Поскольку, примерно в этих границах Автономная Республика Алаш и была преобразована 26 августа 1920 года в Киргизскую (Казахскую) Автономную Советскую Республику.

Таким образом, мы можем лишь констатировать тот очевидный исторический факт, что Республика Алаш была просто преобразована в Казахскую АССР, преобразованной затем в союзную республику, которая, в свою очередь, получила независимость и теперь вот уже 30 лет именуется Республикой Казахстан.

В заключение следует особо подчеркнуть, что глубоко ошибаются те ученые-историки, специализирующиеся на теме "Алаш", когда утверждают, что деятели "Алаш" во главе с Алиханом Букейханом погибли, так и не достигнув своих стратегических целей и задач. Как раз наоборот — Алихан Букейхан достиг своей основной цели — возродил Казахское государство в новом формате и, проявив политическую гибкость, дальновидность, сохранил его для будущих поколений. Именно это государство 16 декабря 1991 года провозгласило свой полный суверенитет и независимость. Мы с вами сегодня живем именно в том государстве, которое возродила элита "Алаш" в декабре 1917 года.

Наверх