Пирамидальное искусство: фоторепортаж о выставке современных художников
Пять параллельных выставок современных художников рассказывают о прошлом, настоящем и будущем Казахстана.
В рамках ежегодного театрального фестиваля "ТеатрALL" в столичном Центре Мира и Согласия, известном также как Пирамида, параллельно открылись пять выставок. Организатором проекта стал Центр современного искусства Kulanshi.
Корреспондент BaigeNews.kz посетила выставки, а также поговорила с художницей, доцентом кафедры "Живопись и скульптура" Казахского национального университета искусств (Шабыт) и председателем кураторского совета Центра современного искусства Kulanshi Лейлой Махат. Художница объяснила, по какому принципу были собраны работы для этих пяти выставок, и подробнее рассказала о представленных здесь произведениях.
Перед тем, как говорить о выставках, Лейла Махат объяснила, по какому принципу работы художников распределены по зданию. Когда Норман Фостер создавал концепцию этого здания и думал о функциональной и духовной наполненности Дворца Мира и Согласия, он разбил пирамиду на уровни. Нижний уровень – это прошлое, средний светлый уровень – настоящее, и самый верхний уровень – будущее. Весь этот трехэтапный проект называется "Қазақ елі".
Наша экскурсия началась в обратном порядке – сначала мы поднялись на выставку на шестом этаже Пирамиды, и затем постепенно спускались вниз, закончив обзор на нулевом этаже.
На шестом этаже расположена выставка "Она", которая посвящена женскому образу в современном изобразительном искусстве. Здесь можно увидеть работы двух жанров – живопись и художественная фотография. Поделена выставка соответственно этому на две части.
В первом зале выставки "Она" представлены работы художников из Казахстана и Молдовы. Наталья Каракоз из Молдовы, Сауле Сулейменова из Алматы, Жанар Имантаева из Павлодара.
Также здесь представлен проект, который скоро центр Kulanshi будет презентовать отдельно. Он называется "Мамин платок".
"Идея заключается в том, что женщина интуитивно хочет защитить мир, детей, себя и своих близких. И как символ мы выбрали мамин платок, потому что это святая вещь во многих культурах и присутствует практически во всех национальных костюмах", – рассказывает Лейла Махат.
Художники соединяют разные платки между собой и сейчас это превратилось в большое полотно, которое достигло около 80 метров в длину и столько же в ширину.
"Первоначально идея заключалась в том, что мы будем отправлять этот платок путешествовать, и он будет расти в каждой стране. Но из-за пандемии мы не можем найти спонсоров, которые бы нам помогли в этом проекте. Но так как мы его уже запустили и в соцсетях нам стали очень многие писать, – платки теперь присылают к нам. Приходят они из самых разных и порой даже странных и неожиданных мест. Например, нам пришло 44 платка из Вьетнама, пять платков – из Буркина-Фасо (страна в Западной Африки), из Мексики. Другие города Казахстана к нам тоже присоединились – Петропавловск, Караганда, Актобе", – описывает необычную художественную акцию куратор.
Во втором зале можно посмотреть работы молодых фотографов из разных регионов Казахстана.
К каждой экспозиции организаторы создали инсталляции, чтобы человек, попав в выставочное пространство, сразу погружался в атмосферу того или иного проекта.
"Поэтому в том зале, где у нас есть фотографии балерин, у нас также там есть летающие балерины – невидимые и видимые одновременно. А в зале женских образов – платок", – объясняет художница.
Есть здесь и комната с сюрпризом – коллекция литографий звезд европейской живописи от Рембрандта до Дали.
"Здесь у нас представлены сертифицированные литографии Рене Магритта из Института Рене Магритта в Париже. Этот институт подарил нам эти работы. Также здесь есть литографии работ Рембрандта и Альбрехта Дюрера", – перечисляет художница.
"Это портрет Пикассо работы Сальвадора Дали, называется "Посвящение другу" 1965-1966 годов. Эта работа слегка ироничная, потому что Дали пририсовал Пикассо лавровый венок на его голове. И Дали немного поиздевался над Пикассо, превратив этот лавровый венок в рожки", – поясняет работу мастера Лейла Махат.
Также здесь есть литографии работ Пабло Пикассо "Танец мира" и "Сидящая обнаженная с зеркалом".
"Мы пытались придать этому пространству некую музейность. Сами покрасили здесь стены, и попробовали создали ощущение камерности", – делится художница.
На втором этаже можно увидеть два проекта, которые связаны между собой. Первый проект содержит большую экспозицию антикварных предметов казахского кочевого быта. Это все взято из частной коллекции, которая собиралась на протяжении 50 лет. Коллекционер предоставил организаторам возможность выставить на обозрение публики уникальные древние сундуки.
"Все они разделяются по функционалу. Например, в одном хранились продукты, в другом – посуда, третьи были чем-то наподобие шкафов для одежды. Есть там и жернова, на которых готовилось зерно, ступа, в которых взбивался кисломолочный напиток, потрясающей красоты и ценности ковры. Мы постарались здесь создать такую атмосферу, как будто семья только что приехала, расставила свои сундуки и она готова к кочевке, готова двигаться дальше", – рассказывает Лейла Махат.
Вторая выставочная площадка на втором этаже называется "Хранитель знаков". Здесь представлено творчество казахстанского художника, скульптора и ювелира Сержана Баширова.
"Отличительная черта его работ заключается в том, что он пользуется древними техниками. Он делает свои произведения на открытом огне, гнет свои работу практически вручную, естественно используя свои ювелирные инструменты. Все мотивы и орнаменты, которые он использует, художник берет из истории Казахстана. Это его трактовка древнего наследия ювелирного искусства нашей страны", – делится методом Баширова куратор.
На первом этаже пирамиды организаторы разместили проект "Легенды Великой степи", в котором представлены семь историй любви древнего Казахстана.
"Мы все знаем, кто такие Айша Биби, Козы Корпеш и Баян Сулу, но представить их визуально современному человеку непросто. Поэтому художественные фотографии, которые представлены там, как раз про это – они показывают нам этих героев", – поясняет задумку авторов Лейла Махат.
"На нулевом этаже, мы подумали, нужно найти что-то такое, что заставило бы сердце любого казахстанца вздрогнуть, потому что есть какие-то непреходящие вещи. Например то, что на территории нашей страны впервые была одомашнена лошадь, знают уже многие антропологи, археологи и историки. Поэтому мы выбрали лошадь как символ нашей истории, как нашего вечного спутника, и посвятили выставку, которая называется "Тулпар", образу лошади в искусстве. Там у нас представлены не только казахстанские художники, но также турецкие и молдавские". – рассказала художница.
На этой выставке представлены работы известного художника и иллюстратора Жениса Какенулы.
Есть здесь и картины турецких художников (на нижнем снимке слева). Они – муж и жена, работают над одним произведением вместе и подписывают свои работы двумя именами.
Лошади на темном фоне (на верхнем снимке справа) – это работы Натальи Каракоз, чьи произведения мы также видели на шестом этаже.
Последними на выставке мы увидели работы самой Лейлы Махат. Они также посвящены лошадям.
"Я немного игралась с концепцией работы с цветом. В Университете искусств одна из дисциплин, которую я веду, называется "Цветоведение" – наука о цвете. Молодым художникам иногда бывает сложно объяснить то, что основных цветов на самом деле всего три, и из них получаются много других цветов. Если смешивать все цвета, то получится черный. И поэтому это серия с черными лошадьми у меня так выстрелила. Черный – это значит, что там внутри все. Все ваши чувства, переживания, эмоции – внутри черного. Не белого. Белый – это отсутствие цвета, это пустота. А черный – слишком наполненный, потому что тебя слишком все переполняет", – рассказывает художница, как она интуитивно нашла темы для этих работ.
На следующих своих работах Лейла Махат изображает маски лошадей.
"Меня завораживает эта мысль, что, вооружая армии, люди думали не только о защите воинов, но и о безопасности лошадей. И зачастую маски, которыми наши предки украшали своих лошадей, своих верных спутников, были намного красивее украшений на доспехах самих воинов", – объяснила источник вдохновения для своих работ художница.
Фотографии Бауыржана Жуасбаева
Самое читаемое