- Главная
- Новости
- Впервые оговорены три важных аспекта для учительства – костанайцы "О статусе педагога"
Впервые оговорены три важных аспекта для учительства – костанайцы "О статусе педагога"
<p>Проект закона адаптируется к современным условиям изменившегося казахстанского образования, считает историк.</p>
Учитель истории школы-лицея № 2 Костаная Татьяна Сусык говорит, что в концепции документа учтены и решаются самые животрепещущие проблемы казахстанских педагогов: профессиональные, юридические и социальные. Таким мнением она поделилась винтервью с корреспондентом Bnews.kz.
- По мнению разработчиков, новый документ необходим для кардинального исправления положения педагогов, притока и удержания квалифицированных кадров. Как вы думаете, он справится с поставленными задачами?
- В СНГ есть модельный закон о статусе педагога. Это базовый документ, исторический, он давно существует. И наш проект, который предложен на рассмотрение педагогам республики, это тоже база, только казахстанская, которая учитывает наши реалии, наш исторический этап и те изменения, которая происходят в обществе. Он адаптируется к современным условиям изменившегося казахстанского образования. И, естественно, нового статуса педагога. Поэтому я для себя выделила три наиболее положительных аспекта для педагогов, которые учитывает и оговаривает закон.
Первый затрагивает профессиональную сферу. Все мы знаем, что идёт процесс обновления содержания образования. Мы переходим на новую концепцию. И в контексте этого центром “Орлеу” Астаны рассматривается предложение о том, что педагогам нужно проходить курсы повышения квалификации раз в три года, а в идеале, как говорит министр, чуть ли не раз в год. Институты усовершенствования помогли бы внедрять адаптивные образовательные новшества в непосредственную профессиональную деятельность учителя. Поэтому мы считаем, это положительный момент – один раз в два-три года проходить курсы повышения квалификации, которые будут гарантированы государством. Получится двухсторонняя польза и для педагога, и для государства, которое повысит качество образовательного процесса.
- Педагоги Казахстана не раз говорили об отсутствии специального режима правовой защиты учительства.
- Это и есть второй положительный аспект, который бы я хотела выделить. В законопроекте есть чёткое разграничение касательно юридических норм. То есть доступно и обстоятельно расписаны юридические права и обязанности педагога, каждая статья, каждое ситуативное действие пошагово расписано. Нет общих фраз, что для закона очень важно.
- Не секрет, что учитель с годами “выгорает”, вынужденный брать дополнительные педагогические нагрузки для того, чтобы получить адекватную заработную плату. Отсюда вытекает и психоэмоциональная нагрузка, проблемы со здоровьем. Как вы считаете, те новшества, которые предлагаются в проекте закона, достаточно действенны, чтобы решить эти проблемы?
- Третий важный аспект – социальный. И в законе обращаются разработчики к вопросу пенсионного обеспечения и досрочного выхода на пенсию именно для тех преподавателей, которые имеют непрерывный педагогический стаж, к примеру, более 25-30 лет. Это очень позитивно, потому что учительская общественность понимает, что нагрузки возрастают с каждым годом. Нужно “энергосберегающе” подходить по отношению к самому учителю. Государство понимает: чтобы сохранить здоровье педагога, нужно создать условия для его полноценного отдыха. Ведь всё равно с возрастом уставший от высокой нагрузки учитель начинает брать больничные. А это – не выгодно экономически государству. И если пенсионные накопления и стаж позволят работнику образования уйти немного раньше на заслуженный отдых, то чем не забота о здоровье специалиста, который всю жизнь отдал работе с детьми. Также позитивно воспринимаем сохранение 56-дневного отпуска для работников школьного и даже дошкольного образования. Радует, что на работников дошкольных учреждений обратили внимание, ведь они работают так же с детьми и нагрузки у них не меньше. Плюс оговаривается выделение оздоровительных средств, что даст возможность широкому кругу педагогов восстановить здоровье в летнее время.
Эти три аспекта: профессиональный, юридический и социальный – самые положительные, на мой взгляд, в концепции “О статусе педагога”. Большой плюс, что это всенародное обсуждение с педагогами всей республики, которые могут откликнуться на законотворчество, вместе проработать все многогранные аспекты. То есть, всё делается для того, чтобы выйти на два главных итога – престиж педагога и престиж образовательной деятельности.