Вне системы ОСМС остались более трех миллионов казахстанцев, передает корреспондент
BaigeNews.kz.
Государство
платит взносы ОСМС за 11 миллионов граждан, относящихся к социально-уязвимым слоям населения (пенсионеры, дети, инвалиды, женщины в декрете). Еще за 4,5 миллиона человек взносы платит работодатель, либо они справляются сами, являясь самозанятыми.
В итоге, в системе
застраховано менее 15,5 миллионов казахстанцев
из почти 18,8 миллиона человек. То есть 3,3 миллиона казахстанцев вообще остались вне системы ОСМС. Редакция Baigenews.kz отправила запрос в фонд соцмедстрахования, чтобы выяснить, куда делись более трех миллионов казахстанских граждан.
В фонде пояснили, что есть несколько причин отсутствия статуса медстрахования у некоторых категорий граждан:
- не произведены отчисления или взносы больше трех месяцев;
- не идентифицированы в системе ОСМС лица, освобожденные государством от уплаты взносов или отчислений в период пандемии;
- отсутствуют в базах данных государственных органов лица из числа льготных категорий или в информационной системе НАО "ФСМС".
Однако, заверили в ФСМС, эти граждане смогут получить пакет
экстренной медицинской помощи, куда включены скорая медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь (она оказывается участковыми врачами), помощь при травмах и социально-значимых заболеваниях, в диагностике и профилактики ВИЧ и туберкулеза.
На бесплатные плановые обследования или плановые операции эти граждане претендовать не смогут.
Что делать, если вы получили статус "не застрахован"?
В первую очередь установите, почему и когда вы выпали из системы, для этого необходимо звонить в контакт-центр 1406 или оставить обращение в мобильном приложении Qoldau 24/7. Затем, в зависимости от проблемы, ФСМС предлагает следующие решения:
- оплатить задолженность по взносам;
- уведомить работодателя. Работодатель в свою очередь самостоятельно обязан подать список работников на портале https://msb.fms.kz/;
- идентифицировать в системе ОСМС статус лица из льготной категории.
В ФСМС объяснили, что система новая, поэтому могут быть ошибки или неполадки в работе.
"Такая ситуация объясняется новизной реформы, при которой граждане Казахстана, с присущим им недоверием всему новому не считают необходимым осуществлять взносы в фонд, проблемы актуализации данных в информационной системе фонда, ограничительные мероприятия, введенные в период пандемии и другие", – пояснили в ФСМС.
Для того, чтобы побыстрее добавить в систему всех граждан Казахстана фонд упростил прием взносов (теперь их можно оплатить в мобильном приложении любого банка второго уровня). Напомним, на PR системы обязательного медицинского страхования в Казахстане заложено
1,8 миллиона долларов.