Сокращение школьных каникул в Казахстане: плюсы и минусы

22 Февраля 2022, 18:00
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
starlight27.ru 22 Февраля 2022, 18:00
22 Февраля 2022, 18:00
47556
Фото: starlight27.ru
Практически любая инициатива в сфере казахстанского образования, не говоря о реформах, становится поводом, если не скандала, то бурного обсуждения. Вот и идея сокращения школьных каникул, которую предложил известный бизнесмен Айдын Рахимбаев, стала очередным детонатором общественного недовольства.

Застройщик сообщил, что в учебных учреждениях Binom (государственные бесплатные школы под управлением компании) продлят учебный год. По словам Рахимбаева, проект поддержали в Министерстве образования. На своей странице в Facebook бизнесмен привел массу доводов в пользу этой идеи.
"Например, в Китае и Корее учеба длится 42 недели, в Сингапуре – 39. А в Казахстане до сих пор постсоветская система образования – 34 недели. То есть если корейские каникулы длятся 70 дней, наши дети целых 120 дней слоняются без дела, в гаджетах, боль большинства родителей. И вот так мы теряем 1-1,5 месяца обучения ежегодно", - посетовал Рахимбаев.


На предпринимателя посыпались критика и обвинения в некомпетентности и вмешательстве в чуждую для него сферу.

Стоит отметить, что выступают против инициативы внепланового увеличения учебного года для школьников казахстанцы, не понаслышке знающие педагогику и школьную систему. Корреспондент BaigeNews.kz побеседовала с экспертами, в числе которых опытный педагог, депутат Мажилиса и многодетный отец.

"Нужно учесть мнение и самих детей"

Казахстанские школьники еще не оправились после практически двухлетней онлайн-системы обучения, и новые потрясения им сейчас ни к чему, считает преподаватель со стажем Салтанат Дюсекеева. Она на протяжении 44 лет работает учителем начальных классов и отмечает, что самым сложным временем для учителей и детей выдались 2020 и 2021 годы, когда всем внезапно пришлось перестраиваться на виртуальный формат обучения.

"Онлайн-обучение всем нам нелегко далось. Я вижу сейчас, какой уровень у детей, которые пошли в первый класс именно тогда, когда внедрили дистанционный формат обучения. Они многое потеряли, им теперь надо догонять программу. Живое общение и традиционный формат обучения ничто не заменит. Сейчас дети не готовы к другим нововведениям, им надо дать прийти в себя. К тому же речь идет о сокращении летних каникул, которые школьники так ждут. Уверена, ученики не захотят дополнительно учиться, даже те, кто очень привязан к школе", - говорит Салтанат Дюсекеева.
Педагог считает, что в принятии решения об увеличении учебного года обязательно нужно учесть мнение и самих детей, ведь это касается их напрямую.

"Я уж не говорю о педагогах, для которых дополнительные учебные часы летом - тяжелая нагрузка. Для нас лето - тоже долгожданный отдых, если честно. К тому же встает вопрос оплаты дополнительных уроков - это еще не обсуждали. Я думаю, рано вводить эту инициативу у нас, пусть кто-то и видит в ней плюсы", - отмечает преподаватель.

Опытный педагог считает, что лето - не самое удобное время для учебы в школе. По ее словам, в стране с резко континентальным климатом, где суровые зимы и жаркое лето, сложно освоить предмет и вообще усидеть в классе. Если в зимний период в Нур-Султане нередко отменяют уроки из-за бурана, то летом в школьных кабинетах не всегда найдутся условия для комфортного нахождения учащихся.

"Почему в Binom не усвоили материал?"

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова категорически против идеи Айдына Рахимбаева сократить школьные каникулы. В отличие от школьного педагога, народная избранница не скрывает своего возмущения.
"Эта инициатива звучит не в первый раз. Говорили о ней и лет 10 назад, но тогда общественность не поддержала такой призыв. А сейчас мне удивительно, что застройщик школы Binom озвучивает данную инициативу, может быть, как родитель? Но у меня возникают вопросы: "Почему ребята в этой школе не усвоили материал? В чем проблема? Это состояние содержания образования, программ или педагогического состава?". Потому что именно оттуда (из школы Binom - авт.) поступило данное предложение, и Министерство образования как будто бы уже поддержало (эту идею - авт.). Чем они будут заниматься в это продленное время? У детей время - тоже ценный ресурс, и у них тоже есть планы и интересы. Например, посещают какие-то спортивные секции, выезжают в аул к бабушке", - сетует депутат.
По словам Смирновой, к вопросу сокращения каникул нельзя подходить легкомысленно - нужно основательно изучить все аспекты: плюсы и минусы, а лучше всего - привлечь экспертов в области образования. Мажилисвумен считает, что в вопросах образования у Казахстана должен быть свой путь развития без оглядки на другие страны.
"У нас по закону определено время окончания школьного года, и вдруг принимаются вот такие быстрые решения, и для этой школы (Binom - авт.), насколько я знаю, уже есть разрешение. Во всех школах нашей страны в июне начинают работать пришкольные лагеря, где дети могут провести свое время, сделать проектные работы, провести эксперименты, ходить на экскурсии. И теперь что с этим собираются делать? Поэтому вопрос сокращения каникул и увеличения учебного года очень серьезный. По нему в первую очередь должны дать рекомендацию Академия педагогических наук имени Алтынсарина, потом понять - а чем там будут заниматься дети?

Если будут заниматься, как сказали, с теми, кто не успевает. А что делать тем, кто успевает? Они будут сидеть на уроках вместе с теми, кто не успевает? Чем они будут вообще заниматься? Да, я знаю, что в Англии учебный год заканчивается 19 июля. В той же Англии дети идут в школу с четырех лет - сначала в предшколу. Но это их учебный процесс, это их подходы. Почему мы опять должны у кого-то что-то перенимать? А может, мы просто подумаем, как сделать правильно, лучше? А не брать просто и заявлять, что учебный год продлен", - говорит Смирнова.
Депутат заявила, что продление учебного года не только не решит проблемы современных детей, а может даже усугубить.
"Суицидальность не падает - будет ли сокращение каникул благоприятно влиять на ребенка? Если говорят, что преступность растет, то что теперь круглый год держать детей в школе? А может, лучше ювенальная полиция начнет нормально работать? Может быть, выясним причину, почему возникает подростковая преступность? Наверное, дело не только в том, что находится ребёнок в школе или вне её? Раз он совершает преступление, значит, у него сознание другое. Здесь нельзя принимать волюнтаристских решений - а, давайте продлим год! (...) У меня есть внук, и он точно не будет учиться дольше в этом году. Потому что у нас есть планы, и у него есть планы на то, как провести это время. И он прекрасно учился в течение года, и почему он должен там еще сидеть две недели?" - возмутилась народная избранница.

"Сейчас это все напоминает скотогонный процесс"


Известный специалист в сфере PR и многодетный отец Нуркен Халыкберген, который на просторах соцсетей регулярно пишет о проблемах отечественной системы образования, не так категорично относится к идее сократить школьные каникулы. По его словам, инициатива неплоха, только если реализовывать её возьмутся действительно компетентные люди. Халыкберген говорит, что для начала нужно решить действующие острые вопросы казахстанских школьников такие, как чрезмерная нагрузка в школьной программе, отсутствие креативного подхода в обучении детей и отсутствие какого-либо выбора у учащихся.

"В советское время каникулы так или иначе трактовались как оздоровительный период, это время не для отдыха, а именно для оздоровления. То есть система здравоохранения и система образования тогда признавали, что каникулы - это период, когда дети должны прийти в себя, набрав достаточно сил для следующего учебного года. Признавали существенные нагрузки, в том числе и сидение за партой, таскание учебников. Не хочу говорить, что в школе есть сверхнагрузки, но если мы посмотрим на сегодняшних детей, то увидим, что количество часов в школьной программе растет, количество дисциплин тоже. Очень часто пытаются за счет школьной программы решить многие вопросы, например, нехватку финансовой грамотности, предпринимательской грамотности, информационной грамотности. Плюс вставляют достаточно странные предметы такие, как самопознание по жизни, описание каких-либо личностей современной истории Казахстана, что для меня с точки зрения педагогики достаточно странный вопрос", - считает многодетный отец.
Нуркен Халыкберген заявляет, что согласен на сокращение школьных каникул, но при соблюдении ряда определенных условий, и отмечает, что инициаторы явно не учли подходы зарубежных стран, которые ставят в пример.

"Возьмем, например, финскую модель образования: там в начальных классах домашних заданий нет. Соответственно также не должно быть системы оценивания, потому что педагоги почти всех зарубежных школы говорят о том, что нужно прививать детям образование через игру. То есть дети должны вовлечься в этот процесс, и игра для этого - наилучшее решение", - объясняет Нуркен Халыкберген.

По его словам, сначала нужно разгрузить казахстанских детей - облегчить расписание уроков, дать ученикам свободу в выборе творческих кружков, спортивных секций, и чтобы это все входило в школьную программу.
"Должно увеличиться время перемен между уроками. Сейчас большая перемена составляет 15 минут, а маленькая - пять минут. За это время дети даже не успевают перекусить. Я понимаю, что можно сослаться на исторический опыт, советскую систему, мое мнение - если мы сокращаем каникулярное время, мы должны увеличить время для отдыха между предметами. Не только для того, чтобы принять пищу, но и для того, чтобы перестроиться на новый урок. А сейчас это все напоминает скотогонный процесс - гонять отару из угла в угол, чтобы быстро-быстро все успеть. И все в интересах учителя", - сетует многодетный отец.
Редакция BaigeNews.kz попыталась побеседовать на тему сокращения школьных каникул и с самим инициатором - бизнесменом Айдыном Рахимбаевым. Однако на звонки и сообщения предприниматель не ответил. В Министерстве образования также воздержались от комментариев, сославшись на отсутствие каких-либо исследований по этой теме.
Наверх