Почему Минобороны не хочет покупать казахстанскую технику

15 Сентября 2020, 16:22
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
inform.kz 15 Сентября 2020, 16:22
15 Сентября 2020, 16:22
30709
Фото: inform.kz
В конце августа разразился скандал в сфере обороны: казахстанский завод по производству военной техники "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" обвинил профильное ведомство в сокращении закупа их продукции. Глава наблюдательного совета Айбек Барысов заявил, что завод закроется, если государство перестанет покупать у них технику.

"Казахстан Парамаунт Инжиниринг" (КПИ) позиционирует себя как крупнейшее в Центральной Азии предприятие по выпуску современных бронированных колесных машин. Завод поставляет бронетехнику для казахстанской армии с 2015 года. Практически пять лет Минобороны и поставщик полюбовно решали вопрос закупки военной техники, однако в этом году они вдруг перестали находить общий язык.

Казахстан Парамаунт Инжиниринг

Фото BaigeNews.kz

В 2020 году ведомство резко сократило заказы у "КПИ", сославшись на экономический кризис, а руководство предприятия обвинило министерство в лоббировании интересов иностранных компаний, в частности, российских, и в закупке их броневиков. Каждая из сторон настаивает на своей правде.

Редакция BaigeNews.kz попыталась разобраться в сути конфликта.

"Арланы" для казахстанской армии

"Казахстан Парамаунт Инжиниринг" специализируется на выпуске бронемашин, но флагманом предприятия можно назвать бронированную колесную машину (БКМ) "Арлан". Именно "Арланы" в 2015 году "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" начал поставлять в Вооруженные силы страны в надежде заменить ими советские и российские БТР, которыми пользовалась (к слову, пользуется и сейчас) наша оборона. Но, по всей видимости, с этой задачей казахстанские бронемашины не справились. Так, по крайней мере, считают в Министерстве обороны.
"Сравнение БКМ "Арлан" с БТР-82А является ошибочным, так как эти машины разные по предназначению и выполняемым задачам, а недостатки одних машин компенсируются преимуществом других. Например, БКМ "Арлан", имея усиленную броню и противоминную защиту, обладает лёгким вооружением. Сравнительно лёгкая броня БТР-82А дает возможность преодолевать водные преграды вплавь. У одной машины - четыре колеса, у другой - восемь, что позволяет преодолевать последней широкие траншеи, ямы и так далее", - ответили в ведомстве на запрос BaigeNews.kz.

Слева - БКМ "Арлан", справа - БТР-82А.


Министерство обороны, комментируя конфликт с "Казахстан Парамаунт Инжиниринг", тщательно избегает оценочных суждений в адрес продукции завода, несмотря на многочисленные вопросы журналистов. Многим непонятно, почему вдруг ведомство решило отказаться от казахстанской военной техники. 2 сентября 2020 года заместитель министра обороны Руслан Шпекбаев в интервью телеканалу Atameken Business все же позволил себе небольшую критику.
"У бронетранспортера (БТР) при ведении боя на местности более огневая мощь, вооружение совершенно другое. Он может спокойно какие-то траншеи переезжать, потому что восьмиколесный. И очень много других моментов. Есть определенные свои преимущества у той или иной техники, но БКМ (бронированная колесная машина типа "Арлан") не может сделать те же вещи, про которые я сказал. И по вооружению она, может быть, немного слабее, и по преодолению тех или иных препятствий", - прокомментировал он.
В том же интервью Руслан Шпекбаев дал понять, что ведомство не может своими заказами постоянно поддерживать на плаву "Казахстан Парамаунт Инжиниринг". По словам замминистра, продукция "КПИ" не покрывает потребности казахстанских Вооруженных сил.

Как "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" стал поставщиком Минобороны?


Как указано на сайте предприятия, основным партнером "КПИ" является АО "Национальная компания "Казахстан инжиниринг", где в 2014-2015 годах независимым директором был один из богатейших бизнесменов Казахстана Кенес Ракишев. Как раз в те годы, завод военной техники начал сотрудничать с Министерством обороны Казахстана.

В это же время Минобороны возглавлял тесть Кенеса Ракишева – Имангали Тасмагамбетов (22 октября 2014 — 13 сентября 2016 год). Вполне возможно, что интересы предприятия продвигались не без помощи руководства ведомства.

Согласно данным из открытых источников, учредителями "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" являются три фирмы: ТОО "КазПетроМаш", ТОО "ИнтерТехАудит" и компания Paramount Group Limited, а генеральным директором указан Ербол Салимов.





Помимо "Paramount Group Limited", казахстанским заводом через фирму "ИнтерТехАудит" владеют Наталья Горевая и Айбек Барысов, который является также председателем наблюдательного совета ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг".

Барысов, Горевая и Салимов, по данным за 2019 год, числятся в списке аффилированных лиц АО "Инвестиционный дом "Fincraft", единственным акционером которого является Кенес Ракишев.

Причем тут ЮАР?

Один из учредителей "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" - Paramount Group Limited – южно-африканская корпорация, специализирующая на оборонной и аэрокосмической технике. Именно ее бронетехника стала прототипом казахстанской бронированной колесной машины. Изначально БКМ "Арлан" представлял собой копию южно-африканского бронетранспортера Marauder, просто переименованную на казахский лад.


Бронеавтомобиль Marauder. Фото armyrecognition.com

Позже в комплектацию броневика отечественные производители внесли изменения.

В 2017 году гендиректор "КПИ" Ербол Салимов в интервью "Прикаспийской коммуне" говорил, что БКМ "Арлан" кардинально модернизировали, и от прототипа Marauder остались только внешность и пару деталей. А в феврале 2019 года Салимов, демонстрируя технику Дариге Назарбаевой и депутатам Мажилиса, заявил, что "Арлан" по защищенности превосходит БТР .


БКМ "Арлан". Фото с сайта "Казахстан Парамаунт Инжиниринг".

О разнице между советскими БТР-80, которыми до сих пор пользуется казахстанская армия, и современными "Арланами" не в пользу последнего еще пять лет назад писали СМИ. Ранее СМИ обнародовали результаты испытаний отечественного броневика, когда он еще был копией южно-африканского Marauder: стекла машины, которые позиционировали как пуленепробиваемые, не выдержали обстрела из автомата Калашникова и разбились вдребезги, а сама техника застряла в грязи. К тому же четырехколесная БКМ "Арлан" не годится ни в какое сравнение с восьмиколесным БТР. Тем более, что эти машины из разных категорий.


Фото Ratel.kz

"В час Х Казахстану никто не поможет"

Производители "Арлан" утверждают, что их машины во многом превосходят зарубежные аналоги, и готовы провести экскурсию по заводу, чтобы доказать это.


Фото BaigeNews.kz
"Пулей не пробьешь, взрывом тоже не уничтожишь эти машины. Они на порядок качественнее и лучше, чем, скажем, не имеющие кондиционеры, не имеющие усилители руля, не имеющие того комфорта и той безопасности машины, которые используют в других странах. Наши машины на порядок превосходят эти экземпляры", - рассказали на заводе.

Фото BaigeNews.kz

Съемочная группа BaigeNews.kz побывала на предприятии "Казахстан Парамаунт Инжиниринг". Нам показали цикл производства бронированной колесной машины "Арлан". Как объяснили производители, большая часть комплектации броневика создается на заводе и на смежных предприятиях, то есть на территории Казахстана, а не за рубежом.

военный завод

Фото BaigeNews.kz

В будущем руководство компании планировало увеличить локализацию производимой военной техники. Однако Минобороны, по словам Ербола Салимова, разрушило эти планы.

TEMA9168.jpgФото BaigeNews.kz
"Мы каждый год с боем выбиваем контракт. Во всех нормальных странах мира контракт заключается на 5-10 лет. У нас - только на один год. Поэтому каждый год у нас происходит вот такой скандал. Несмотря на все заявления Министерства обороны, на 2021 год, по факту, контракта нет. Начиная с конца прошлого года, фактически, мы ведем переговоры, пишем письма, обращаемся к госорганам. За весь этот период мы получили множество отписок. (…) Получается то, о чём мечтало раньше государство: о конструкторском бюро, IT-департаменте, который разрабатывал бы очень высокотехнологичные продукты, на сегодняшний день не востребованы именно в Вооруженных Силах Республики Казахстан и силах специального назначения. И нам непонятно, какова в целом политика государства и политика Министерства обороны именно в области оборонно-промышленного комплекса?", - спрашивает Салимов.
Военный завод
Фото BaigeNews.kz

Помимо БКМ "Арлан", "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" производит бронированные машины "Барыс" двух видов: шестиколесная и восьмиколесная. Ербол Салимов считает, что государство совершает ошибку, не поддерживая в период кризиса отечественные производства.

Казахстан Парамаунт Инжиниринг
Фото BaigeNews.kz
"В целом после пандемии коронавируса государства разработали собственные программы. К примеру, Индия, там сейчас объявлено эмбарго на покупку техники из зарубежных стран. Их цель - развивать своё производство. Почему - потому что мы убедились, что, когда понадобились срочно маски, если мы эти маски не производим сами, нам никто их не даст. То же самое можно сказать про вооружение и военную технику. Если, не дай бог, наступит час Х, то нам никто технику и вооружение не предоставит", - говорит генеральный директор "КПИ".
Казахстан Парамаунт Инжиниринг
Фото BaigeNews.kz

"Шантаж и истерика"

Когда Министерство обороны резко сократило закуп БКМ "Арлан", председатель наблюдательного совета ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" Айбек Барысов обратился за помощью к Президенту Касым-Жомарту Токаеву. В своем письме он заявил, что Минобороны намеренно препятствует развитию современных казахстанских заводов и назвал главу ведомства Нурлана Ермекбаева "сторонником устаревших видов советской техники". Барысов пригрозил, что перенесет завод в другую страну и оставит Казахстан без качественной военной техники.

Казахстан Парамаунт Инжиниринг

Фото BaigeNews.kz

В ответ Минобороны назвали слова бизнесмена "шантажом и истерикой" и припомнили, что он уже пять лет обещает вывести предприятие на экспорт, но до сих пор этого не сделал. Как сообщил замминистра Руслан Шпекбаев, казахстанская армия вынуждена использовать устаревшую технику советского производства, так как у ведомства пока нет возможности полностью обновить вооружение.
"Министерством планировалось приобретение российских БТР-82А для комплектования подразделений Вооруженных Сил, входящих в состав коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Это обусловлено нашими обязательствами в рамках данной организации. Несмотря на эти обязательства, в 2020 и 2021 годах в связи с ограниченным выделением финансовых средств, министерству пришлось отказаться от их приобретения в целях поддержки отечественного производителя. При этом необходимо понимать, что Вооружённые Силы не должны приобретать вооружение и военную технику только у отечественного производителя в ущерб своей боевой готовности", - ответили в Министерстве обороны.
В "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" заявили, что компания не может экспортировать продукцию, если ее не покупают даже на родине.

Казахстан Парамаунт Инжиниринг
Фото BaigeNews.kz
"Чтобы завоевать часть рынка, пусть на Ближнем Востоке или юго-восточной Азии, мы должны показать свою компетенцию. То есть сначала наша армия должна перевооружиться. И после этого только появится доверие к нашей техники со стороны зарубежных заказчиков. Это доверие завоевать непросто. Вы сами знаете, что есть компании, которым по 100 лет, такие как германские производители, французские, американские, российские производители. Чтобы конкурировать с этими компаниями, нам нужно заслужить доверие заказчика. Если казахстанская армия будет вооружена полностью нашей техникой, естественно появится интерес и у заказчиков", - сказал Ербол Салимов.
Казахстан Парамаунт Инжиниринг
Фото BaigeNews.kz

О том, что Казахстан сокращает расходы на оборонную сферу, было известно еще в феврале 2020 года. Министр Нурлан Ермекбаев сообщил, что эти меры позволят сэкономить 10 миллиардов тенге. После этого грянула пандемия с вытекающим локдауном и экономическим кризисом, что заставило государство пересмотреть бюджет во всех сферах.

Казахстан Парамаунт Инжиниринг

Фото BaigeNews.kz

По словам замминистра обороны Руслана Шпекбаева, перед ведомством сейчас встали более важные задачи, нежели закуп военной техники. К примеру, строительство инфекционного госпиталя для подготовки ко второй волне пандемии и ликвидация последствий прошлогодних взрывов в городе Арысь Туркестанской области.

Наверх