Нам нужны новые пункты пропуска и ж/д линии – эксперты о развитии транспортно-транзитного потенциала Казахстана

7 Июля 2022, 21:49
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
pixabay.com 7 Июля 2022, 21:49
7 Июля 2022, 21:49
7218
Фото: pixabay.com
7 июля президент Казахстана дал поручения по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. Учитывая роль экспорта в экономике Казахстана, а также возрастающие объемы на рынке международных грузоперевозок, озвученные задачи имеют особенную актуальность. BaigeNews.kz поинтересовался у экспертов в сфере транзита и логистики о том, почему Казахстану важно создавать новые альтернативные маршруты перевозок груза и сырья.

Напомним, на совещании Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике.

Он отметил, что требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции. Глава государства подчеркнул, что необходимо сохранить лидерство нашей страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб.

С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык — Мойынты, Бахты — Аягоз, Мактаарал — Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы.

"Все поставленные задачи очень актуальны. Если говорить о развитии железнодорожного транспорта, есть проекты, реализацию которых следует начинать незамедлительно. Это участок Достык-Мойынты - здесь нужно строить вторые пути. Также необходимо построить новый железнодорожный участок в обход станции Алматы. Еще один важный проект - новое строительство железнодорожной линии Мактаарал-Дарбаза. Она будет соединять Казахстан с Узбекистаном. В настоящее время все грузы в Центральную Азию и особенно в Узбекистан проходят через станцию Сарыагаш. Она работает на пределе своей мощности – ежегодно здесь проходит более 20 миллионов тонн груза. Следует разгружать потоки и для этого нужно строительство новой железнодорожной линии", - считает заместитель директора Департамента транспортной политики и инфраструктуры Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Зейнолла Ахметжанов.
Он напомнил, что на границе Казахстана с Китаем есть два железнодорожных пункта пропуска – Достык и Алтынколь. Для увеличения товарооборота между Китаем и пропуска транзитных грузов есть необходимость строительства третьего пункта пропуска и, соответственно, железнодорожной линии к нему.
"Это будет линия Аягоз-Бахты. На Бахты уже есть автомобильный пункт пропуск и там нужно будет строить ж/д-пункт пропуска. Это что касается инфраструктурных проектов. Если говорить о создании хаба в порту Актау, это позволит быстро переваливать грузы, особенно, контейнеры. Сейчас для нас самое актуальное – это перевозка контейнеров", - рассказал Зейнолла Ахметжанов.
Далее следуют автодорожные проекты, в том числе на западном направлении Атырау-Астрахань.
Также Казахстану необходимо развивать свой морской флот на Каспии с закупом паромов.
"Когда у нас будут свои паромы, будет конкуренция, нормальные тарифы на перевозку", - считает спикер.
К слову, сегодня главными позициями в экспортном списке Казахстана значатся уголь, железная руда, сырье, зерно и металлы. При этом важны не только сроки доставки товара, принципиальное значение также имеет охват объема вывозимых на экспорт товаров.

Мнением о перспективе Казахстана в ближайшее время диверсифицировать транспортно-логистическую сферу поделился научный сотрудник КИСИ при президенте Казахстана Алишер Абдрешев.
"Проблема эта назрела давно. Сейчас в условиях геополитического противостояния мы находимся в минусе. К тому же, возникли проблемы с Каспийским Трубопроводным Консорциумом, где проходит основная доля казахстанской нефти. Мы теряем в бюджете - по различным статистическим данным - около 50 процентов нефтяного бюджета приходится на данную ветвь. Президент верно отметил, что нужно развивать альтернативные маршруты, диверсифицировать экономику и транспортно-логистическую отрасль. Здесь, конечно, порт Актау является приоритетом развития Транскаспийского маршрута и будет таким в ближайшие годы", - рассказал Алишер Абдрешев.
Он считает важным понять то, что невозможно решить вопрос с альтернативными маршрутами в ближайшее время. На это потребуются годы.
"Когда бюджет недополучает от нефти, страдает, в первую очередь, население. И это сказывается на национальной валюте в том числе. Я думаю: то, что сейчас эти вопросы начали подниматься - безусловный плюс. Считаю, здесь руководство страны находится на верном пути и в ближайшее время мы сможем диверсифицировать нашу транспортно-логистическую сферу", - считает эксперт.

Наверх