По оценкам экспертов, фармацевтический рынок Казахстана в 2016 году составил свыше 458 млрд тенге, расходы государства на стационарные и амбулаторные лекарственные препараты составили свыше 181 млрд тенге.
Пациенты потратили более 277 млрд тенге, при этом 72% общего фармацевтического рынка составляют рецептурные препараты, часть их будет обеспечиваться за счет государства в системе ОСМС. Текущая ситуация на фармрынке для Минздрава характеризуется 4-мя основными чертами: высокая стоимость лекарственных препаратов, качество, безосновательное применение и дефицит бесплатных лекарств в поликлиниках.
«В соответствии с поручением Главы государства, данном в Послании народу Казахстана, Министерству здравоохранения необходимо ввести систему регулирования цен на все лекарственные средства в срок до конца текущего года. Министерством разработан план по реализации национальной лекарственной политики, который предусматривает внедрение мер по совершенствованию лекарственного обеспечения населения в части обеспечения экономической доступности лекарственных препаратов», - сказал министр.
По его словам, сегодня бесконтрольная система ценообразования, в первую очередь, начинается с того, что производители имеют право устанавливать любую цену при продаже своих лекарств в Казахстане.
«В результате у некоторых производителей возникает возможность закладывать большие бюджеты, в том числе на маркетинг и продвижение лекарств среди врачей и населения, часто через неэтичные методы», - отметил министр.
В свою очередь, как проинформировал глава ведомства, аптеки имеют право устанавливать любую наценку на лекарства, в результате чего разброс цен между аптеками в одном городе может достигать 20%, а в некоторых случаях, при случае возникновения дефицита препарата на рынке, наценка может вырастать и до 200%. При этом цены на лекарства, например, в Болгарии, где применяется система предельно допустимой цены, на такой же препарат на 45% ниже, чем в Казахстане.
По информации Е.Биртанова, сейчас министерством для регулирования цен на все лекарственные средства, в том числе и в розничной сети, разработан проект нормативно-правового акта. В соответствии с этим документом каждый производитель будет регистрировать стоимость производимых лекарств на условии «франко-завод». Цена включает базисное условие поставки, при котором продавец не несет никаких обязательств по доставке товара покупателю. Продавец должен только предоставить товар покупателю в срок, в месте установленном контрактом для погрузки товара, в предоставленные покупателем транспортные средства. Покупатель несет все риски по товару с момента получения его на складе продавца. За достоверность предоставленной информации несет ответственность производитель. На следующем этапе утверждается зарегистрированная цена, в которую, помимо цены «франко-завода», входят затраты на доставку товара, таможенное оформление, оценку безопасности и качества, а также маркетинговые расходы, в случае если производитель имеет в Казахстане отдельное юридическое лицо. После определения зарегистрированной цены министерство в соответствии с утвержденной регрессивной шкалой утвердит предельную оптовую цену и максимальную цену на лекарство в рознице.
Таким образом, как уточнил министр, в целях сохранения духа конкуренции на рынке, государством будут установлены предельные цены на лекарства, от которой каждый дистрибьютор или аптека сможет предлагать свои цены уже со скидкой. Однако данная система не позволит производителям и дистрибьюторам в случае дефицита того или иного наименования лекарства безосновательно завышать цену и получать сверхдоход.
С июля по сентябрь Минздрав запланировал провести публичное обсуждение концепции и направить проект концепции на рассмотрение межведомственной комиссии, после этого будет направлен в соответствующие госорганы, в канцелярию Премьер-министра и в Администрацию Президента.
«Проект будет внесен в Мажилис, по нашим планам, в сентябре этого года», - резюмировал министр.