Не слышат и заставляют плакать. Как глухие танцоры из Петропавловска покоряют мир

1 Сентября 2021, 10:40
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
из личного архива Ольги Ростовщиковой 1 Сентября 2021, 10:40
1 Сентября 2021, 10:40
90860
Фото: из личного архива Ольги Ростовщиковой
В Петропавловске вот уже больше двух лет существует единственный в нашей стране театр танца, где занимается глухая молодежь. Костяк трупы - это участники танцевального коллектива Sensitive. До этого ансамбль успешно просуществовал более 12 лет. Его основала хореограф Ольга Ростовщикова. Она и была инициатором создания театра и продолжает дальше развивать свое детище. К успеху вместе со своими подопечными Ольга шла долгих 15 лет.

За 30 лет Независимости в Казахстане выросло поколение успешных творческих личностей и коллективов, которые как и театр танца из Петропавловска, завоевывают любовь и признание зрителей по всему миру.

Корреспондент BaigeNews.kz встретился с руководителем театра, чтобы узнать, как невозможное стало возможным, - глухие люди научились чувствовать музыку, профессионально двигаться и играть на сцене.

"Зачем ругаться громко, мы все равно вас не слышим"

- Ольга, расскажите, как все начиналось?

- Я окончила отделение хореографии местного колледжа искусств. И после получила приглашение на работу в областную специальную школу-интернат для детей с нарушением слуха. Руководству нужен был педагог дополнительного образования, который взял бы на себя ответственность давать азы хореографии неслышащим. Сначала у меня был сильный страх: "Как это возможно, ведь они не слышат музыки. Как я буду с ними общаться, абсолютно не владея языком жестов?". Вопросов было много, ответов - ни одного. Но по жизни человек я рисковый и паниковала недолго. Стало интересно получить такой опыт, в чем-то преодолеть себя, чему-то научиться. Поначалу было трудно. Иногда даже плакала от бессилия, что ничего не получается. Но моменты слабости проходили быстро, собирала себя в кулак и трудилась. Ребята мне достались хорошие, сразу заметила способных. Собственно, потом они и стали костяком ансамбля Sensitive.



Особенно сложно было в первый год. Приходилось ходить на занятия с блокнотом, ручкой, телефоном. Мы просто писали сообщения друг другу. Я тогда вспомнила все, чему меня учили другие хореографы. Основной упор сделала именно на визуал, ритм просчитывала на пальцах. Мы, можно сказать, давали знания друг друга: они меня обучали языку жестов, я их – языку тела. Признаюсь, иногда на эмоциях переходила на крик. А дети смотрели на меня абсолютно спокойно и, видя мое состояние, по-доброму и с сочувствием писали мне на листке бумаги: "Зачем нервничать, зачем ругаться громко, мы все равно не слышим, но постараемся и обязательно Вас порадуем. Нам это важно!". После сразу успокаивалась. Да, они забирали много моих сил, но в нужный момент компенсировали потраченную энергию с лихвой. Это был равный обмен.

Благодаря своим воспитанникам постепенно выучила базу языка жестов. Сначала все слова произносила пальцами по буквам, чтобы ребята могли меня понимать. Потом стало проще – обзавелась нужным "лексическим запасом". Освоить навыки бальных танцев нелегко и обыкновенным людям, а здесь все надо объяснять жестами, отрабатывать технику, ритм, пластику, темп… И делать это много-много раз, доводя до автоматизма.

- Как проходит сам тренировочный процесс?

- Когда мы начинаем учить новый танец, я максимально громко включаю музыку, чтобы танцоры смогли почувствовать вибрации, басы. Они прикладывают к колонкам руки и разуваются, чтобы еще и голыми стопами ощутить звук. Просчитываю ритм, сразу понятно, какой это будет танец - быстрый или медленный. Потом мы очень долго разбираем композицию, выстраиваем рисунок. И все это из раза в раз повторяем. Все же большее предпочтение отдаем бальным танцам, хотя репертуар у нас богатый. Есть все: и фольклор, и современные направления. В спортивных бальных танцах важен синхрон, осанка. Проработка идет до мельчайших деталей: куда корпус повернуть, куда бедро. Признаюсь, иногда выдыхаюсь, дает ресурс, наверное, их любовь и полное доверие.

Сейчас я могу быть с ними местами жесткой. Метод "кнут и пряник" работает, отношусь к своим подопечным без каких-либо поблажек. Из опыта поняла, что нельзя давать слабину. Ведь мы уже не школьный кружок, мы – театр. Ответственность максимальная. Ребята это понимают, и через них я вижу результат. Глядя на их выступления на конкурсах и фестивалях, не могу поверить в то, что их готовила я. Такая гордость и радость за них, за то, что смогла...

Расчувствовавшись, зрители в зале начинают плакать. Коллектив вызывает сильные эмоции. А мои воспитанники теряются в такие моменты, но вида не показывают, научились быть артистами. А потом спрашивают: "Почему они плачут?".

Это неправильно – жалеть их, несправедливо даже! На равных надо относиться к особым людям…


Заслуженные награды

Свою равность с обычными людьми участники Sensitive ни раз доказывали и доказывают, выезжая на танцевальные конкурсы, где соревнуются со слышащими соперниками… Иногда об особенности коллектива Ольга вообще не говорит, а потом судьи делают круглые глаза. "Неужели не слышат? Как такое возможно?!" – удивляются они. Медалей, грамот, кубков и наград, которые участники Sensitive заработали на танцевальных аренах многих стран мира (Россия, Болгария, Италия, Испания и ОАЭ), не перечесть…



Эти достижения не прошли мимо руководства города и области. Коллектив известен по всей стране. Бывало и выступал на официальных столичных мероприятиях с участием Дариги Назарбаевой. Надо сказать, та была в восторге. То есть Sensitive стал за годы Независимости Казахстана национальным достоянием, на многих культурных мероприятиях - лицом страны.

Ольга Ростовщикова получала благодарственные письма и от акима СКО, и от главы областного центра.

В 2017 году ансамбль был представлен к госнаграде - медали "Шапагат". Уровень коллектива тоже, безусловно, из года в год растет. Ведь мастер-классы по хореографии танцоры берут у ведущих мастеров мира. Ребята показывают, что умеют не только идеально танцевать вальс или ча-ча-ча, но легко и уверенно осваивают и современные хореографические направления. Каждую постановку они не просто танцуют, они ее проживают. И очень трудно поверить в то, что музыки эти легкие, гибкие девушки и юноши не слышат…

В 2012 году Sensitive официально вступил в Федерацию танцевального спорта Казахстана, что значительно расширило возможности коллектива. Им буквально открылись все двери в танцевальный мир. Sensitive стал больше ездить по странам, больше показывать себя, больше учиться у других… А вместе с тем пришел и опыт…Держатся на паркете теперь уверенно.
"Каждый раз мои воспитанники доказывают и себе, и мне, что с ограниченными возможностями можно жить полноценной жизнью, можно танцевать, ездить по миру, работать, творить и любить жизнь. Единственное, что сейчас огорчает - пандемия все время вмешивается в наши планы"- говорит Ольга.


Мечтают покорить Лос-Анджелес

Коллектив уже третий год мечтает попасть на Всемирный чемпионат исполнительских видов искусства. Но не получается. Соревнования пройдут летом следующего года в Лос-Анджелесе. Предполагается, что на них соберутся участники из более 60 стран.
"Чемпионат должен был состояться в ноябре этого года и мы настроились на эту дату. Взносы проплатили за визы, а это полмиллиона тенге (деньги были собраны на гастролях и концертах). Данный вопрос надеемся уладить, просто сдвинутся сроки. Общая стоимость поездки нам обойдется в миллионы тенге (пока точная сумма неизвестна). Однако с оплатой расходов обещали помочь. Руководство области посодействует", - рассказала Ольга Ростовщикова.
По ее словам, в период пандемии тренировочный процесс перешел в онлайн-формат, а сейчас идут полноценные репетиции. С 2019 года, когда открылся театр танца, артисты успели поработать над пятью постановками. Три из них были подготовлены совместно с казахским музыкально-драматическим театром имени С. Муканова. Артисты гастролировали по городам страны.


Сейчас театр танца базируется в казахском театре. С тамошними актерами и режиссерами сложились дружеские отношения. Творчество объединяет, а еще педагог по жестовой песне – сурдопереводчик Вероника Валентиновна Хаврошина. Она как мостик между актерами казахского театра и коллективом Sensitive. Информацию от режиссера в совместных постановках доносит именно она. Артисты казахского театра тоже выучили уже базовый набор фраз жестов, чтобы комфортно общаться.
"Чем дольше мы работаем совместно с казахским музыкально-драматическим театром, тем больше понимания. Никаких поблажек там моим воспитанникам не делают, они также полноценно работают, - продолжила Ольга. - Планы коллектив строит далеко идущие. Кроме предстоящего чемпионата в Америке грядут и другие поездки. В начале сентября нас пригласили в Нижний Новгород, где пройдет международный инклюзивный театральный фестиваль "Пиано – fest". Туда приедут участники из Франции, Финляндии и других стран. В конце сентября должны отправиться на международный гала -конкурс в Шымкент. В рамках мероприятия пройдут различные мастер-классы. С нашими ребятами будут заниматься ведущие педагоги Казахстана и России. Очень приятно, что нас ждут. Если все хорошо, то из Шымкенте нам прямая дорога в Москву на конкурс, а после и в Чехию Но опять же все зависит от ситуации в стране, связанной с коронавирусом. А еще весной коллективу Sensitive исполняется 15 лет! Конечно, мы не пропустим такую дату. Сначала я думала, это будет большой отчетный гала-концерт с нашими лучшими номерами и приглашением гостей. Теперь решила, что нужно делать большую хореографическую постановку – шоу со смысловой нагрузкой, задействовав театральных режиссеров".

Пандемия - не преграда для конкурсов и наград

Ольга Ростовщикова рассказала, что вовремя послабления карантина Sensitive успел поучаствовать в двух конкурсах. Две золотые медали и четыре кубка артисты привезли с танцевального чемпионата Евразии-2021, который прошел в Караганде в апреле. В состязаниях приняли участие коллективы из России, Беларуси и Таджикистана.
"Чемпионат прошел без зрителей, но все равно у ребят осталась масса эмоций от события. Ведь полтора года до этого они не имели возможности никуда выезжать. Мы тщательно готовились к соревнованиям, каждый день в течение двух месяцев тренировались по три-четыре часа. Так всегда перед каким- то ответственным выездом. И результат оправдал ожидания. Хотелось бы выразить благодарность за поддержку в организации поездки и вообще одобрения всех наших идей директору казахского музыкально-драматического театра имени С.Муканова Биржану Жалгасбаеву и руководству управления культуры, развития языков и архивного дела. Без их помощи мы бы просто не смогли куда-либо выезжать".
После был еще один выезд в конце мая в Нур-Султан на международный фестиваль-конкурс хореографического искусства Silk Way. И снова достойные награды: второе и первое места в номинации "Танцевальное шоу". Также победа была одержана в номинации "Дуэт". Ну а равных петропавловцам не было в номинации "Современная хореография". Они заслуженно получили уже седьмое свое гран-при с танцевальной композицией "Абай жаны".


На вопрос, откуда Ольга черпает вдохновение на свое творчество, она просто ответила – из музыки.
"Иногда услышу что-нибудь где-нибудь и влюбляюсь с первого звука. А в голове уже рождаются картинки – рисунок танца. Я могу все это потом шлифовать, менять, делать более совершенным, помогают и ребята. А еще меня могут впечатлить хороший фильм или внезапно возникшая эмоция", - говорит Ольга.
Сейчас костяк театра танца составляют девять артистов в возрасте от 18 до 27 лет с проблемами слуха. Это Евгений Кузьмин, Артем Радица, Павел Ткаченко, Даниял Кангожин, Айнур Саинова, Екатерина Воропаева, Екатерина Чуб, Милена Новикова и Екатерина Житковец. За свой труд после того, как на базе ансамбля Sensitive открылся театр танца, они получают зарплату. Она небольшая, около 77 тысяч тенге, но раньше не было и этого.

Подрастает смена

В школе-интернате для детей с нарушениями слуха у Ольги четыре группы: подготовительная, средняя и старшая (дети из всей Северо-Казахстанской области). Есть способные и трудолюбивые, подающие большие надежды.
"С ними тоже бывает непросто, - признается руководитель театра танца. - Но сейчас у меня есть опыт и наработанные методики. Поэтому к стрессам на работе я отношусь уже более сдержанно. Да, проблемы и сейчас остаются. Если для труппы театра финансирование есть, то для подрастающей смены средства приходится изыскивать самостоятельно. Помогают спонсоры, родители, управление образования. Но все равно оплата поездок для младшего звена, пошив костюмов лежит на моих плечах. Не жалуюсь, все переживем и со всеми сложностями справимся, тем более нас поддерживает директор Национального Дельфийского комитета, представитель Международного Дельфийского комитета в РК Куралай Туспекова. Именно благодаря этой волшебной женщине мы смогли осуществить нашу мечту - основать в Петропавловске театр танца. До этого я обращалась везде, куда только можно, даже два раза на прием к акиму области ходила. Желания от сердца всегда сбываются, надо только в это сильно верить и прикладывать усилия".
Ольга о своих подопечных отзывается не иначе как "моя вторая семья".

Сейчас она мечтает о том, чтобы о петропавловском театре танца знали не только в Казахстане, но и во всем мире: "Это не жажда славы, мне просто хочется донести людям, что творчество - без границ. Главное - быть включенным, любить его. И неважно, слышишь ты или не нет, ходишь или нет. Я хотела бы, чтобы наш театр жил со мной и после меня, чтобы он гастролировал по миру, как шоу-балет "Тодес" Аллы Духовой, и прославлял свою страну".

Фото: из личного архива Ольги Ростовщиковой
Наверх