Музыкальные инструменты великих казахских исполнителей прошлого: фоторепортаж

Бауыржана Жуасбаева 29 Марта 2021, 09:28
29 Марта 2021, 09:28
18504
Фото: Бауыржана Жуасбаева

У музыки нет национальности. Она многогранна и открывается каждому слушателю по-особенному. В музее представлены музыкальные инструменты выдающихся шедевров тюркоязычного мира, обладающих непреходящей ценностью. Это инструментальные композиции для башкирского курая, мукамы для туркменского дутара, кюи для киргизского комуза.

Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа Дукенулы в Алматы - уникальная галерея музыки Казахстана. Здесь представлены национальные инструменты великих исполнителей прошлого: певцов-импровизаторов, композиторов и музыкантов Курмангазы Сагырбайулы и Биржан-сала, Дины Нурпеисовой и Казангапа Тлепбергенулы, Кенена Азербаева и многих других. Подробнее - в фоторепортаже корреспондента BaigeNews.kz.

Музыкальные инструменты в фонде музея расположены в соответствии с классификацией в специальных выставочных залах. Таким образом, здесь функционируют девять залов:

  • Вводный зал
  • Зал духовых и ударно-шумовых инструментов
  • Зал мемориальных музыкальных инструментов
  • Зал кобыза
  • Зал мастеров
  • Зал музыкальных инструментов тюркоязычных народов
  • Зал музыкальных инструментов народов Азии и Африки
  • Зал музыкальных инструментов народов Азии
  • Зал музыкальных инструментов народов Европы

Скульптура "Гений музыки"

Гостей музея встречает скульптура "Гений музыки". Она посвящена великому казахскому народному музыканту, композитору и домбристу Курмангазы Сагырбайулы. Курмангазы - яркая личность, внесшая особый вклад в развитие казахской музыкальной культуры.


Духовые и ударно-шумовые инструменты

Сведения о казахских музыкальных инструментах хранит народная поэзия, заметки историков и этнографов. Так, музыковед, кандидат искусствоведческих наук Болат Сарыбаев классифицировал музыкальные инструменты казахского народа. Они делятся на такие категории:

  • Шумовые;
  • Ударные;
  • Струнные;
  • Духовые;
  • Язычковые.
"Предметы музыкальной археологии – наглядное доказательство изображения истории, культуры, традиций и обычаев нашего народа. Заметки о средневековых инструментах, найденных на просторах казахской степи, можно найти в трудах академика Алкея Маргулана, исследователя-путешественника Алана Медоева и писателя-ученого Акселем Сейдимбека. Также они встречаются в работах археологов Кемаля Акишева и Зайноллы Самашева", - рассказывает экскурсовод Сара Абенова.




Домбра – всемогущий инструмент казахов

В музее представлены подлинные инструменты певцов-исполнителей и кюйши-композиторов ХІХ-ХХ веков. Их творчество именуют "Золотым веком" в истории казахской музыки. Особое место занимают подлинные домбры философа и композитора Абая Кунанбаева, сказителя Жамбыла Жабаева и кюйши Казангапа Тилепбергенулы.

Также в экспозиции есть домбры композитора Дины Нурспеисовой, дирижера Ахмета Жубанова, кюйши-композитора Нургисы Тлендиева и певца Кенена Азербева.

"Домбра – всемогущий инструмент казахов. Он широко распространен и имеет богатую историю. Великие поэты, кюйши, композиторы с помощью домбры делили с народом все печали и радости. Домбра была утешением в трудные времена. Необходимо отметить, что это самый древний вид струнных инструментов", - рассказала Сара Абенова.





Кроме того, в экспозиции представлены баяны, принадлежавшие заслуженному деятелю искусств Казахской ССР Шашубаю Сырнаю и композитору Нартаю Сырнаю.


Кобыз – древний струнно-смычковый инструмент казахского народа

Кобыз занимает особое место в культуре казахов. Этот инструмент обладает обширными возможностями: многогранно звучит и прекрасно передает звуки природы. Его изготавливают из цельного куска березы и можжевельника. Кобыз состоит из трех частей: головки, шейки и корпуса. На нижнюю часть натягивают кожаную мембрану и вставляют подставку. Струны кобыза выполняют из конского волоса.

Один из древних экспонатов музея - наркобыз баксы Жараса. Баксы Жарас родился в селе Карой Жамбылской области. По словам экскурсовода Сары Абеновой, этот инструмент приобрели у его потомка Бижана Сауырбаева.



Также зрители музея могут увидеть уникальные наркобызы мастера-ремесленника, этнодизайнера, заслуженного деятеля Казахстана Даркембая Шокпарулы. Они выполнены в необычном стиле. Мастер использовал зеркало - по словам Сары Абеновой, это делалось для защиты от злых духов.

"Издревле кобыз считался главным атрибутом шаманизма. Некоторые даже украшали этот инструмент зеркалами либо подвесками. Они верили, что эти атрибуты защищают от злых духов. Русский и советский музыкант-этнограф Александр Затаевич в своих работах писал, что по причине такого недопонимания кобыз считался пережитком прошлого, не смог идти в ногу со временем и чуть не исчез. Поэтому в начале ХХ века произведения для кобыза не сочинялись, и постепенно инструмент забывался. Последним мастером классической музыки кобыза является Ыхлас Дукенулы", - пояснила Сара Абенова.


Лучшие музыкальные инструменты мастеров прошлого века и современности

В музее также представлены лучшие творения известных казахстанских мастеров ХХ века и современности. Раз в два года здесь проводят республиканский конкурс "Аңыз домбыра", где мастера изготавливают домбру и затем презентуют ее. Многие призеры и победили дарят свои работы музею, тем самым пополняя фонд.

"Безусловно, работы современных мастеров-домбристов отличаются своей уникальностью. Это связано с широкими возможностями нашего времени. Каждые два года у нас проходит конкурс "Аңыз домбыра". Здесь встречаются самые лучшие мастера по изготовлению домбры. В нашем музее вы можете увидеть их работы", - поделилась экскурсовод Сара Абенова.


Ансамбль "Сазген сазы" - популяризация казахской музыкальной культуры

В 1981 году при музее создали фольклорно-этнографический ансамбль "Сазген". Позже его переименовали в "Сазген сазы". Коллектив популяризирует народную казахскую музыкальную культуру по всему миру, давая возможность слушателям прочувствовать красоту пришедшего из глубины веков степного мелоса.

"Сейчас ансамбль называется "Сазген сазы". Он занимает особое место в нашем музее. Это детище выдающегося музыкального исследователя, историка, ученого-этнографа Узбекали Жанибекова. По его инициативе в 1981 году при нашем республиканском музее народных инструментов имени Ыхласа открыли этот замечательный фольклорно-этнографический ансамбль", - пояснила Сара Абенова.


Инструменты тюркоязычного мира - уникальное явление с богатой историей

В музее можно увидеть музыкальные инструменты тюркоязычного мира и услышать шедевры народной музыки, обладающие непреходящей ценностью. Это инструментальные композиции для башкирского курая, мукамы для туркменского дутара, кюи для киргизского комуза.

"Обратите внимание, что песни киргизских акынов, азербайджанских ашугов и ханенде полны поэзии. Также яркие впечатление дарят эпические напевы каракалпакских жырау и туркменских бахши, звучащих в особой горловой манере с использованием инструментального сопровождения. Поэтому в нашем музее также представлены уникальные инструменты тюркоязычного мира", - отметил Сара Абенова.


Музыкальные инструменты народов Азии, Африки и Европы

В музыкальном музее имени Ыхласа Дукенулы уделяют особое внимание музыкальным инструментам народов Азии, Африки и Европы. Посетители музея могут увидеть инструменты и послушать их звучание. Как отметила экскурсовод Сара Абенова, у музыки нет национальности. Она многогранна и открывается каждому слушателю по-особенному.

"Азиатские композиторы славятся пленительной текучестью музыкальных линий, а также слегка терпким колоритом и художественным мышлением, устремленным к лаконичным формам выражения. В то время как традиционная музыка Африки исторически древняя, богатая и разнообразная. Она имеет множество различных музыкальных традиций. При этом профессиональные музыкальные традиции Европы формировались в рамках христианской церкви и замках аристократов, рыцарской среде и даже в практике городских музыкантов. Обо всем этом можно получить представление в нашем музее", - подытожила Сара Абенова.









Наверх