"Эта боль не давала мне покоя" – как потомки находят погибших в годы ВОВ солдат

9 Мая 2021, 13:12
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
Архив Ойбека Карина 9 Мая 2021, 13:12
9 Мая 2021, 13:12
2439
Фото: Архив Ойбека Карина

9 мая отмечается 76 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Как много тех, кто не вернулся домой, к родным, с Великой Отечественной войны. Хоть и прошло со Дня Победы уже 76 лет, поиски без вести пропавших в те годы продолжаются и сегодня. Уже внуки, правнуки ищут своих родных. Корреспондент BaigeNews.kz пообщался с несколькими людьми, которым спустя десятилетия удалось найти весточку о своих близких.

Ойбек Карин в детстве узнал о том, что в годы ВОВ пропал брат его деда.

С дрожью в голосе он отмечает, что для него 9 мая – особенный праздник.

"В детстве, открывая бабушкин сундук, увидел похоронку. До сих пор помню текст: "Командир взвода противотанковых ружей ПТР Байгабылов Шаим погиб под Витебском, в деревне Мерзляково". И вот эта похоронка не давала мне покоя. Когда ездил с дедом за сеном или куда-то еще, задавал ему вопросы про этого человека: "Кто он?". Оказалось, что это родной братишка деда, Шаим Байгабылов. В годы войны забрали его на фронт. Он погиб, ему было всего 24 года", – рассказал Ойбек.

Мысли о том, что нужно найти место захоронения брата деда, не покидали его на протяжении всей жизни.

"Эта боль не давала мне покоя. Я пообещал себе, что найду место захоронения братишки моего деда. За полгода до 70-летия Победы, я отправил запрос в Центральный архив Министерства обороны России, в Подольск. Оттуда мне в течение полумесяца предоставили письменную информацию о том, что да, действительно, Шаим Байгабылов погиб под Витебском, в деревне Мерзляково. Официальный ответ. На основании этого сделал запрос в Министерство обороны Беларуси, где мне дали ответ о том, что было перезахоронение примерно в двух километрах, в деревне Погостище",– говорит Карин.

Карин узнал, что именно там перезахоронен брат его деда.

"На плите есть фамилия брата деда. Сделал запрос в Лиозненский исполком Витебской области. Оттуда мне отправили фотографию, о том, что действительно в общем списке значится эта фамилия. Я дал себе слово к 70-летию Победы, в память о деде, которого уже, к сожалению, нет живых, поехать и поставить памятник его братишке", – сказал он.

И Карин сдержал обещание перед самим собой.

"Я заказал памятник. К моему приезду, 7 мая, его уже поставили. Выделили для этого место в этом воинском захоронении. Тогда я впервые выезжал за рубеж, в Беларусь. Эту поездку помню до малейших деталей, особенно благодарен белорусскому народу, замечательные, приятные, отзывчивые люди. На 70-летие победы я смог подарить такой подарок своему деду, поставил его братишке памятник", – делится своими воспоминаниями Карин.



Ойбек признался в том, что мечтает снова попасть туда, где похоронен брат деда. Однако в планы вмешалась пандемия.

"Хотел поехать снова туда к 75-летию Победы, но в связи с пандемией COVID-19 не смог выехать. До сих поддерживаю связь с теми белорусами, которые тогда помогли в моей поездке. Каждый год поздравляем друг друга с этим великим праздником, 9 мая", – уточняет он.

В честь этой поездки Ойбек Карин даже сочинил песню. Найти спустя десятилетия своего пропавшего в годы ВОВ родственника – большая радость для него. Многолетняя боль, которая жгла его грудь, утихла.

Тем временем, в Казахстане существует организация, которая помогает в поисках без вести пропавших в годы ВОВ. Называется она "Атамнын аманаты".

Волонтеры добровольно помогают в поисках без вести пропавших. Каждый из них пришел по своим причинам, многие также ищут своих родственников, близких, отмечает в беседе заместитель председателя общественного объединения "Атамнын аманаты" Райгуль Мушанова.

Объединение организовано в мае 2019 года. За время работы поступило более 4000 заявок на поиски без вести пропавших в годы ВОВ.

"Из них было выполнено на сегодня более 800 заявок. То есть мы установили либо место захоронения солдата, либо его боевой путь. Либо же сузили поиск до района боевых действий, в которых участвовал этот боец, узнали последние сведения о солдате", – уточняет Мушанова.

По ее словам, заявки в организацию поступают с разных уголков планеты.

"Нам поступают заявки от людей по всей стране. Есть также заявки из-за рубежа, из таких стран, как Узбекистан, Кыргызстан, Украина, Германия. То есть нам пишут потомки без вести пропавших солдат. Они уехали из страны, но продолжают поиски", – говорит она.

На днях, 24-25 апреля, по словам Мушановой, в течение двух суток волонтерами организации были установлены родственники двух бойцов, чьи останки были подняты отрядом "Пионер" под Ржевом.

"Эти два бойца находились в одной воронке, были установлены их медальоны. Сведения об этих бойцах передали наши коллеги-россияне. И вот в течение двух суток мы нашли дочь одного солдата и племянника другого. Это мы называем "обратный поиск". По сведениям наших коллег мы ищем родственников" – говорит она.

Как еще раз подчеркивает собеседница, немало волонтеров, которые найдя своих близких, остаются в организации и помогают искать уже других без вести пропавших.

"Сейчас мы вышли с мероприятия в Уральске. Нам были переданы украинскими коллегами списки военнопленных, погибших на территории их страны. Наши волонтеры нашли в Уральске племянника Степана Шершова, это – Владимир Шершов, он проживает в Уральске. Если говорить о поиске по заявкам родных, то практически ежедневно мы звоним хотя бы одному человеку со словами о том, что нашли место захоронения его без вести пропавшего родственника. Очень много случаев, когда к нам обращаются люди по поиску, и они потом становятся нашими волонтерами. Например, координатор нашего волонтерского движения в Уральске Галия Исентаева стала нашим добровольцем. Когда-то она подала заявку на поиск своего деда. Буквально в тот же день наши поисковики установили его место захоронения. После этого случая она вдохновилась и занялась поиском других без вести пропавших в годы ВОВ", – говорит она.

Своя история есть и у Райгуль Мушановой. Она работает в объединении чуть меньше двух лет. Когда она пришла в эту организацию, ее задачей было найти двух братьев бабушки, в годы ВОВ, оба погибли. Один под Сталинградом, другой под Ленинградом.

"Искала двух дедов. Два родных брата моей бабушки. С детства слышала о них, о том, что два наших деда пропали. Один под Ленинградом, один под Сталинградом. Когда я пришла в общественное объединение, в первый же день своей работы нашла своего деда, который погиб под Ленинградом. У меня теперь есть сведения о месте его захоронения", – говорит она.

Однако и здесь помешала пандемия COVID-19.

"Коллеги из Санкт-Петербурга даже нарисовали мне маршрут, но в связи с пандемией, в прошлом году я не смогла выехать. В этом году надеюсь, что попаду на место его захоронения, – говорит она. – Надеюсь, что скоро я найду своего второго деда, который защищал Сталинград".

Райгуль Мушанова отмечает, что скорость поиска увеличилась благодаря социальным сетям, помогает даже новомодный Tiktok.

Сегодня в объедении трудятся на бесплатной основе более 35 человек. В каждом регионе, есть волонтеры объединения. Координаторов проекте нет пока только в СКО, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях.

"Из 4000 тысяч заявок, мы нашли только чуть более 800. Все остальные до сих пор ищутся, по ним пока нет информации", – говорит она.

Это значит, что поиски продолжаются.

В конце беседы Райгуль Мушанова отметила, что в организации всегда приветствуются новые волонтеры. Однако, как подчеркивает спикер, люди приходят сюда по зову сердца и остаются, потому что по-другому уже жить не могут или просто не хотят. Ведь найти весточку о без вести пропавшем солдате, найти его потомков, помочь им соединиться спустя десятилетия – настоящее чудо сегодняшнего дня.



Наверх