Что ждет казахстанскую экономику в 2021 году и причем здесь Навальный

25 Декабря 2020, 14:13
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
caspianbarrel.org 25 Декабря 2020, 14:13
25 Декабря 2020, 14:13
5393
Фото: caspianbarrel.org

Спойлеры: американские санкции против России сильно ударят по Казахстану. Страну ждет "углеродная удавка". Офисные работники, вы можете потерять работу...

В эти дни казахстанцы живут в режиме ожидания. Многие надеются, что с завершением нынешнего года закончатся и все проблемы, которые принес 2020: болезнь, безработицу и сокращение доходов. После пункта "здоровье" у большинства людей в списке жизненно важных вопросов стоят "финансы". Кошелек каждого жителя, так или иначе, зависит от состояния экономики страны. А что ее ждет в 2021 году?

Редакция BaigeNews.kz попыталась заглянуть в будущее с помощью экспертов, которые рассказали, что может произойти с экономикой Казахстана в предстоящем году.

Что будет с тенге?

Экономический обозреватель Сергей Домнин развеял миф о том, что после парламентских выборов в Казахстане может произойти резкое ослабление тенге, чего, к слову, с тревогой ожидают многие казахстанцы. По словам Домнина, одномоментного падения курса национальной валюты не будет – тенге будет дешеветь постепенно.

"Я не связываю возможную коррекцию курса с этим электоральным событием. В последние пять лет (с августа 2015) прослеживается вполне отчетливая зависимость между ценой на нефть и курсом рубля с одной стороны и курсом тенге с другой. От этих переменных, а также от решимости Национального банка РК сглаживать колебания на валютном рынке и других методах воздействия на игроков этого рынка и будет зависеть курс тенге. И это хорошо заметно сейчас: несколько недель цена на нефть стоит у отметки 50 долларов за баррель и тенге укрепляется. Если цены на нефть развернутся, то никакие выборы не удержат тенге от ослабления", - говорит Домнин.

Фото express-k.kz

С экономическим обозревателем согласен и другой эксперт Леонид Кирьяков. Он на примере прошлых лет объяснил, почему в Казахстане нынче невозможна девальвация.

"Если понимать под термином "девальвация" одномоментное резкое снижение курса национальной валюты, как это происходило в 1999, 2009, 2014 и 2015 годах, то вероятно в 2021 такой же ситуации не произойдет по той причине, что в настоящее время страна ушла от фиксированного курса национальной валюты к модели свободного ценообразования валютного курса, так называемого "свободное плавание". Поэтому теперь наша валюта по официальной терминологии не девальвируется, а обесценивается, когда цены на валюту растут, или укрепляется, когда валютные курсы снижаются. Так, например, тенге обесценился в 2018 году на 15 процентов по отношению к доллару в течение года, в 2020 году курс тенге также снижался на 17 процентов и доходил до 450 тенге за доллар, хотя никто не назвал данные события девальвацией. Для сравнения в 2014 году в феврале курс доллара в один день опустился на 19 процентов и это событие назвали девальвацией, хотя курс отклонился примерно также, как и в 2020 году", - объяснил Кирьяков.

Что касается предпосылок для дальнейшего снижения курса тенге в 2021 году, то, по словам экономиста, таковые есть – это нестабильные цены на нефть, как основный экспортный продукт Казахстана, и, как следствие, сокращение внешнего торгового баланса, увеличение бюджетных расходов на фоне общего сокращения доходов, а также ускоряющаяся инфляция.

И все-таки, причем здесь Навальный?


Эксперт Марат Каирленов считает, что главной угрозой для Казахстана в 2021 году может стать не только распространение коронавируса, но и возможные западные санкции. Правда, направлены они будут на Россию (из-за отравления Алексея Навального), однако заденут и нашу страну.

"Сейчас для тенге складывается очень хорошая ситуация – цены на сырьевые товары (нефть, металлы) демонстрируют рост до весьма не плохих показателей (на новостях о начале вакцинации против Covid-19 и сверхнизких процентных ставок центральных банков развитых стран), что определяет возрастание притока средств в страну, а импорт не растет из-за падения доходов населения и снижения инвестиционной активности в стране. Отсюда, тенге должен укрепляться. Но ситуацию могут полностью изменить американские санкции против РФ (за применение химического оружия, в том числе отравление оппозиционеров, кибер-атаки и так далее), что сильно ударит и по нашей экономике, и курсу тенге. Администрация нового президента США получит все полномочия после 20 января 2021 года, и им потребуется некоторое время для принятия и реализации конкретных шагов", - считает Каирленов.

Строительный бум и подорожание жилья

В 2021 году казахстанцы получат возможность потратить часть своих пенсионных накоплений на жилье, здоровье и инвестиции. Учитывая, что большинство этих счастливчиков выберут первую категорию, то на рынок строительства в буквальном смысле упадут огромные средства. Это вызовет строительный бум и подорожание квадратных метров, считают экономисты.

"Поскольку сферы, на которые гражданам разрешено расходовать пенсионные накопления ограничиваются улучшением жилищных условий, состоянием здоровья, а также граждане могут передать средства частным управляющим, логично ожидать увеличение спроса на рынке жилья и увеличения частных расходов на медицинские услуги. На рынке жилья мы уже видим рост цен на фоне вводившихся в последние годы новых и новых программ поддержки спроса – прежде всего льготной ипотеки. Понятно, что не все 1,4 триллиона (это общая сумма, которую казахстанцы могут досрочно снять из пенсионного фонда) пойдут в этот (строительный) сектор, но даже дополнительные 200-300 миллиардов тенге могут обеспечить годовой рост ипотеки на дополнительные 10 процентов", - считает Сергей Домнин.

Экономический обозреватель Леонид Кирьяков говорит, что подъем в строительной сфере будет временным, пока казахстанцам будет, что вытаскивать из пенсионной "кубышки".

"Использование пенсионных денег может придать краткосрочный импульс строительной отрасли и рынку недвижимости в следующем году, так как пенсионные деньги можно тратить, в основном, на улучшение жилищных условий. Поэтому, вполне вероятно, что в таких городах, как Алматы, Нур-Султан и Атырау, где у населения самые существенные пенсионные накопления, подрастут цены на недвижимость и увеличится количество новостроек. Однако данный эффект будет длиться до тех пор, пока большинство желающих снять пенсионные накопления не используют свои деньги, а в дальнейшем влияние этого фактора на рынок недвижимости снизится", - объяснил эксперт.

Спасет ли вакцина экономику?

Пандемия нанесла урон по экономике практически всех стран - на фоне закрытия объектов предпринимательства и вынужденного неоплачиваемого отпуска во время локдауна падали доходы населения и снижалась покупательская способность. Практически все страны, помимо Китая, завершают 2020 год с отрицательными показателями ВВП.
Власти Казахстана настроены оптимистично – недавно Министерство экономики прогнозировало рост валового внутреннего продукта в 2021 году на 4,3 процента и цену на нефть на уровне 50 долларов за баррель. Экономист Сергей Домнин говорит, что это достаточно высокое прогнозное значение по сравнению с тем, что "предсказал" Всемирный банк (рост экономики Казахстана на 2,5 процента) и Международный валютный фонд (на три процента).

"Большая часть прогнозов основывается не столько на состоянии потребительского сектора, где, как минимум, до середины следующего года будут сохраняться проблемы (спад или минимальный рост реальных доходов), сколько на состоянии внешнего спроса: в первую очередь на рынке нефти, а также металлов, урана, зерна и удобрений. От них зависят цены, объемы инвестиций и производства. Если внешние факторы окажутся благоприятными, это позитивно скажется и на "внутренних” секторах экономики – энергетике, торговле, транспорте, связи и других отраслях сферы услуг. Еще один фактор, способствующий быстрому восстановлению экономики до докризисного уровня – государственные расходы, которые в предстоящем году существенно снижать не планируется – расходы госбюджета в 2021 к 2020 сократятся лишь на пять процентов", - ответил Домнин.

По его словам, к докризисным объемам выпуска экономика РК вернется во второй половине 2021, то есть полное восстановление произойдет по итогам будущего года. Однако на доходах большей части населения (кроме бюджетного сектора) положительная динамика ВВП, скорей всего, скажется с задержкой в два-три квартала.

"Этот сценарий я бы назвал базовым, он реализуется при сохранении действующей фискальной и монетарной политик и завершении пандемии до осени 2021 года, когда в крупнейших экономиках завершится вакцинация против коронавируса. Оптимистический сценарий связан с возвращением цен на нефть к уровню 60 долларов при постепенном улучшении эпидемиологической ситуации в стране и мире и предполагает более быстрое восстановление нефтегазового сектора. Пессимистичный сценарий предполагает низкие цены на нефть (30 долларов за баррель и ниже), а также продолжение волн коронавируса до начала 2022 из-за сдвига сроков массовой вакцинации", - говорит Сергей Домнин.

Вакцина "Спутник-V". Фото автора.

Эксперт Марат Каирленов тоже считает, что оптимистические прогнозы Минэкономики не совсем обоснованные. Сбыться им могут помешать ряд существенных факторов, в числе которых опять же антироссийские санкции Европы и США - отключение от SWIFT, эмбарго на продажу нефти и т.д., которые могут затянуться надолго.

"Ожидания роста экономики строятся на одном факте и нескольких предположениях. Единственный факт заключается в том, что ВВП – да, начнет восстанавливаться после падения из-за жестких локдаунов (что ударило по несырьевому частному сектору) и ограничений по добыче нефти (ударило по сырьевому сектору). А предположения состоят в том, что вакцинация в странах – основных экономических центрах (США, КНР, ЕС и др.) и у нас - пройдет быстро и эффективно, и особых новых ("калечащих") санкций против РФ не будет. Только в этом случае, мировая экономика будет быстро восстанавливаться, и среднегодовые цены на нефть будут порядка 50 долларов. Однако ситуация с вакцинацией у нас и в РФ может пойти не столь гладко, как ожидают, и санкции могут оказаться весьма болезненными для нашей экономики. В этом случае восстановление экономики будет идти более медленно, и доходы населения будут падать", - прогнозирует Каирленов.

Экономист Леонид Кирьяков говорит, что рост ВВП Казахстана в 2021 году не решит такие проблемы, как бедность, кредиты и подорожание продуктов питания. Их можно решить только, благодаря структурным экономическим реформам или существенному повышению цен на основное сырье, которое идет из Казахстана на экспорт.

"Углеродная удавка" для Казахстана

Пандемия коронавируса дала мощный толчок развитию медицины и цифровизации в Казахстане. Может быть, они развиваются не так, как хотелось бы, но, тем не менее, в этом направлении уже сделано многое. Бюджет здравоохранения в 2020 году был увеличен на четверть, причем это решение было принято еще до начала пандемии. В среднесрочной перспективе планируется нарастить объем расходов до пяти процентов ВВП. По словам экономиста Сергея Домнина, самое время обратить внимание на качество этих расходов. А в области цифровизации, считает он, нужно первоочередно решать проблемы с доступом к интернету, повышать цифровую грамотность и усилить кибербезопасность. И это сделать это нужно в ближайшие пару лет.

Марат Каирленов не согласен с тем, что государству необходимо делать упор только на медицину и цифровизацию. Развитию последнего будет мешать рост безработицы, говорит он.

"Цифровизацию в какой-то момент будет придерживать государство, чтобы не терять рабочие места, и в текущих условиях будет снижаться платежеспособный спрос населения и бизнеса. Поэтому особых прорывов или "профитов" для экономики ожидать не приходится. В медицине дела будут еще хуже. Здесь происходит мощная атака чиновников по монополизации отрасли. Например, структуры Фонда Первого Президента (ФПП) продвигают проект Национального оператора в области здравоохранения (НООЗ – прописан в Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения). Под ним будет половина койко-мест в отрасли за примерно один триллион тенге. В свою очередь оставшиеся стационары в регионах и амбулаторно-поликлиническое звено будет под региональными управляющими холдингами (РУХ-ами) и т.д. С учетом опыта других отраслей с доминированием квазигосударственного сектора и/или эффективности Национального медхолдинга, отрасль будет быстро деградировать", - считает независимый эксперт.

Фото zakon.kz

По словам Каирленова, наибольшее значение для Казахстана сейчас имеет ускорение перехода развитых стран к "зеленым технологиям". К примеру, ЕС повысил долю "зеленой энергетики" к 2030 году порядка в 1,5 раза. Это грозит нам "углеродной удавкой", говорит экономист. Поэтому вопросы перестройки энергетики (сокращение угольных, мазутных и даже газовых станций первостепенны.

Какие профессии исчезнут?

Экономический кризис и особенно работа на "удаленке" показали, как сильно раздут штат в госорганах, в квазигоссекторе и, возможно, даже в некоторых частных фирмах. Эксперты считают, что офисным работникам придется осваивать новые навыки, чтобы остаться на плаву и не потерять место.

"В ХХ веке среди умерших профессий была профессия лифтера, и многие сегодня гадают, кто станет "лифтерами ХХI века". Есть прогнозы, что такие профессии как бухгалтер, водитель, юрист в листе ожидания на вымирание. Вполне возможно, что при появлении самоуправляемого транспорта профессия водителя утратит свою значимость, с другой стороны, откроются новые вакансии и профессии, которых сегодня не существует. Поэтому в данном случае я очень оптимистичен, при вымирании каких-либо профессий на свет появятся новые. Не нужно переживать об исчезновении профессий, нужно просто к этому готовиться и заранее осваивать новые навыки", - говорит Леонид Кирьяков.

Профессия - лифтер. Фото postimees.ee

По словам Марата Каирленова, из-за автоматизации работы и применения искусственного интеллекта перечень профессий, которые исчезнут в будущем, будет огромным.

"Мы видим и чат-боты, что сокращают нагрузку на call-центры, и автономные автомобили (удар по такси), и роботов-врачей и т.д. Очевидно, что будет идти во многом комбинация использования возможностей искусственного интеллекта (для рутинных операций) и человека, что будет сокращать потребность в людях. Вопрос во времени", - считает эксперт.

Казахский той жив и будет жить

Еще до пандемии президент страны Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимости сокращать расходы на помпезные имиджевые мероприятия. И в адрес казахстанцев из разных углов звучали призывы "упростить" формат тоев, которые любят проводить у нас с размахом. Если в 2019 году многие сомневались, что эта идея экономии и простоты приживется у нас, то 2020 доказал, что инициатива вполне реализуема. Однако любители шумно повеселиться и пышно потратить деньги (свои и бюджетные) могут не расстраиваться. Эксперты полагают, что с окончанием пандемии тои вернутся в нашу жизнь.

"Сокращение расходов на статусные мероприятия в этом году было вызвано не тем, что кто-то в Акорде осознал их абсурдность, а тяжелой эпидемиологической ситуацией. Как только ситуация улучшится, вернутся и имиджевые мероприятия. Возможно, их будет не так много, как в докризисные годы, но определенные цели эти мероприятия решают, пусть в основном статусные и тусовочные. Кроме того, люди соскучились по живому общению", - говорит экономист Сергей Домнин.

Фото voxpopuli.kz

Экономический обозреватель Леонид Кирьяков считает, что запрет на тои в будущем не сможет заставить казахстанцев научиться экономить. По его словам, нужно повышать финансовую грамотность населения.

"Любовь к шикарным праздникам это часть культурного кода и, наверное, это хорошо. Не нужно бороться с тоями, нужно просто научить население проводить праздники, не влезая в кредиты, а чиновников – не тратя существенные бюджетные средства. Населению в экономии может помочь повышение уровня финансовой грамотности, а чиновникам экономить поможет народный контроль за бюджетными расходами, который в последнее время и так набирает обороты. Это вполне возможно, а в самих тоях или имиджевых мероприятиях нет ничего плохого", - объясняет эксперт.

Наверх