Top.Mail.Ru
  • Нур-Султан, -14 ℃
  • Алматы, 0 ℃
  • Шымкент, +5 ℃
  • Размер текста

Лента новостей

 
   < 2020
 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс


Крылатая промышленность Казахстана: фоторепортаж из оборонного авиационного предприятия | BaigeNews.kz 18 ноября, 18:25
5875
Фото: коллаж BaigeNews.kz

Крылатая промышленность Казахстана: фоторепортаж из оборонного авиационного предприятия

Ведущий завод авиационной промышленности Казахстана рассказал о военной авиатехнике Министерства обороны РК, о том, как проходит ее техобслуживание и о перспективах развития отрасли в стране.


В рамках серии материалов, посвященных 30-летию независимости Казахстана, наше агентство продолжает публиковать фоторепортажи из государственных учреждений, заводов, музеев и исследовательских центров, которые занимают важное место в новейшей истории страны.

На этот раз корреспондент BaigeNews.kz побывал на одном из предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан, которое осуществляет техническое обслуживание и ремонт военных самолетов Министерства обороны РК — в ТОО "Казахстанская авиационная индустрия".


КАИ было создано в 2012 году по инициативе Министерства обороны в соответствии с поручением Нурсултана Назарбаева о строительстве в г. Астана Авиационно-технического центра, предназначенного для обеспечения исправности авиационной техники государственной авиации, в том числе произведенных ведущим европейским авиационным концерном – компанией Airbus.

Первые годы деятельность КАИ была сосредоточена на вопросах проектирования и строительства. В результате 14 сентября 2016 года был введен в эксплуатацию многофункциональный авиационно-технический комплекс, позволяющий осуществлять производство летательных аппаратов, все виды технического обслуживания и ремонт воздушных судов. В дальнейшем, до 2018 года проводился набор и подготовка персонала, оснащение оборудованием, налаживание партнерских связей и логистики. И в 2018 году КАИ приступило к самостоятельной производственной деятельности.

В настоящее время КАИ является основным исполнителем государственного оборонного заказа по восстановлению исправности военных самолетов.


Сейчас на предприятии работает около 170 человек.

"В основном это специалисты, которые имеют опыт эксплуатации самолетов. Много военнослужащих запаса, которые проходили воинскую службу в авиационных частях Вооруженных Сил, занимались обслуживанием этих самолетов, так что они знакомы с этой техникой. Также в КАИ работает много недавних выпускников профильных вузов Казахстана, России, стран Европы и Азии. Кроме того, инженерно-технический персонал, выполняющий работы на самолетах CASA С295M, прошел обучение на предприятиях компании Airbus D&S и получили сертификаты", — рассказывает менеджер по развитию Игорь Сыздыков, который сопровождал нас по Авиационно-техническому центру КАИ.

На данный момент КАИ занимается регламентированным техническим обслуживанием двух самолетов С295. Это четырехлетние ремонтные работы, или то, что на профессиональном сленге называется "си-чек". И еще один самолет принимается для выполнения работ в объеме восьмилетнего ремонта.

"Он идет у нас на восьмилетний чек. Это уже более глубокие работы, ближе к капитальному ремонту. Также сейчас в производстве два самолета Ан-72, на которых выполняются работы по продлению ресурсных показателей, то есть продлеваем срок службы. Это мы делаем совместно с украинскими представителями разработчика авиационных двигателей и авторизованными российскими предприятиями, имеющими необходимые лицензии. Кроме того, сейчас завершаем выполнение капитального ремонта самолета Су-25. На нем уже были полностью выполнены работы, завершен монтаж. Мы ожидаем прибытие белорусских специалистов для проведения доводки и наладки, чтобы самолет мог в дальнейшем летать. А уже недели через две планируем проведение испытательных полетов на нем", — делится деталями текущей работы предприятия Игорь Аралбаевич.


Сейчас предприятие в основном спрофилировано на самолетную технику военного назначения. В 2018 году КАИ впервые начало осуществлять свою производственную деятельность, были впервые приняты в работу два самолета – Ан-72. И на них были выполнены регламентные работы. Также в 2018 году КАИ взяли в капитальный ремонт четыре самолета Су-25.

"В КАИ за последние годы удалось сделать некоторые важные вещи впервые в истории Республики Казахстан. Например, в 2019 году впервые на территории Казахстана были выполнены испытательные полеты самолетов Су-25. Впервые была осуществлена покраска самолетов – были покрашены два Су-27 и четыре Су-25. Подобные работы тоже никогда не выполнялись в нашей стране раньше. И капремонт сам по себе никогда здесь не выполнялся. То есть, можно сказать, что в Казахстане уже создана и развивается авиационная отрасль и сегодняшняя деятельность КАИ яркий показатель первых шагов в ее развитии. До этого, к примеру, для выполнения работ по Си-чеку самолеты С295М направлялись в Испанию или в Польшу. И это было связано с большими затратами. Сейчас же впервые начали выполнять эти работы в Казахстане. Более того, сейчас в КАИ еще один самолет должен подойти, на более глубокий ремонт, это будет ремонт осуществляемый через 8 лет", — говорит менеджер по развитию предприятия.

В КАИ сами изготавливают оснастку, стремянки, стеллажи. Изготавливают тару для транспортировки на ремонтные субподрядные предприятия съемных агрегатов и изделий. В момент нашего посещения специалисты КАИ занимались изготовлением приспособления для обеспечения снятия двигателей самолета С-295.

"Вместо того, чтобы приобретать, наши конструктора сделали чертеж, авторизовали и сейчас мы это сами изготавливаем. Принципе, практически 80 процентов всего этого оборудования, которое есть в ангаре, сделано нашими ребятами", — резюмирует Сыздыков.


До этого года стопроцентным учредителем у КАИ было АО "НК "Казахстан инжиниринг"", единственный участник. Сейчас же в рамках программы приватизации на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением правительства, 50 процентов доли участия было приобретено крупным казахстанским холдингом "Қамқор менеджмент", который занимается транспортной логистикой.

"По поводу планов по развитию, в принципе, их у нас громадье. Сейчас заключены договоры на капитальный ремонт еще четырех самолетов Су-25. И наша бригада приемки уже выехала в Шымкент, находится там. Самолеты там будут разобраны, подготовлены к транспортировке и где-то в течении месяца будут доставлены в КАИ для проведения работ. С прошлого года мы выполняем работы по техсопровождению эксплуатации самолетов С295М. А с 2022 года планируем выполнять аналогичные работы на самолетах Су-30СМ. То есть самолеты находятся в частях, на аэродромах базирования, а мы по заявкам осуществляем восстановление их исправности. Есть еще один крупный проект — это организация капитального ремонта самолета Су-30СМ в АТЦ «КАИ». Это довольно-таки длительный проект, который подразумевает начиная с 2025 года ежегодное поступление на выполнение капитального ремонта до четырех самолетов. К тому же поставки самолетов Су-30СМ продолжаются, проводится перевооружение авиационных частей, вот как сообщает пресса, недавно в Карагандинскую авиационную базу прибыла первая четверка самолетов Су-30СМ. Кроме того, к концу года ожидается поступление с завода еще четырех самолетов", — перечисляет проекты "Казахстанской авиационной индустрии" Игорь Сыздыков.


В настоящее время совместно с российской авиастроительной Корпорацией "Иркут" прорабатывает вопрос подготовки производства к освоению капитального ремонта самолетов Су-30СМ, с этой целью в КАИ прибыли представители корпорации.


"У нас очень много планов, но свои коррективы внесла пандемия короновируса. Границы закрыты были, но тем не менее предприятие работало. Но сейчас вроде более-менее налаживается. Сейчас мы совместно с израильской компанией Elbit systems проводим обучение операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) из числа военнослужащих. На этой неделе прибыли представители компании из Израиля, и ими уже проводится теоретическая подготовка, по завершении которой будем проводить учебные полеты на аэродроме наших партнеров – ТОО "Авиационный учебный центр"", — рассказывает Сыздыков.

Ранее КАИ планировали организовать производство БПЛА. Были уже получены инвестиции и оборудование. Но в связи с сокращением бюджета государственных органов данный проект пока отложили на будущее.

"Но мы все-таки надеемся, что мы будем в дальнейшем реализовывать эту тему. Имеющиеся сейчас на вооружении Скайларки (Skylark), мы готовы собирать, готовим производство, приобретаем оборудование. Они были испытаны Вооруженными силами РК в ходе Международных армейских игр. И в течении уже длительного времени, порядка трех-четырех лет, наши разведчики, которые пользуются теми беспилотниками занимают первые места на этих международных играх", — описывает перспективы этого проекта Игорь Аралбаевич.

Потом переходит на планы выхода на гражданский сектор.

"У нас это одна из ключевых задач. Сейчас с в этой связи мы прорабатываем вопросы освоения различных сегментов рынка гражданской авиации. Недавно у нас с визитом был вице-министр промышленности и торговли Российской Федерации. В ходе этого визита Республике Казахстан предложено участие в реализации проекта по организации здесь сборочного производства самолетов "Байкал". То есть участие Казахстана в создании этого самолета, локализация сборки самолетов Л-410 и участие в создании самолета Л-610. Эти проекты мы планируем реализовывать совместно с Уральским заводом гражданской авиации", — говорит Сыздыков.

Из главного ангар переходим в следующий ангар, в котором ждет своей очереди для дальнейшего выполнения работ самолет С295М. В настоящее время мы выполняем приемку самолета. При этом на данном самолете планируется выполнение покрасочных работ. Старую краску уберут, и по завершению всех необходимых ремонтных работ самолет будет покрашен в соответствии с требованиями заказчика.


"Самолет С295М — это средний военно-транспортный самолет производства компании Airbus Defence & Space. Завод находится в Севильи. Казахстан в свое время заключил Меморандум о взаимопонимании и подтвердил свои намерения с этой испанской компанией. На данный момент Вооруженными силами Казахстана уже приобретено восемь самолетов. В этом году приобрели один самолет для пограничной службы КНБ. И в дальнейшем Министерство обороны намерено еще продолжить их приобретение", — рассказывает Игорь Аралбаевич про самолет, который в одиночестве расположился в этом ангаре поменьше.

С освоением работ на казахстанских самолетах КАИ также имеет шансы выйти на экспорт, то есть развивать свой экспортный потенциал. У соседнего Узбекистана тоже имеется на вооружении четыре самолета С295.

"Когда представители Вооруженных сил Узбекистана посещали наше предприятие, они проявили интерес в том, чтобы ремонтировать свои самолеты у нас. Эти самолеты очень хорошо эксплуатируются, неприхотливы, экономичны. Это европейский вариант. Двигатели у них стоят более современные, в отличие от техники советского производства. Сейчас нам помогают два мастера из Португалии, которые уже более пятнадцати лет занимаются эксплуатацией, техническим обслуживанием этих самолетов. Делятся с нами своим опытом. В целом, ТОО "КАИ" довольно молодое предприятие, которое находится в начале пути становления, но имеет широкие перспективы для дальнейшего развития вплоть до авиастроительной компании. Но это в будущем. Мы понимаем, что предстоящий путь не будет простым. Самое главное, что у КАИ имеется хорошая команда, нацеленная на результат и уверенная в успехе", — говорит на последок Игорь Сыздыков.

Фото Бауыржана Жуасбаева, BaigeNews.kz

not findimage
Наверх