90-летняя Мария Азарова из Кокшетау: по крови – немка, по паспорту – русская, по ментальности – казашка

1 Марта 2020, 12:35
АВТОР
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
фото автора 1 Марта 2020, 12:35
1 Марта 2020, 12:35
10546
Фото: фото автора

Марта-Мария-Мариям прожила простую, понятную жизнь.

Казахстан Мария Азарова впервые увидела 10-летней девочкой. В войну ее вместе с сотнями земляков эвакуировали после обстрела украинской деревни. На холодной, снежной чужбине встретили неожиданно тепло. Сегодня той "девочке" - 90. В интервью корреспонденту BaigeNews.kz она благодарит судьбу: та самая чужбина стала родным домом.

Дочь "врага народа"

Настоящее имя Марии Азаровой – Марта Семке. По крови она – немка. Но в паспорте почему-то написано "русская". Родилась на Украине, в Донбассе, но всю жизнь прожила в Казахстане. Маму почти не помнит: умерла, когда Марта была совсем маленькой. Отца расстреляли еще до войны как врага народа.

"Он был председателем колхоза. А потом у него забрали партбилет и объявили, что никакой он не председатель - конюх. Через пять месяцев его расстреляли. Тогда много было таких "врагов", - рассказывает Мария Васильевна.


Осиротевшую девочку поселили в приемной семье, где были четыре девочки.

"Их мама заботилась только о своих детях, - пожимает плечами. - Я ее не осуждаю, время было тяжелое. В детдом меня все хотели отдать. Я тогда училась в третьем классе. Но началась война".

В Казахстан…

После фашистского обстрела по деревне пронеслась весть: всех эвакуируют в Казахстан. И даже маленькую Марту.

Расстояние, которое сегодня на поезде можно преодолеть всего за несколько дней, растянулось на два месяца.

"Ехали в вагонах, как для угля. А посередине эшелона – как теплушка закрытая, там сидели, а точнее, жили солдаты. У кого были запасы еды, в дороге, по крайней мере, первое время, не бедствовали. У кого нет, выбегали на станциях в деревни меняли тряпки на хлеб, сало... Я не голодала, меня кормили солдаты"...


Было голодно и грязно. Нет воды - выходили на станциях, топили снег, собирали дождь. Нет мыла - приловчились делать из березовых дров мягкий щелок.

Вспоминая путь в Казахстан, Мария Васильевна то и дело смахивает с щеки слезу:

"Нам говорили ничего цветного не надевать – все в белых платочках. И если будут пролетать вражеские самолеты, мол, снимайте платки и машите ими. Машите и молитесь. Молиться могли взрослые тетеньки. А я навсегда запомнила холодящий ужас при виде самолета с черным крестом. Он был так низко, что, казалось, я поймала пристальный взгляд фашиста в очках..."

Им повезло. Их эшелон ни разу не бомбили. И больно было наступать на землю после фронта: дым и воронки от взрывов...

На новом месте

Казахстан – станция Акколь (между столицей и Макинском), село Никольское – встретил бураном.


фото автора

"Вместо валенок, более уместных для здешней зимы, - бурки стеганые и калоши. Я была неплохо одета, но то для солнечной Украины, а не снежных степей северного Казахстана".

Людей на первое время разместили в местной школе. Марии повезло: ее подселили к местной бабушке. Первым делом новоиспеченную "дочку" выкупали. В бане по-черному.

"Стала меня бабушка раздевать, ахнула: "еще пару недель, и тебя вши бы съели". А еще были страшные раны по всей спине – от расчесов. Но я уже ничего не чувствовала... Всю одежду - в печь. Остригли. Вы не поверите: три дня спала, не просыпаясь. Сытая, чистая, никто не кусает – счастье!", - смеется бабушка.

Мария жила у русских, единственных среди казахских семей. Подружилась с местной ребятней.

"Я их не понимала, они – меня. Постепенно выучила казахский – язык этих удивительных людей. Простых и сердечных. Готовых отдать последнее. Меня угощали простоквашей, которую называли айраном, и солоноватым куртом. Сытость от него, на целый день. Я это сразу заметила", - вспоминает Мария Васильевна.

Но в этот же год добрая бабушка умерла. И Мария училась снова жить одна. Благодаря односельчанам, это оказалось не так уж страшно. Помогали одеждой, продуктами, лаской. А трудолюбивая девочка старалась отблагодарить помощью по хозяйству.


фото автора

Спустя много лет Мария Азарова вернется в поселок, который прежде назывался Никольским. Вместе с внучкой и кучей гостинцев.


фото автора

"Хотелось вспомнить, поклониться. Но, оказалось, никого из них здесь уже нет. Нет их, с кем страдали", - заплакала.

Марта-Мария-Мариям

И там, на Украине, превратившись в дочь "врага народа", и в тесном угольном вагоне, и здесь, в Казахстане, осиротевшая в третий раз девочка мечтала об одном. Чтобы у нее была большая семья. Сбылось. Сегодня Мария Азарова – мама пятерых детей, бабушка 12 внуков и 15 праправнуков. Семья из полусотни человек. Марта-Мария-Мариям прожила простую, понятную жизнь. Работала на хлебзаводе и в столовой, няней и дояркой...


фото автора

"Все мои дети получили образование – медицинское, торговое, педагогическое, - гордится апа Мария. - Сегодня дочь живет в Германии, сын в России, трое детей здесь, в Кокшетау. Я старалась вырастить их такими же, как казахи.


фото автора

Которые не давали упасть, растеряться. Которые ставили чай и заводили душевные разговоры. Благодаря которым, ни разу и в голову не пришло мысли, что я не на своем месте, не в своей стране. И мои молитвы – о ней. Чтобы в Казахстане были мир и достаток"...



Наверх