Нацмузей РК представит "Золотого человека" в Узбекистане

<p>В честь торжественного открытия "Года Казахстана в Узбекистане", при поддержке Минкульт РК Национальный музей Республики Казахстан 11 апреля 2019 года открывает выставку "Великая Степь: история и культура" в Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте.</p>

1 Апреля 2019, 17:10
Подпишитесь на наш
Telegram-канал
и узнавайте новости первыми!
пресс-служба национального музея РК 1 Апреля 2019, 17:10
1 Апреля 2019, 17:10
4047
Фото: пресс-служба национального музея РК

В церемонии торжественного открытия выставки примут участие и.о директора Национального музея Республики Казахстан Нуразхан Алмаз Шайкенович и директор Государственного музея искусств Узбекистана Файзиева Васила Солиховна, сообщает BNews.kz со ссылкой на пресс-службу Нацмузея РК.

Перед открытием выставки состоится пресс-конференция, в мероприятии примут участие представители официальных делегаций двух государств, а также ученые-историки Казахстана и Узбекистана.

Целью выставки является ознакомление зарубежного зрителя с богатым историко-культурным наследием Казахстана. На выставке будет представлен символ Республики Казахстан – "Золотой человек".

В конце 1960-х - начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя – "Золотого человека", – ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили "казахским Тутанхамоном" и признали открытием века.

На сегодняшний день проект успешно реализован в семи странах – в Беларуси, Азербайджане, России, Китае, Польше, Корее и Республике Татарстан. Выставку "Золотого человека" в этих странах посетило свыше одного миллиона человек.

В целом проект будет реализовываться в течение трех лет, до конца 2020 года выставка посетит около двадцати стран мира. В этом году выставка запланирована в музеях Малайзии, Италии, Турции и Грузии. В следующем году планируется провести выставку в музеях США, Австрии, Франции, Швейцарии и Германии.

На выставке в Государственном музее искусств Узбекистана можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17-18 лет). 

Саки (в переводе с персидского означают "могучие мужи") – далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому – "олень"), в других древних источниках их образно описывали "турами с быстрыми конями".  В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда ("острошапочники"), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением "Золотого человека".  

В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке.

Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство зооморфных образов – так называемого "звериного стиля", отличительные черты которого – стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.

Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом "звериного стиля" является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.

По мере утверждения христианства и мусульманства, "звериный стиль" постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.

Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции предметами ювелирного искусства, датируемыми XV веком. 

Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненная руническим письмом, – древнейший памятник письменности, найденный на этой территории.

Также на выставке были представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область). 

Всего на выставке представлено 106 предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан.

Представляемые на выставке шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана эта лишь малая часть творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии. 

Ожидается большой приток зрителей, в том числе представителей научной и творческой интеллигенции Республики Узбекистан.

"Золотого человека" показали в Казанском Кремле.

До конца 2020 года экспозиция названием "Великая степь: история и культура"  объедет около 20 стран мира

Наверх