- Главная
- Новости
- Мультикультурный англоязычный вуз с казахским колоритом – профессор о Назарбаев Университете
Мультикультурный англоязычный вуз с казахским колоритом – профессор о Назарбаев Университете
1 декабря в Казахстане отмечается день Первого Президента. Одним из достижений Нурсултана Назарбаева стало создание качественного англоязычного образования в нашей стране. Флагманом этого процесса стал Назарбаев Университет, который в прошлом году отмечал свое десятилетие.
Корреспондент BaigeNews.kz поговорил с ассоциированным профессором и директором PhD программы Высшей школы образования Назарбаев Университета Миром Афзалом. Профессор Афзал рассказал о том, в чем особенности образования в НУ, каков вклад Назарбаева в создание бренда этого университета, а также о том, почему в НУ так сложно поступить.
Как корабль назовешь...
— Профессор Афзал, Назарбаев Университет был открыт в 2010 году по инициативе Нурсултана Назарбаева. Как бы вы оценили роль Первого Президента Казахстана в создании университета? Насколько то, что университет носит имя Нурсултана Назарбаева, сказалось на создании бренда Назарбаев Университета?— Я думаю, что роль Первого Президента очевидна, она также очень вдохновляющая, потому что этот университет - его творение. Он отражает его видение того, каким должен быть казахстанский университет мирового уровня. Так что видение и концептуализация исходит от Назарбаева. Университет носит его имя, а его имя – это бренд не только в Казахстане, но и во всем регионе. Назарбаева уважают его сограждане, а также люди в других странах за его дальновидное лидерство.
Он стал лидером страны в очень сложное время и одним из его приоритетов было образование. Сначала он основал стипендиальную программу "Болашак", даже тогда, когда в стране не было так уж много денег. Так что его позиция была очень четкой с самого начала – если мы хотим, чтобы Казахстан развивался, необходимо инвестировать в образование.
Из этого понимания и зародился Назарбаев Университет. Важно, чтобы в Казахстане был вуз, который бы мог конкурировать с университетами по всему миру и который бы мог обучить высоких профессионалов, необходимых в стране. И я думаю, что это видение до сих пор стимулирует развитие Назарбаев Университета. НУ стал брендом, он стал примером качественного образования на постсоветском пространстве.
— Как, по-вашему, изменился Назарбаев Университет за 11 лет своего существования? Какие основные достижения вы бы выделили?
— Знаете, 11 лет – небольшой срок для образовательного учреждения. Если вы посмотрите на такие университеты как Кембридж, Оксфорд или Гарвард, то увидите, что эти вузы существуют 100 или даже 200 лет. Им понадобилось столько десятилетий и даже столетий, чтобы стать теми университетами, которыми они являются сегодня.
В этом контексте, если вы посмотрите на Назарбаев Университет, за 11 лет он во многом изменился. Он стал университетом, который признается во всем мире, он действительно стал заметным вузом. Люди в науке знают о той впечатляющей работе, который этот университет осуществляет. У нас уже есть более 4500 международных публикаций. Это важный рубеж для такого молодого университета. Наши выпускники продолжают обучение в лучших университетах мира, работают в международных компаниях, им предлагают хорошую работу. То есть их рассматривают как качественных профессионалов. Это показывает, как этот университет развивается. И он будет трансформироваться дальше, исходя из нужд страны.
- Насколько Назарбаев Университету удалось адаптировать обучение западного образца под особенности казахстанской системы образования? И более шире, насколько целесообразно создавать вуз по западной модели образования с иной системой оценивания, экзаменов? Что это привносит в процесс обучения?
- В Назарбаев Университете работают люди со всего мира. 70 процентов нашего преподавательского состава приехали сюда из более чем 60 стран. Это значит, что люди привносят с собой международный опыт и лучшие практики со всего мира. Мы не просто следуем лучшим международным практикам. Мы не просто берем их и применяем в Казахстане. Это так не работает. Мы берем лучшие практики, анализируем их и смотрим насколько они подходят к уникальному контексту Казахстана. Я бы также хотел подчеркнуть, что мы не полагаемся только на мировой опыт, мы также создаем свои практики. И у нас есть значительная академическая свобода, благодаря политическим деятелям, Правительству Казахстана. Этот университет – пример автономного учебного заведения, в котором преподаватели, исследователи и студенты могут экспериментировать с новыми идеями, могут создавать новые идеи, в том числе относительно инноваций в сфере образования.
Мультикультурный котел
— В Назарбаев Университете работают как зарубежные, так и казахстанские преподаватели. Что вам, как иностранному преподавателю, дает опыт работы в такой многокультурной среде? Чем казахстанские студенты отличаются от студентов в других странах, где вы преподавали?
— Я работал в четырех разных странах. До этого я учился в Европе и Северной Америке. Так что я хорошо знаком со сферой образования в мире. Я работал в таких странах как Пакистан, Афганистан и последние пять лет работаю в Казахстане.
Конечно, студенты во всех странах студенты, независимо от того из Казахстана они или из любой другой страны. У них всех есть что-то общее. Но есть и уникальные черты. Это зависит от того, где они родились и выросли, культурный бэкграунд играет в этом свою роль. Я с удовольствием работаю с казахстанскими студентами за последние пять лет моего пребывания в Назарбаев Университете. У нас учатся очень умные студенты, которые поступают с достаточно хорошей подготовкой. В особенности я бы отметил их языковые навыки. Почти каждый студент говорит на 3-4 языках. Это ценный навык. Они могут читать, учится, следить за новостями на этих языках, это безусловно расширяет их кругозор.
Есть здесь также и чувство гордости у тех казахстанцев, которые поступают в Назарбаев Университет. Они чувствуют себя частью сообщества и бренда НУ. Это становится частью их идентичности. Это стимулирует студентов усердно учиться, добиваться большего. Так что работа в Назарбаев Университете стала очень позитивным опытом для меня.
— Вы упоминали про топовые университеты, в которых ваши студенты продолжают свое образование. Назарбаев Университет сотрудничает с ведущими вузами мира. В частности, стратегическими партнерами Высшей школы образования являются Университет Пенсильвании и Кембридж. В чем заключается это сотрудничество? Какие в связи с этим имеются возможности у студентов?
— Каждый факультет Назарбаев Университета сотрудничает с ведущими вузами мира. И такое партнерство – очень полезно. В Высшей школе образования НУ мы сотрудничаем с Кембриджским университетом и Университетом Пенсильвании. Это два очень уважаемых университета. Причем это партнерство взаимное, а не так что они дарители, а мы получатели. Они учатся у нас и мы учимся у них. Мы работаем вместе, проводим совместные исследования благодаря грантам, за которые мы соревнуемся на международной арене. У нас есть совместные публикации, наши профессора и студенты посещают их университеты и наоборот. Так что это взаимовыгодное партнерство.
Теперь подробнее о том, что наши студенты получают от этого сотрудничества. Наши PhD студенты проводят 6-8 недель или в Кембриджском университете, или в Университете Пенсильвании. И когда казахстанцы находятся там, они взаимодействуют с профессорами, докторантами, посещают различные конференции и семинары. И они возвращаются с большим объемом знаний, с которым делятся с другими студентами в НУ.
Англоязычное образование – это прагматично
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы Казахстана по дальнейшему развитию англоязычного высшего образования по западной модели? Как стало уже известно, Назарбаев Университет планирует открывать свои отделения в других городах Казахстана. Каковы перспективы этого начиная?
— Намерение университета расширяться хорошо соотносится с национальным видением развития качественного образования в Казахстане. То, что был открыт наш университет с английским языком обучения, отражает потребности времени. Казахстан не может быть в изоляции от этих мировых тенденций глобального образования, которое, конечно, осуществляется на английском. Это необходимо, чтобы интегрироваться в мировое сообщество, чтобы обмениваться знаниями, идеями и человеческими ресурсами. И для всего этого необходим общий язык для коммуникации. И английский – это международный язык. Поэтому нам всем необходимо на нем говорить.
То, что студенты получают высококачественное образование на английском языке, не значит, что казахский или какой-либо другой региональный язык пренебрегается. Студенты развиваются на всех двух или трех языках, которые знают, и также общаются на них. Но если они едут в Америку или Европу, им нужен английский, чтобы коммуницировать с людьми там. Им нужен высокий уровень английского, чтобы их принимали в топовые вузы мира и чтобы можно было найти там работу. С этой точки зрения важно, что Назарбаев Университет предлагает свое образование на английском.
Мы также начали приглашать иностранных студентов и они будут приезжать к нам, если мы будем предлагать программы на английском. Когда эти студенты приезжают, они привносят с собой новый опыт, свою культурную специфику. И они также будут жить в контексте казахстанской культуры. Это то, как мы создаем разнообразие и плюрализм, то есть общество, где всем рады.
— Некоторые абитуриенты и их родители жалуются на то, что в Назарбаев Университет достаточно сложно поступить из-за сложных вступительных экзаменов. Есть молодые люди, которые безуспешно пытаются поступить в НУ несколько лет подряд. Как бы вы объяснили, почему так необходимы разные тесты (TOEFL, SAT, NUFYPET, GRE), чтобы стать студентом НУ? Особенно учитывая тот факт, что это не только психологически тяжело, но и финансово затратно – ведь эти экзамены довольно дорогие.
— Это необходимо, потому что мы предлагаем образование высокого качества. И это качество начинается уже с процесса отбора студентов. Нам нужно принять студентов с хорошими знаниями, чтобы сделать из них высококачественных выпускников. Языковые тесты – это международная практика. Престижные университеты по всему миру всегда включают как одно из обязательных требований для поступления хороший уровень знания языка обучения. И так как мы университет с обучением на английском, очень важно, чтобы у наших новых студентов был определенный уровень владения этим языком и другими предметами для выбранной специальности – математикой, к примеру.
У нас также есть система поддержки. Не то, чтобы мы отказывали студентам, если они не набирают нужного балла на этих тестах. У нас есть так одногодичная программа Nazarbayev University Zero Year Program (NUZYP). Если мы видим, что у студента есть потенциал, но он не добирает несколько баллов на тесте, они могут быть приняты на эту программу. Эта программа с полным финансированием, на которой они могут учиться один год, совершенствовать свой уровень английского, развивать их академические навыки и затем поступить на основную программу бакалавриата. Так что такая программа поддержи у нас была создана, в особенности для тех казахстанцев, которые не могут сдать IELTS или TOEFL.
Фото из личного архива героя