Министерства обороны РК прокомментировало информацию о том, что ведомство при закупе вооружения и военной техники отдаёт приоритет российским и турецким производителям в ущерб казахстанским, передает BaigeNews.kz.
В пресс-службе ведомства отметили, что соответствующие претензии со стороны ТОО "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" к Минобороны РК отражены в материале на сайте оrda.kz.
"Отмечаем, министерство обороны, отвечающее за обороноспособность страны, имеет потребности в самых разных видах вооружения и военной техники (ВиВТ). При этом военное ведомство ставит предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса в качестве приоритетных. За годы Независимости оборонная промышленность добилась определённых успехов в части производства и увеличения локализации востребованной в армии продукции – кораблестроения, производства и ремонта средств противовоздушной обороны, оптико-электронных систем, бронетанковой техники", - сообщили в Минобороны.
Ведомство подчёркивает, что потребности внутреннего рынка – незначительные, а в вооружении и военной технике, тем более. Поэтому производителю такой продукции необходимо диверсифицировать производство и ориентироваться на экспорт.
При приобретении военной техники и вооружения Минобороны ориентируется исключительно на их тактико-технические, эксплуатационные характеристики, а также соотношение показателя "цена – качество".
"Ни министр обороны, ни какое-либо должностное лицо, только специально созданный коллегиальный орган на основе оценок военных экспертов, учёных, боевого состава Вооруженных сил и характера возможных боевых действий определяют, какое вооружение и какую технику приобретать. Ни одна страна мира подробно не объясняет, почему приобретается то или иное вооружение, той или иной модели, типа и количества", - подчёркивают они.
Министерство обороны поясняет следующее: один из учредителей "Казахстан Парамаунт Инжиниринг" – Paramount Group Limited. Это южно-африканская корпорация, специализирующая на оборонной и аэрокосмической технике. Её бронетехника стала прототипом казахстанской бронированной колёсной машины. Изначально БКМ "Арлан" представлял собой копию южно-африканского бронетранспортера Marauder. В 2011 году юаровская компания, являющаяся прародителем ТОО "ЭКПИ", заключила сделку с Singapore Technologies Kinetics (STK) по поставке бронированного транспорта на сумму 90 миллионов евро.
"Однако, начиная с 2016 года, не осуществила поставки в полном объёме и в феврале 2018 года STK подала заявку на объявление банкротом PCS. В 2018 году юаровская компания из-за финансовых трудностей и несвоевременного исполнения взятых на себя обязательств была объявлена банкротом и прекратила существование. Кроме того, изначально бронированные автомобили с усиленной противоминной защитой (MRAP) Марадер и Матадор предназначались для обеспечения общественного порядка и безопасности (полицейские функции), проведения контртеррористических операций, пограничного патрулирования, а также участия в миротворческих миссиях, но не для вооружённых сил", - рассказали в ведомстве.
Указывается, что министерство обороны на постоянной основе ведёт мониторинг рынка вооружения и военной техники. Порядок принятия образцов ВиВТ на вооружение чётко регламентирован правилами принятия на вооружение, являющимися официальным нормативным актом. Что касается турецких машин, они также изучаются в соответствии с процедурой, определённой данным документом.
"Информация о том, что некая турецкая компания предлагает купить 90 машин "АРМА" и 30 машин "Кобра" является фейком и преследует цель вызвать нездоровый ажиотаж в обществе, и оказать давление для получения дополнительного гособоронзаказа. Ещё раз напоминаем, использование информационного шантажа с попыткой повлиять на решения оборонного ведомства может в ближайшее время перейти в правовую плоскость", - резюмировали в ведомстве.