- Главная
- Новости
- Крушение самолета Bek Air: вдова погибшего пилота выдвинула неожиданную версию трагедии
Крушение самолета Bek Air: вдова погибшего пилота выдвинула неожиданную версию трагедии
Она обратилась к Президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву.
Провести объективное расследование авиакатастрофы и снести все незаконные строения возле аэропорта в Алматы попросила в своем обращении Касым-Жомарту Токаеву и Нурсултану Назарбаеву вдова Марата Муратбаева - погибшего командира самолета Bek Air, который потерпел крушение под Алматы в декабре 2019 года, передает BaigeNews.kz.
Онлайн-петиция Айткуль Муратбаевой появилась на сайте otinish.kz 1 апреля 2021 года и на Youtube.com. На видео женщина с трудом сдерживает слезы. По ее словам, следствие изначально пошло по пути преждевременного обвинения сотрудников авиакомпании – без разбирательств, без проверки остальных версий. А многие экс-сотрудники авиакомпании не могут устроиться на новую работу из-за того, что когда-то работали в Bek Air.
"Главное было как можно быстрее кого-нибудь наказать! Призыв подхватили соцсети, Интернет и СМИ – начались травля и дискредитация. В итоге сейчас мы и наши семьи разорены. Идет охота на ведьм, и многие из нас не могут устроиться по специальности в другие компании, потому что когда-то работали в Bek Air. Но не это мы хотим донести до вас. Мы требуем справедливого расследования, объективного разбирательства и принятия мер, чтобы такая катастрофа не повторилась в будущем", - заявила вдова погибшего командира.
"Пилоты – не самоубийцы"
Женщина ставит под сомнение выдвинутую ранее заместителем Премьер-министра РК Романом Скляром версию о том, что причиной крушения самолета могло стать обледенение воздушного судна. Айткуль Муратбаева считает, что данная версия не выдерживает элементарной критики.
"Поверхность крыльев у Fokker-100 видна и доступна пилотам, в отличие от поверхности стабилизатора, состояние которого с земли не видно. Известно, что пилоты заказали провести перед взлетом противообледенительную обработку только стабилизатора. Очевидно, что при необходимости пилотам не составляло труда одновременно заказать и обработку крыльев. Пилоты – не самоубийцы. Если этого заказа не было, значит, этого не требовалось, в чем пилоты были убеждены. Эти очевидные и логичные факты были проигнорированы следствием", - продолжает она.
Айткуль Муратбаева утверждает, что недавно ей стали известны страшные факты и доказательства, которые объясняют поведение Fokker-100 на взлете и обоснованность принятого пилотами решения о прерывании взлета.
"Общеизвестно, что в то утро из пяти самолетов, обработанных перед вылетом из Алматы противообледенительными жидкостями – только одному Fokker-100 обработали стабилизатор жидкостью "Дефрост", а для остальных четырех самолетов применялась другая жидкость. Еще пять самолетов улетели из Алматы без обработки. В феврале 2021 года нам стало известно, что из-за низкого качества российские авиационные власти запретили в России использовать жидкость "Дефрост" и это было официально подтверждено казахстанской комиссией, проводящей расследование авиакатастрофы", - рассказала вдова погибшего пилота.
Согласно документам, на которые ссылается Айткуль Муратбаева, был обработан стабилизатор самолета, причем жидкости "Дефрост" было использовано в три раза больше, чем требовалось.
"Между тем, стало известно, что экспертиза показала отсутствие следов жидкости "Дефрост" на стабилизаторе Fokker-100. Следовательно, на самом деле никакой обработки проведено не было, либо была использована чрезвычайно разбавленная жидкость, в которой необходимых противообледенительных свойств попросту не имелось. Вот это и объясняет поведение самолета на взлете", - считает она.
В качестве доводов Айткуль Муратбаева приводит тот факт, что второй пилот перед смертью подтвердил комиссии по расследованию информацию о возникших проблемах со стабилизатором Fokker-100 на взлете.
"По документам срок действия "Дефрост" должен быть 45 минут, а со времени обработки Fokker-100 до катастрофы прошло всего 20 минут. Поэтому пилоты правильно прервали взлет, так как взлететь с обледеневшим стабилизатором – это самоубийство, никакой самолет не приземлится, он упадет, и погибнут все. Пилоты не стали взлетать ради пассажиров, поскольку решение прервать взлет не несло в себе опасности для пассажиров и экипажа: самолет выкатился бы с взлетно-посадочной полосы и в результате естественного торможения вскоре должен был остановиться. Но непосредственно за ограждением аэродрома он столкнулся с незаконно построенным двухэтажным домом, не имеющим никаких документов. Нет никаких сомнений, что не будь этого строения – не было бы жертв и пострадавших", - отметила Айткуль Муратбаева.
"От Вас однозначно скрыли, что экспертиза по жидкости "Дефрост" была закончена еще в феврале 2020 года – то есть, это важное обстоятельство укрывалось больше года".
Женщина задается вопросом, почему же по факту крушения воздушного судна не судят чиновников от авиационных, архитектурно-строительных и местных властей, которые, проявив халатность и бездействие, закрывали глаза на незаконное строительство возле аэропорта Алматы.
"Почему никто не выясняет причину отсутствия следов жидкости "Дефрост" на стабилизаторе? Он ведь по документам этой жидкостью был обработан. С учетом наступивших последствий становится понятным: при обработке могли использовать что угодно, вплоть до простой воды, которая замерзла и ухудшила состояние аэродинамической поверхности стабилизатора и его механизмов. От Вас однозначно скрыли, что экспертиза по жидкости "Дефрост" была закончена еще в феврале 2020 года – то есть, это важное обстоятельство укрывалось больше года. Почему? Кто-то кого-то "покрывает" и оказывает давление на расследование? Или кто-то просто хочет переложить ответственность на пилотов? Да им уже все равно – они на небесах и "теперь они вечно в глаза нам глядят!", - сказала Айткуль Муратбаева, обращаясь к Главе государства.
В заключение авторы петиции выдвигают требование снести все незаконные строения возле аэропорта, так как они продолжают смертельно угрожать другим самолетам и пассажирам, независимо от их статуса и положения.
Фото: из социальных сетей
Добавим, что командир самолета Марат Муратбаев скончался на месте крушения самолета 27 декабря 2019 года около Алматы, ему было 58 лет. Известно, что его свидетельство капитана действовало до 26 апреля 2024 года. Пилот родом из Кызылорды, жил в Алматы. Он окончил Военный институт сил воздушной обороны имени Бегельдинова. Многие коллеги и специалисты отмечали, что Марат Муратбаев был опытным пилотом и профессионалом.
Напомним, что авиакатастрофа унесла жизни 12 человек. Самолет столкнулся с домом, расположенным близ взлетной полосы: борт разорвало на части. Спустя год после трагедии наша редакция делала материал с пассажирами того злополучного рейса. Некоторые из них признались, что с огромным трудом смогли получить денежную компенсацию за причинный моральный и физический вред здоровью, а другие не смогли вернуть даже сумму, потраченную на билеты.
В данный момент расследование авиакатастрофы приостановлено из-за пандемии. В качестве основных версий в МИИР рассматривают три версии:
воздействие внешних факторов (метеоусловия – сдвиг ветра либо спутная струя, обледенение воздушного судна);
человеческий фактор;
отказ авиационной техники.
Что касается дела о незаконной купле-продаже земли вблизи взлетной полосы, где возвели дом, в который врезался лайнер, по нему обвиняются шесть человек. Пятеро из них находятся под домашним арестом. Лишь одна из подозреваемых — риелтор Нурайым Алданиш — почти год сидит в СИЗО. Ее адвокат ходатайствовал о переводе своей клиентки под домашний арест, но запрос был отклонен.
Самое читаемое