Круглосуточный call-центр помощи подросткам заработал в Костанае
<p>Центр психологической поддержки и дополнительного образования – единственный в стране.</p>
Кризисный центр для подростков был создан в феврале этого года, а недавно при нём заработал круглосуточный call-центр психологической помощи, передаёт корреспондент Bnews.kz
И с самых первых дней здесь поняли, что необходимость создания подобной службы назревала давно: в день здесь может поступать до 40 звонков от несовершеннолетних.
"На территории Костанайской области сегодня проживает свыше 205 тысяч несовершеннолетних, более 100 тысяч из них – это школьники, и более 11 тысяч –студенты колледжей. Регион обладает сетью из более 1000 объектов для организации занятости и досуга детей. Однако в этом числе не было такой организации, которая бы осуществляла психологическое поддержку детей и могла бы оказать им квалифицированную оперативную помощь, а также вести постоянный мониторинг деятельности психологов в организации образования. Таким образом, в регионе назрела необходимость создания такого центра. Поэтому нами был начат процесс реорганизации Центра дополнительного образования в Центр психологической поддержки и дополнительного образования", - сообщили в областном управлении образования.
При этом аналогов центру нет во всей республике. Особенность его в том, что он выведен из числа других государственных учреждений и занимается непосредственно вопросами психологической поддержки детей, но при этом в качестве профилактики суицидального поведения упор делается на дополнительное образование: кружки, студии, арт-терапию.
"Первые дни работы call-центра на телефон доверия поступали десятки звонков. Большинство из них были развлекательного характера: дети узнали о такой службе и просто проверяли, работает ли телефон. Так было в течение первых трёх дней, потом начались звонки, где требовалась именно психологическая коррекция. Было до 40 звонков в день, это очень много. Если сравнивать с кризисным центром, который в работает Костанае для населения, там поступает от 2 до 15 звонков в день. Мы анализируем каждое обращение. Заметили, что много детей говорят о проблемах с учителями, некоторые называют школы, фамилии педагогов, свои имена. Говорят о каком-то грубом обращении, несправедливости, что учителя кого-то обзывают. Естественно, много и звонков личного характера: ссоры с родителями, с друзьями. Насколько возможно это по телефону, оказывается помощь. Если нет, то настойчиво рекомендуем прийти на очную консультацию. Причём, сделать это может ребёнок как с родителем, так и без него", - рассказала директор центра Елена Петренко.
Психологическая работа здесь проводится как в форме индивидуальной беседы, консультирования, так и группового тренинга. Для оказания оперативной помощи по телефону психологи работают в круглосуточном режиме Предусмотрена также группа оперативного реагирования, которая будет оказывать диагностическую, психологическую и консультативную помощь детям, подверженным суицидальным настроениям непосредственно с выездом по месту требования.
"Группа мобильного реагирования – это, естественно, не скорая помощь. Мы не можем выезжать по первому сигналу, но для большей оперативности будет существовать анализ звонков. Если психологи диагностируют, что из какого-то региона поступают тревожные звонки, то туда будет направлена группа мобильного реагирования из числа психологов", - отметила Елена Петренко.
Помимо этого, специалистами центра планируется проводить областные семинары-практикумы по оказанию методической помощи педагогам-психологам, социальным педагогам. Работать будут и с родителями несовершеннолетних. Ещё одна цель - ведение постоянного мониторинга психоэмоциональной среды несовершеннолетних, выявление групп риска и работа с ними. Для этого в штат центра принято дополнительно 10 психологов, а в целом на реализацию проекта из областного бюджета выделено 54 млн тенге.
"С помощью педагогов-психологов планируем охватить всех детей диагностикой и мониторингом. В свою очередь школьные психологи должны держать тесную связь с классными руководителями, у которых дети всегда на глазах. Поэтому обучать, как распознать суицидальное, деструктивное поведение у ребёнка, будем и классных руководителей", - сообщила руководитель центра Елена Петренко.
Фото автора
Стоит отметить, что в Казахстане есть уже разработанная методика по выявлению группы риска детей, которые подвержены суицидам. Она успешно опробована в Мангистауской и Кызылординской областях. С детьми определённого возраста здесь проводилось анкетирование, затем по результатам анкет выявлялись дети с суицидальными наклонностями, а после с ними проводили психологическую коррекцию.
"В 2018 году было зарегистрировано 38 попыток и 12 оконченных суицидов. Это на 1 случай больше, чем в 2017 году. Если брать статистику на начало года, то в январе 2019 года уже был один оконченный суицид и три попытки. По возрасту это ученики средних классов и старшего звена. Проблема суицидов – глобальная и касается не только Казахстана. По данным ВОЗ количество попыток свести счёты с жизнью растёт. В нашей области статистика говорит о том, что в большинстве случаев суициды совершаются из-за внутрисемейных конфликтов. Нет ни одного случая, который бы говорил, что причиной является нездоровая обстановка в школе. Ни одного случая по вине недоработки школы за последние три года", - сообщили в областном управлении образования.
В качестве подтверждения – статистика звонков на телефон Центра психологической поддержки несовершеннолетних. Более 50 процентов обращений по факту семейных отношений. Около 30 процентов приходится на эмоциональную сферу. Есть небольшой процент неопределённых случаев, около 5-6 процентов, когда причина суицида не известна.
"Поэтому необходимость создания подобного центра назревала давно. По своему опыту работы школьным психологом я знаю, что за год примерно 200 индивидуальных обращений со стороны детей. Но это же очная консультация, на которой ребёнок не всегда может сказать, что его волнует и тревожит, потому что психолог его знает, он знает психолога. Это определенный барьер, но при этом хочется решить какую-то внутреннюю проблему, которую не решаешься озвучить знакомому человеку. Телефон доверия, когда говоришь совершенно незнакомому человеку свои проблемы, это словно отдушина. А когда этот человек еще и специалист, это даёт возможность получить указания к дальнейшему действию", - отметила Елена Петренко.
Совет психологов очевидный: для предотвращения детского суицида нужно направить все силы на работу с семьёй.
"Родители зачастую думают, что суициды – это далеко и не про них, это не коснётся их семьи. Но это ошибка, потому что есть такие дети, особенности психики которых не всегда дают вовремя распознать суицидальное настроение. Это те самые случаи, когда ничего не готовится, ничего не предвещает беды, а ребёнок в состоянии аффекта совершает самоубийство. Родителям хотелось бы посоветовать слушать и слышать своего ребёнка, правильно расставлять приоритеты. Потому что бывают случаи, когда из-за какой-то ерунды может произойти непоправимое. Нет такого в отношении с детьми, что не достойно родительского внимания. Если со стороны взрослого кажется, что произошедшее - мелочь, то для ребёнка это целая трагедия", - считает психолог.
Другой важный совет: дружить с ребёнком, ни при каких обстоятельствах не унижать его достоинства и иметь доверительные отношения по принципу "равный – равному".
"Большое влияние на психику ребёнка оказывают социальные сети, интернет. Работники образования в силу своих возможностей отслеживают, какими группами и страницами интересовался ребёнок в социальных сетях. Но окончательно это проблему не снимает, поэтому родителям следует не допускать таких моментов, чтобы ребёнок оставался один на один с интернетом. Установите программу родительского контроля, больше разговаривайте с детьми. Оставляйте меньше свободного времени, когда несовершеннолетний болтается без дело. Запишите ребёнка на кружки, посещайте спортивные секции, а свободное время проводите с семьёй и создайте свою семейную традицию", - посоветовала Елена Петренко.
Центр психологической поддержки несовершеннолетних только начал свою работу, но в перспективе с его помощью надеются систематизировать работу психологов дополнительного образования, улучшить психологическую обстановку среди молодёжи, повысить психологическую грамотность детей и родителей, снизить уровень агрессии и тревожности, а в итоге и суицидальных попыток.